Языкознание и литературоведение, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Языкознание и литературоведение", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "поступление в аспирантуру" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "поступление в аспирантуру" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Освещаются основныетенденции литературного процесса и творчество его крупных представителей встранах Западной Европы разных историко-культурных эпох, жанровые иэстетические системы, стили, основные школы в российском и зарубежномлитературоведении.4.1. Предмет литературоведения. Место теории и истории зарубежнойлитературы в системе наук об искусстве. Понятие об интерпретации Сущностьискусства.Образ и знак в художественном произведении, соотношение этих понятий.Аристотелевская теория мимесиса и теория символизации. Жизнеподобный иусловный типы изображения. Задачи истории зарубежной литературы.4.2.
Художественная литература как вид искусства.Искусства изобразительные и экспрессивные, пространственные,временные и пространственно-временные. Литература как изобразительный ивременной вид искусства. Лессинг о действии ее познавательных возможностей.Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуревторой половины ХХ века.4.3. Литературное произведение как художественное целое.Определение литературного произведения. Содержание в его соотнесении сформой. Форма произведения как совокупность способов, средств, приемоввоплощения содержания. Разработка В.
Гумбольдтом, А. Потебней, Г. Винокуромпонятия "внутренняя форма". Понятие артефакта. Художественное произведениекак развернутое в мир целое. Методы анализа литературного произведения какхудожественного целого в современном западном литературоведении.4.4. Роды литературы.Эпос, лирика, драма — роды художественной словесности.А.Н.Веселовский о происхождении поэтических родов. Различие поэтическихродов в "Поэтике" Аристотеля. Теория литературных родов Гегеля и Белинского.Современная теория родов литературы (К.
Бюлер, В.Е. Хализев).4.5. Виды (жанры) литературы. «Память жанра».Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Межродовыеформы в литературе.Лирика и ее жанры. Античная лирика (Сафо, Алкей, Гораций, Овидий).Типология лироэпических жанров и их эволюция в творчествезападноевропейских поэтов (Данте, Байрон, Шелли, Гейне). Проблема"лирического героя".Эпос и его жанры. Героическая эпопея (поэмы Гомера). Роман, его типы ижанровые разновидности («Роман о Тристане и Изольде» как образецсредневекового эпоса; воспитательный романа как жанр немецкой литературе —Гёте). Генезис исторического романа во французской и английской литературе.Теория романа в трудах М.М.Бахтина (Ф.Рабле, Гёте, Ф.Достоевский).
Повестькак средняя эпическая форма. Генезис новеллы в итальянской литературе, путидальнейшего развития жанра (Боккаччо). Драматический род и его жанры.Трагическое и трагедия. Аристотель о катарсисе. Родовые и жанровыеособенности античной трагедии. Гегель и современная эстетика о трагическомгерое. Ренессансная трагедия в драматургии У.Шекспира. Эволюция жанра втворчестве Гёте.
Пантрагическое у Ф.Ницше. Жизнь жанра трагедии всовременной зарубежной драматургии.Комическое и комедия. Концепция амбивалентного карнавального смеха втрудах М.М.Бахтина и ее применение в изучении комедий Лопе де Вега.Комический герой и комический гротеск в драматергии Мольера. Драма.
Отличиедраматического конфликта от трагического. Теория «мещанской драмы» в XYIIIи XIX в. (Лессинг, Шиллер). Новаторство драматургии ХХ в. и творческие поискиБ.Шоу и Б.Брехта Мелодрама как низовой жанр драматургии и причины еепопулярности.4.6.
Фабула, сюжет композиция литературного произведения.Различныетолкованиятерминовфабулаисюжет.А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп о мотивах и сюжете. Сюжетность каксущественная особенность произведения эпического и драматического рода.Типы сюжетов в исторической прозе.
Композиция литературного произведения,своеобразие композиции сентименталистского и романтического текста (Стерн,Гофман).4.7. Художественное время и художественное пространство в литературномпроизведении.Роль работ М.М.Бахтина и ученых московско-тартуской школы висследовании проблемы. Понятие хронотопа. Универсальные пространственновременные хронотопы в зарубежном романе в разные историко-литературныеэпохи (античность, средние века, Возрождение, эпоха Просвещения, реализм XIXвека, роман Джойса «Улисс»).4.8.
Автор и герой в литературном произведении.Значение терминов "автор", "авторство". Роль авторской индивидуальностив литературе XIX-XX в. («бурные гении» Гете, Шиллер, Байрон, Шелли). Граниавторской субъективности и своеобразие выражения ее в лирике (лирическийгерой Гейне). Рецептивная эстетика - школа зарубежного литературоведения.Психологизм как средство характерообразования в творчестве Стендаля,Бальзака, Теккерея. Новые формы психологизма в модернизме и «магическомреализме» (Фолкнер, Маркес).4.9.
Художественная речь.Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Текст как понятиефилологии и семиотики. Текст в постмодернистских концепциях и прозеЗюскинда, Фаулза. «Нулевая степень письма» (Р. Барт), типы неавторского слова.Рекомендуемая литература:1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2007.3. Луков В.А. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. М., 2007.4.
История зарубежной литературы ХIХ века/ Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2006.5. Зарубежная литература ХХ века. Учебник/ Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2008.Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т.4. С.645-680.Бахтин М.М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества. I.Проблема формы, содержания и материала в словесном художественномтворчестве // Бахтин М.М.
Собр. соч. М., 2003. Т.1. С. 265-325.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7т. М., 1996. Т.5. С.159-206.Бахтин М. М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собр. соч. М., 1996. Т.5. С.306-326.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч. М.,2000. Т.2. С.5-175.Гадамер Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.М.: Искусство, 1991.
–С.60-71.Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики.СПб, “Азбука”, 2001.Михальская Н.П. и др. История зарубежной литературы. М., 2005.Теория литературы: Роды и жанры (основные проблемы в историческомосвещении).
М., 2003. Т.3.С.11-32.Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов /Автор-составитель Н. Тамарченко. М., 2001.Шевякова Э.Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002.Шеллинг Ф. Философия искусства. Спб., 1996.Шервашидзе В.В. Зарубежная литература ХХ века.
М., 2002.Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.Литературный словарь. М., 2007.Поэтический словарь. М., 2008.Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США):концепции, школы. Термины. Энциклопедич. справочник. М., 1996.М. Л. ГАСПАРОВ.
Столетие как мера, или Классика на фоне современности //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/Герменевтика // Материал из Википедии — свободной энциклопедии //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГерменевтикаВИКТОР ЖИВОВ. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ееограничения//[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/zh5-pr.htmlВ.В. Кожинов. Понимание трагедии и разрушенное сознание // [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://kozhinov.voskres.ru/articles/traged.htmАлександр Эткинд. Новый историзм, русская версия // [Электронный ресурс].Режим доступа: http://magazine/nlo/n47/sod.htmЗарубежная литература 1980-90 годов. Тексты и справки по авторам.
http://reader.vspu.ac.ru/Пронин В.А. История немецкой литературы. – М: Логос, 2007.5. Общее книговедение5.1. Общее определение книговедения как науки. Соотношение книговеденияи общего книговедения. Основные исторические закономерности формированияобобщенного книговедческого знания. Фундаментальная проблематика Общегокниговедения: мировоззренческая науковедческая5.2.
Из истории становления и развития обобщенного книговедческогознания в зарубежной науке о книге: библиографическая концепция, библиотечнаяконцепция, историко-книжная концепция, конкретно-научные ориентации вразработке общетеоретических положений науки о книге. Современныезарубежные концепции книги и книговедения.5.3. Развитие общей теории книговедения в России до 1917 г.: Общиезакономерности становления книговедения в дореволюционной России.Теоретическое значение работ В.С. Сопикова и В.Г.
Анастасевича.Возникновение термина «книговедение» и понимание его содержания на разныхэтапах истории развития науки о книге. Теоретическая проблематика науки окниге в трудах Н.М. Лисовского. Методологическая проблематика книговедения втрудах А.М.Ловягина. Теория библиопсихологии Н.А.Рубакина5.4. Становление общей теории книговедения и основные направления ееразвития (1917-1959): Основные закономерности, процессы, формы, фактыразвития книговедения в первые годы Советской власти.