Искусствоведение
Описание файла
PDF-файл из архива "Искусствоведение", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "поступление в аспирантуру" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "поступление в аспирантуру" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной и научной работе_____________ Ю.М. Боровин«___» ______________ 2017 г.ПРОГРАММАвступительного испытания для поступающих на обучениепо программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуреНаправление подготовки: 50.06.01 ИскусствоведениеМосква 2017Разработчики:кафедра «Иллюстрация и эстамп»зам. директора ИГРИКЛемешко Т.В.кафедра «Рисунок и живопись»профессорЧувашев Ю.И.кафедра «ХТОПП»зав.
кафедрой ХТОППБиричев С.Ю.РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. На вступительное испытание поступающие допускаются при наличиидокумента, удостоверяющего личность и гражданство (паспорта), и расписки оподаче документов.2. Форма проведения вступительного испытания: в форме устного ответа натри вопроса, выбираемых представителями экзаменационной комиссии.3. По результатам вступительного испытания, поступающему выставляетсяоценка от нуля до ста баллов. Минимальный положительный балл по 100-балльнойсистеме составляет 40 баллов, ниже которого вступительное испытание считаетсянесданным.Итоговая оценка за вступительное испытание определяется по критериям:БаллыКритерий выставления оценки81-100 Демонстрация отличных знаний по заданному вопросу.
Умениеиллюстрировать теоретические положения эскизами, графиками,формулами. Широкий кругозор по обсуждаемым вопросам.61-80 Демонстрация твердых знаний по заданному вопросу. Наличие мелкихнеточностей в ответе и в иллюстративном материале.51-60 Неплохое знание вопроса, но с заметными ошибками.41-50 Слабое знание и понимание рассматриваемого вопроса, со значительнымиошибками0-40 Незнание и непонимание рассматриваемого вопроса.4. Вступительные испытания проводятся по расписанию приёмной комиссииуниверситета.Экзаменационные аудитории по каждому направлению подготовкиобъявляются за 1 день до начала вступительного испытания.5. Перед началом вступительного испытания поступающим сообщается времяи место получения информации о полученных результатах.6. На вступительных испытаниях разрешается пользоваться: справочнойлитературой, представляемой комиссией.
Запрещено пользоваться средствами связии ПК.7. Поступающий, нарушающий правила поведения на вступительномиспытании, может быть удален из аудитории без предупреждения.У такого поступающего отбираются все экзаменационные материалы.Фамилия, имя, отчество удаленного из аудитории поступающего и причина егоудаления заносятся в протокол проведения вступительного испытания.Поступающий может покинуть аудиторию только полностью сдав всеэкзаменационные материалы.8. При проведении вступительного испытания вопросы поступающих посодержанию экзаменационных вопросов членами экзаменационной комиссии нерассматриваются.
При обнаружении опечатки или другой неточности какого-либозадания вступительного испытания, члены экзаменационной комиссии обязаныотметить этот факт в протоколе проведения вступительного испытания.Экзаменационной комиссией будут проанализированы все замечания, припризнании вопроса не корректным он засчитывается поступающему, каквыполненный правильно.РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯРаздел 1.
Область общей теоретической подготовки оформителя печатных иэлектронных изданий1.1. История искусстваАспекты взаимовлияния социальной и культурной жизни общества ихудожественно-творческого процесса в сфере культуры и искусства1. История искусства в трудах М.В. Алпатова2. Искусства станковое, графическое и прикладное3. Ренессансная живопись и роль Леонардо да Винчи4. Особенности (концепция) античного искусства5. Особенности (концепция) средневекового искусства6. Философские и эстетические идеи эпохи Просвещения7.
Понимание и выявление социальных корней искусства8. Связи между произведением искусства и историческим процессом9. Понимание духовных потребностей времени1.2. История печатно-графического искусстваАспекты отражения в художественно-композиционном пространстве книгимировоззренческих позиций ее создателей1. Композиционно-художественные черты конструктивно различных формкниги2. Триединая функция орнамента (смысл, украшение, «инструмент» магии)3. Орнамент как пространственная формула поэтического строя произведения4.
Европейская книга периода средневековья, культурные истоки5. Андрей Рублев и московская школа книжной миниатюры6. Издательская деятельность московских первопечатников Ивана Федороваи Петра Мстиславца7. Ранние русские лубки: пояснение термина, истоки, содержание, техникаисполнения8. Рисунок эпохи раннего Возрождения как отдельная область творчества9. Печатно-графическое искусство западной Европы XV-XVIII веков10.
Прикладная и станковая графика XIX века (ксилография, литография)11. Деятельность Уильямса Морриса и поиск нового целостного стиля в книге12. Русская книга середины и второй половины ХIХ века13. Смена стилей и художественных направлений в печатной графике XX века14. Творческая ксилография (Петербург — А.П.Остроумова-Лебедева, Москва— В.А.Фаворский) в начале XX века15. Ленинградская школа книжного искусства 20- 30-х гг. ХХ в.,иллюстраторы В.В.
Лебедев и др.16. Издательство «Academia» в 30-х гг. ХХ в. и формирование эстетикиизданий художественной литературы17. Научное и практическое значение трудов В.Н. Ляхова для искусства книги18. Внимание к книге как к единому художественному организму вискусствознании середины ХХ века19. Новые виды изданий (электронные, интерактивные, мультимедийные)1.3. ИскусствоведениеВопросы композиции и аспекты научного изучения искусства ихудожественной критики1.
Основные этапы развития теорий изобразительного искусства в контекстемировой истории культуры2. Роль мировоззрения и мировосприятия в творчестве художника3. Эстетическая оценка действительности и функции искусства4. Факторы мотивации при создании художественной формы5. Теоретические основы трех искусств, живопись, скульптура, архитектура6. Способы передачи информации и виды искусств7. Композиционные закономерности построения изображения на плоскости8. Трехмерная протяженность и материальный состав предметов какпервооснова пластически-образного начала в изобразительном искусстве9. Задача изобразительного искусства - включение реального облика вещей вособую систему художественного целого10.
Понятие о пластике как об объемно-пространственной выразительностиформы вещей11. Локальная и светотеневая живопись12. Силуэтно-плоскостная живопись13. «Академические» традиции, значение традиционного метода обучения14. Композиционная связь изображаемого с величиной и пропорциями листа,холста, страницы15. Понятие о свете и воздушных средах в изобразительном искусстве16. Конструктивное и композиционное в изображении, теорияВ.А. Фаворского17. Перспектива прямая и обратная, Б. Раушенбах, П.
Флоренский18. Время реальное и время изображенное19. Геометрические объемы и цветовые силуэты как изобразительные формы20. Зрительные формы как суть изобразительного искусства21. Целевые установки художника в процессе его деятельности22. Значение активного характера визуального восприятия23. Понятие «манера» и стилистический анализ24.
Семиотический подход в искусствознании25. Композиционные закономерности черно-белых изображений26. Цветовые изображения и их закономерности27. Зритель как «соучастник» деятельности художника28. Механизм восприятия художественной формы29. Материалы в творчестве художника - изобразительные и технические30. Фактуры как способ обработки поверхностейРаздел 2Аспекты практической работы оформителя печатных и электронных изданий2.1.
Композиционное проектирование печатных изданийАспекты аналитического изучения наследия книжного искусствана основе базовой художественной и обще-теоретической подготовки1. Книга как синтез искусств2. Искусство создания художественной формы печатно-графическогопроизведения3. Пространственно-временные особенности композиции книги4. Множественность и другие особенности изобразительной поверхностикниги5. Специфика конструкции книжной формы6. Закономерности взаимосвязи в издании иллюстративного материалас текстом7. Анализ книжного набора с точки зрения цветности, фактурности, весаи пространственности8.
Логическое соподчинение разделов текста (рукописи) с помощьюрубрикации9. Система отношений между элементами проектируемого книжного издания(функциональные, иерархические и др.)10. Сюжет и тема; фабула и сюжет11. Современная книга и ее типология: характер влияния эволюции техникии технологии на художественную форму книги2.2. Искусство иллюстрацииАспекты графического оформления и образного иллюстрированияпечатных изданий1. Создание единого художественного образа литературного произведениясредствами книжной графики2. Сценическое пространство иллюстрированной книги3.
Сюжетный иллюстративный ряд и ритмические ряды4. Связь изображений и текста реплик в искусстве Древнего мира и Среднихвеков5. Гротеск, метафора, синонимия и др. в книжной графике6. Ксилографическая книга, ее влияние на облик ранне-печатной книги7. Мастера «Мира искусства» и их роль в русском печатно-графическомискусстве8. Специфика иллюстрирования детской книги9. Функционально-эстетические требования к иллюстрациям изданий разныхтипов2.3. Искусство шрифтаТеоретические аспекты знания в области истории, морфологиии эстетики шрифта1. Обоснованность подбора шрифтов для различных типов публикаций2.
Особенности шрифтов, создаваемых для различных видов изданий3. Происхождение и развитие письма, инструменты, каллиграфии4. Печатный шрифт, подвижные литеры, Иоганн Гутенберг, историятехнологии5. Закономерность шрифтовой формы, литера, апроши, кернинг, лигатуры,трекинг.6. Виды классификации шрифтов7. Основа типометрической системы в полиграфии8. Петровская реформа кириллицы9. Промышленная революция XIX века и печатная продукция10. Новые технологии набора, цифровой набор и новые формы в шрифтовомдизайне2.4. Искусство фотографииАспекты отечественного и мирового фотографического наследияXIX-XXI вв.1.