Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальнуюстатику, социология, по его мнению, должна открытьосновные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальноецелое.О. Конт считал, что всегда должна существоватьспонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.При рассмотрении конкретной структуры общества 0.
Конт исходит из семьи, которую он считалосновным элементом социальной структуры. В нейчеловек живет как спонтанное социальное существо;семья представляет естественное состояние егосоциальности, и в ней господствуют отношения,которые можно считать естественной основой всехотношений в обществе.Положительный вклад 0. Конта в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении,что ни одна отдельная общественная наука не можетдать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальныеявления в их обособленности, а не взаимосвязи;кроме того, вклад 0. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмети метод.независимо от политики.
Если физиократы исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссовыявил значение экономических отношений собственности и вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.В XIX в. настало время выхода из рамок философии социологии (изучающей самую сложную формудвижения материи - общественную). Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развитобыло теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.Другими предпосылками становления социологиистали переход к рынку и связанные с этим усложнения социальных процессов, необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектикуправ и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства.
Экономический уклад капитализма требовал и добивалсяосвобождения своей основной производительнойсилы (рабочих) от традиционных для феодальногообщества ущемлений и преследований. Очевидно,что эти изменения происходили не сразу и весьмаболезненно, что определялось специфическими традициями и укладом, порождая разного рода социальные конфликты.Немаловажным является и тот факт, что именнов середине XIX в. формировался статус науки в еесовременном понимании как производительной силы.Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.В XIX в. социология развивалась в тесной взаимосвязи с социальной философией.1 3 .
«ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯМ. ВЕБЕРАМ. Вебер ( 1 8 6 4 - 1 9 2 0 ) - немецкий социолог,основоположник «понимающей» социологии и теориисоциального действия, применивший ее принципык экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможностимаксимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитиев различных западных социологических школах и привела в 70-х гг.
XX в. к своеобразному «веберовскомуренессансу».М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу общественные институты (государство, право,религия и т. д.) должны изучаться социологией в тойформе, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что обществопервично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.В этой связи можно говорить о методологическоминдивидуализме Вебера.Однако Вебер не остановился на крайнем индивидуализме.
Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующеголица на другого индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.Отсюда «признание» - «ориентация на другого» становится одним из центральных методологических .принципов социологии Вебера.V15.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯМАРКСИЗМА14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯЭ.ДЮРКГЕЙМАЭмиль Дюркгейм (1858-1917) - французскийсоциолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства»,«Элементарные формы религиозной жизни».Он полагал, что социология сможет стать наукойтолько в том случае, если у нее будут собственныепредмет и метод.Предмет социологии - это социальные факты, которые составляют особую социальную реальность,имеющие собственные качества и законы.
Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограниченияна действия индивида и одновременно является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта могут служить закон, норма,язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.Дюркгейм сформулировал три основных правила социологии.
Правило первое состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Этоозначает, что:1) социальные факты являются внешними для индивидов;2) социальные факты могут быть объектами в томсмысле, что они строго наблюдаемы и безличны;3) устанавливаемые между социальными фактамипричинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей.Это означает, что:1) социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями; VМарксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостногомарксистского миропонимания, развитого К.
М а р ксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляетсобой совокупность теорий, относящихся ко многимобластям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.К. Маркс - видный политический деятель, философ,социальный теоретик и экономист. Самой известнойособенностью идей Маркса является представлениео связи между социальной и экономической жизньюобщества.
Экономика (базис) включает три обязательных элемента:1)средства производства (орудия и материалы);2)работника;3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или натруд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом,и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда.
Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение трудаи определяются уровнем развития орудий труда. ВсеегЧ>описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это незначит, что структура общества двоичная, частоструктура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавшихформ общества.Надстройка - это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью,государство, идеологию.
Утверждается, что у Марксався социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношениемежду экономикой и обществом в теории Маркса нестоль жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не толькоотносительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характерв значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.Маркс первым придал социологический смыслпонятию «отчуждение», под которым он понималотчужденность труда и его продукта от человека,который выполняет свою работу по внешнему принуждению.
Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:1) это структурная часть капиталистического общества;2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории являетсяклассовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этогонеобходимо активное вмешательство людей, точнее,угнетенного класса.2) она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам.Правило третье состоит в признании первенства(примата) целого над составляющими его частностями. Это означает признание того, что:1) источник социальных фактов находится в обществе, но не в мышлении и поведении индивидов;2) общество представляет собой автономную систему, которая управляется своими собственнымизаконами, не сводимыми к сознанию или действию индивида.Таким образом, в теории Дюркгейма уменьшаетсяроль индивида в социальной реальности, на негос момента рождения оказывается сильное давление.Дюркгейм обозначил два типа социального давления:1) принуждение, исходящее извне (от окружающихиндивида людей и общества в целом);2) давление перенесенных внутрь норм, которыестановятся некими внутренними двигателями человека.Утрату ценностей он называл анемией.