Бреднева В.С. - Уровни правосознания и юридическая деятельность, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Бреднева В.С. - Уровни правосознания и юридическая деятельность", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "теория государства и права (тгп)" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "теория государства и права" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Тем не менее теория установки не позволяет показать всю многогранность правосознания, а отображаетвсего лишь одну из его сторон.Достаточно распространенным в юридической литературе того времени стало определение правосознания, сформулированное известным теоретиком права И. Е. Фарбером. Ученый выделил и признакиправосознания:– Правосознание есть форма общественного сознания.– Правосознание есть правовые представления и правовые чувстваобщего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей, регулирующие это поведение с точки зрения прав и обязанностейчленов общества, правомерности или неправомерности действий.– Правосознание есть знание правовых явлений.– Правосознание есть отношение людей к правовым явлениям,46Сырцев, В. А. Социалистическое правосознание в СССР / В.
А. Сырцев. – М.,1958. – С. 11.47Бойков, А. Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания /А. Д. Бойков // Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М.,1974. – С. 16.48Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования / А. Р. Ратинов // Методологические проблемы социальной психологии. –М., 1979. – С. 211.49Гречин, А. С. Правосознание как система социально-правовых установок /А. С. Гречин, Ю. А. Красиков // Вестник Московского университета. – Сер. 11:Право.
– 1978. – № 6. – С. 31.18есть выражение классовых оценок справедливости или несправедливости законов государства, судебной деятельности, правомерности поведения.– Правосознание охватывает новые правовые требования к законодательным органам о принятии или изменении законов и к человеческому поведению, которое должно регулироваться этими законами50.Таким образом, правосознание, по мнению И. Е. Фарбера, «естьформа общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и ихоценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости,а также и новые правовые требования, отражающие экономические иполитические потребности и интересы общественного развития»51.
Темне менее правовое сознание испытывает на себе влияние не толькоэкономических и политических отношений, но и других, крайне разнообразных продуктов истории: государства, морали, науки, культуры,традиций, ментальных особенностей.Дефиниция И. Е. Фарбера не учитывает наличие в правосознанииповеденческих компонентов.
Не бесспорно утверждение, что правосознание «есть выражение классовых оценок», поскольку правовое сознание, как и любая другая форма сознания, по субъектам делится наиндивидуальное, групповое и общественное.Позже исследователи обратили внимание на особенности индивидуального правосознания52. Формируясь под непосредственным влиянием общественного и группового правосознания, индивидуальноеправосознание сочетает в себе их элементы, а также индивидуальнонеповторимые черты, которые приводят к особенностям и различиям вправосознании субъектов даже в рамках одной социальной группы.По мнению И. Ф. Покровского, относительная самостоятельностьправосознания заключается в следующем: во-первых, оно имеет свойспецифический предмет и в отличие от других форм сознания отражаетне всю совокупность отношений, а лишь ту часть, которая нуждается вправовомрегулировании; во-вторых, относительная самостоятельностьправосознания проявляется в том, что оно выражается в категориях, не50Фарбер, И.
Е. Правосознание как форма общественного сознания /И. Е. Фарбер. – С. 203.51Там же. С. 204.52Покровский, И. Ф. Формирование правосознания личности /И. Ф. Покровский. – Л., 1972. – С. 29; Покровский, И. Ф. Правосознание как относительно самостоятельная форма сознания / И. Ф. Покровский.
– Л., 1970. –С. 10–17.19свойственных другим формам сознания, а являющихся чисто правовыми, в таких, как юридические права, обязанности, и в других производных от юридических категорий – законности, правопорядке, правонарушении и т. д.; в-третьих, относительная самостоятельность правосознания проявляется также в том, что имеются определенные различияв их возникновении и функционировании53.Некоторые авторы, разделяя тезис марксистско-ленинской теорииоб отмирании государства и права, аргументировали неминуемость отмирания и правосознания: «В будущем, с построением нового общества, нормы поведения людей будут соблюдаться сознательно и добровольно всеми членами общества, и особого аппарата принуждения дляих соблюдения не понадобится. Единственной гарантией их соблюдения будет общественное мнение.
А если это так, то они будут выступать уже не в качестве норм права, а как нормы морали и будут связаны не с правовым, а с моральным сознанием»54. И, как следствие, «частьправовых взглядов по мере перехода к коммунизму будет отмирать, адругая часть – сольется с этическими воззрениями55.Нынешняя реальность опровергла утверждение обутратеценностиправовых форм, а также о полной зависимости и подчиненности правовой идеологии и права политическим идеям и целям, которые справедливо критиковались и в зарубежной литературе56.Некоторые авторы в этот период предпринимали «попытки отрицать специфику правосознания и полностью отождествлять его с политическим сознанием»57. Г. С. Остроумов полагал, что правосознание «непосредственно входит в состав политических взглядов»58. Указывалось,Покровский, И.
Ф. Формирование правосознания личности /И. Ф. Покровский. – Л., 1972. – С. 29; Покровский, И. Ф. Правосознание как относительно самостоятельная форма сознания / И. Ф. Покровский. – Л., 1970. –С. 10–17.54Марксистско-ленинская философия / Отв. ред. М. С. Слуцкий. – М., 1967.См.: Ядов, В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов. – Л., 1961. – С. 121; Злобин, Г. А. Правосознание в советском общенародном государстве / Г. А.
Злобин. – С. 8, 19; Келле, В. Формы общественного сознания / В. Келле, М. Ковальзон. – С. 96; Карева, М. П. Право и нравственность в социалистическом обществе / М. П. Карева. – С. 106.55Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность /Е. А. Лукашева. – М., 1973. – С.
89.56Inkeles А. Social change in Soviet Russia–Cambridge, 1968. – 475 с.57Злобин, Г. А. Правосознание в советском общенародном государстве /Г. А. Злобин. – С. 9.58Остроумов, Г. С. Правовое осознание действительности /Г. С. Остроумов. – С.
60–63, 65.5320что правосознание служит только средством, обеспечивающим выполнение задач, сформулированных политическим сознанием59.Утверждение далеко не бесспорно. Такое понимание приводит ктому, что политика не только главенствует, выступает ведущим институтом управления и регулирования общественной жизни, согласует изадает основные приоритеты и цели развития, но и доминирует, подчиняет себе все сферы общественной жизни, превращает их в «орудиеполитики».Похоже, такой неоднозначной позиции придерживаетсяН. Н.
Белякович, поскольку в структуру политического сознания авторвключает «правовые знания и нормы (правовые теории, конституции,законы, другие нормативные документы)»60.Н. Н. Белякович полагает, что «правовые взгляды и нормы включают представления людей о юридических законах, правилах, правах иобязанностях граждан, регулирующих политические отношения общества»61.Очевидно, право является одним из многообразных средств выражения политических решений, складывающихся политических отношений, политической системы общества, в конечном счете – деятельности государства (его органов) как основного института политическойсистемы.Однако в правосознании отображается далеко не все множество политических отношений и не только они.
Помимо политических, праворегулирует обширный пласт общественных отношений, никаким образом не связанных с политическими. Более того, правоотношения вбольшей степени носят неполитический характер: экономические, семейные, обязательственные, трудовые.Если согласиться с вышеуказанной позицией, то в таком случае необходимо включить в политическое сознание и другие формы общественного сознания и считать их формами политического сознания. А стаким утверждением невозможно согласиться.Отождествление политического и правового сознания весьмаопасно, поскольку может привести к пренебрежению права, потериим своей социальной ценности, строгой обязательности соблюденияправовых норм.
А это в свою очередь повлечет за собой оправданиенарушений законности ссылками на «политическую необходимость,целесообразность».Марксистско-ленинская философия / Отв. ред. М. С. Слуцкий. – М., 1967.Белякович, Н. Н. Политология / Н. Н. Белякович. – Минск, 2001. – С. 48.61Там же.596021При этом необходимо отметить, что рассматривать правовое и политическое сознание совершенно изолированно тоже вряд ли обоснованно.Точнее будет представить их как самостоятельные формы общественного сознания, но взаимовлияющие, взаимопроникающие, взаимозависимые. Следует также иметь в виду, что право и правосознание всвоем формировании и развитии испытывают детерминирующее воздействие не только политики, но и экономики, культуры.С начала 80-х годов XX века границы социологического подхода к исследованию правовых явлений расширились, включив в себя изучениепроблематики правосознания, общественного мнения о праве, престижа права, правовой активности личности, социального механизма действия права62.В научной литературе можно увидеть нестандартные подходы к пониманию правосознания.