Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Именно поэтому идеальным государственным устройством Аристотель считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою рабовладельцев, а небогачам или беднякам.специальных наук. Поэтому социальная философиявыступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совладают.Социология и политология.
Взаимосвязь наук в том,что социальная организация и институты являютсясубъектами и объектами политики; политическая деятельность - важная форма и часть жизни человека;политика существует во всех сферах жизни и, какправило, определяет развитие общества. Каждая изнаук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах.
Экономика исследует только одну сторонуобщественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.Как мы видим, науки очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейервообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э.
Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряддругих наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическимматериалом.Тесная связь между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельнойнаукой, но не должна отгораживаться от других наук,хотя при взаимодействии разных наук грани междуними становятся размытыми.
В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля.10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯОГЮСТА КОНТА12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВАГ. СПЕНСЕРАВиднейшим представителем натуралистическойОгюст Конт (1798-1857) - французский мысПонятие «социология» представляет собой со- литель, который считается основателем социологии. ориентации в социологии был Герберт Спенсерчетание двух слов латинского и греческого проис- Первым предложил термин «социология».(1820-1903), чье учение получило название «социОднако существует мнение, что первенство Конта во альный дарвинизм».хождения и переводится как «наука об обществе».Оно было введено в научный оборот французским многом формальное и ограничивается лишь созданиЭволюция - это универсальный процесс, одинафилософом Огюстом Контом (1798-1857).
Он ем термина; в этом случае действительными создате- ково объясняющий все изменения как природнойлямисоциологиисчитаютТ.Гоббса,Ш.Монтескье,же определил специфику и задачи социологичесвсеобщности, так и самых частных социальных и личкого исследования общественной жизни, дал пер- Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, ностных феноменов. Спенсер - сторонник так наОуэна).воначальную разработку социологических категозываемого организмического подхода к социальВ общественной жизни указанным стадиям соот- ным фактам и рассматривает общество по аналогиирий и законов, за что стал именоваться «отцомветствуюттридругие:примитивная,промежуточнаясоциологии». Однако другие ученые среди оснос единым биологическим организмом.
Он прираввоположников социологии упоминают и Ш. Мон- и научная.нивает общество к организму. В таком организме,Между историей науки и историей общества, с точ- как общество, Спенсер обнаруживает выделившитескье, и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и многих других. В любом случае социология одна из самых ки зрения Конта, существует очень тесная связь, еся подсистемы, которые в свою очередь подразпоскольку первичным фактором в существовании деляются дальше: внутренняя система выполняетмолодых наук.является духовное, умственное развитие.Уже в XVII в.
в теориях социальной физики впервые обществаНа него оказывают влияние также раса, климат, задачу сохранения организма путем приспособлерассматривались идеи об обществе как системе.средняя продолжительность жизни человека и свя- ния к условиям «пропитания»; внешняя система выСоциальные философы того времени рассматри- занный с ней прирост населения, которые вместе полняет функции регулирования и контроля междували общество как часть природы («естественное приводят к разделению труда и обусловливают раз- подсистемами и в отношении окружающей систеправо» Т. Гоббса) и исходили из естественно-науч- витие интеллектуальной сферы.му среды; промежуточная система ответственна заных представлений.Социология мыслилась Контом как дисциплина, распределение, транспортировку и коммуникацию.Известные в то время законы естественных на- которая отражает реальность последней, научнойСпенсер считал, что эволюция любого организма:ук (геометрии, механики, астрономии и др.) стал- стадии развития общества и позитивной стадии раз- 1) тесно связана с его приспособлением к среде, т.
е.кивались с противоречивыми социальными зако- вития науки. Соответственно, и социология должнав случае с обществом, к природе;нами.опираться на методы, типичные в большей степени 2) предполагает в первую очередь дифференциациюПоэтому стали предприниматься попытки форма- для естественных наук: наблюдение, сравнение и, саего органов и функций, а, следовательно, и еголизации общественных закономерностей.
В век Про- мое главное, эксперимент.постоянное усложнение.свещения общество сравнивали с машиной («мехаИзменение общества, его постепенная дифференКонт рассматривал человеческое общество какническая модель»), в которой каждый элемент организм, который существует по законам, анало- циация являются проявлением социальной динамивыполняет свою работу. Так трактовались разделе- гичным тем, которые управляют природой и други- ки, причем динамика понимается широко, так какние труда, межличностные связи, обмен.ми организмами.
На основании этого он постули- включает не только состояние дисбаланса и развиСоциальные мыслители в XVII в. старались рас- ровал возможность изучения жизни общества при тия, но и состояние относительной стабильности,сматривать хозяйственно-экономическую жизнь V помощи методов естественных наук.V когда процессы развития замедляются. Естествен-ная структура общества для Спенсера та, в которойвыделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.Понятие «эволюция» в социологической теорииСпенсера играет важную роль при объяснении нетолько изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.Спенсер выделял два типа общества:1) военное, т.
е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей разнородностью,которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют егоразвитию и ограничивают свободу составляющихего индивидов.Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепцииДарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данныйпринцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества.
Для индустриального общества более характерен дух согласия,сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапеобщественной жизни достигают силой убеждения,а не агрессией.Во второй половине XX в. интерес к концепцииСпенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализи структурный функционализм.Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, сточки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального,правильного государственного и общественногопорядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.Полагая, что общество и общественные явлениядолжны быть предметом социологии, О.