Бреднева В.С. - Уровни правосознания и юридическая деятельность, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Бреднева В.С. - Уровни правосознания и юридическая деятельность", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "теория государства и права (тгп)" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "теория государства и права" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Ефремова,А. Р. Ратинов. – М., 1989. – С. 15.116Хлопин, А. Д. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива / А. Д. Хлопин // Pro et Contra. – М., 1997. – Т. 2. – № 4. –С. 63.11437Таким образом, особенность общественного правосознания в том,что оно характеризуется динамизмом, но при этом изменчивость этогоструктурного элемента сочетается с его стабильностью, устойчивостьюв наиболее важных, определяющих сторонах общественной жизнедеятельности.Групповое правосознание – это коллективные представления и чувства о праве и иных правовых явлениях, поведении и деятельности всфере правового регулирования, которые выражают отношение и оценки правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов, иныхсоциальных образований. Любая социальная группа имеет не толькоцели и задачи, совпадающие с общественными в целом, но и свои,специфические, порожденные особыми потребностями и интересами.
Таким образом, в сознании социальных групп находит проявлениеобщественное сознание, но оно в каждой отдельной социальной группе преломляется через призму специфических условий, потребностей,интересов этой группы, приобретает специфические черты, которые позволяют рассматривать групповое сознание как относительно самостоятельное духовное образование. Кроме того, в обществе всегда имеютсяформальные и неформальные социальные группы, в том числе образования антисоциального характера. В таких группах также формируется«свое» правосознание, которое может оказывать отрицательное воздействие на индивидуальное правосознание участников, способствовать развитию правового нигилизма, препятствовать положительнойправовой деятельности субъектов.Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественногоправосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути.В процессе социализации человек вбирает те правовые представления,поведенческие установки и способы эмоционального реагирования направо и правовые явления, которые свойственные его социальной общности на том или ином этапе развития.Однако в настоящее время перечень оснований для классификациивидов правосознания расширился.
Это связано с тем, что многие исследователи стали рассматривать правосознание не в целом, а как отражение лишь отдельных специфических правовых явлений.Некоторые ученые стали выделять и подробно изучать конституционное правосознание117. Так, Н. В. Мамитова пишет: «Содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: во-первых,117Никитяева, В. В. Конституционное правосознание: вопросы теории ипрактики: дис. ...
канд. юрид. наук / В. В. Никитяева. – Воронеж, 2002.38как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции РоссийскойФедерации, признающих результатом правотворчества формированиеправовой системы, в которой высшей ценностью выступают основныеправа и свободы человека; во-вторых, как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которыхосуществляется оценка конституционно-правовых отношений, конституционного законодательства, способствующая активизации правовойдеятельности органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению прав человека»118.И.
А. Кравец под конституционным правосознанием понимает особый вид правового сознания, в котором отражаются представления ичувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом оКонституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления119. Особенностьюконституционного правосознания является его двойственный характер.Оно формируется на стыке правового и политического сознания, в тоже время не являясь простым механическим сочетанием в сознанииличности правовых и политических идей, взглядов, чувств. В настоящеевремя появились научные исследования, в которых конституционноеправосознание рассматривается как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальный фактор, позволяющийвыявить отношение к конституционным нормам – признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства120.Отдельные исследователи стали анализировать налоговое правосознания121.
Деформированность компонентов налогового правосознанияподтверждают выводы И. Н. Куксина: «Большое количество налогоплательщиков в России имеет возможность безнаказанно и сравнительнолегко избежать налогового бремени. Безнаказанность юридических и118Мамитова, Н. В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России / Н. В. Мамитова //Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 4. – С. 11–14.119Кравец, И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики) / И. А. Кравец. – М., 2002. – С.
328.120Никитяева, В. В. Конституционное правосознание: вопросы теории ипрактики: дис. ... канд. юрид. наук / В. В. Никитяева. – Воронеж, 2002.121Журавская, Н. В. Налоговое правосознание гражданина как основнойфактор минимизации налогового нигилизма в обществе / Н. В. Журавская //Частное и публичное право. – СПб., 2002; Горобинская, А.
Платить налоги сталомодно / А. Горобинская // Сургутская трибуна. – 2004. – 1 июля.39физических лиц, уклоняющихся от выполнения требований налоговогозаконодательства, приобретает все более одиозный характер»122.В некоторых работах, преимущественно дореволюционных, упоминается и «уголовное» правосознание. «Преступление, до тех пор, покаоно не имеет непосредственным объектом своим само государство, ещене признается злым проявлением воли, направленным против основжизни всего общества.
В нем видят еще не зло абсолютное, не угрожающее интересам и безопасности государства и общества уклонение свободной воли лица с пути нормального и допускаемого правом проявления ее, но главным моментом его ставить нарушение интересов частных,нарушение прав индивидуальных, видят в нем «обиду», причиненнуюлицу или лицам, непосредственно потерпевшим от правонарушения.Отсюда архаический институт кровавой мести и система имущественныхпеней, характеризующие собою эту первичною пору развития уголовного правосознания всякого народа, которая может быть названа эпохоюгосподства частного воззрения на преступление и наказание»123.«От причинения смерти нужно отличать допущение смерти, происходящей от иных причин.
Последние могут состоять или в преступнойдеятельности третьего лица, допущение которой образует понятие попустительства, или в явлениях, безразличных в смысле уголовно-юридическом. Допущение лишения жизни в обоих случаях сводится к неоказанию помощи, взгляды на которое изменялись существенно в истории уголовного правосознания»124. Поэтому целесообразно разделятьправосознание по сферам отражения, по отраслевому признаку, учитывая, что на практике такое разделение уже существует.Таким образом, правосознание – сложное структурное образование,элементы которого находятся в постоянном развитии и функционируютна всех стадиях механизма правового регулирования. От сформированности правосознания зависит выбор правовых средств, эффективностьразличных видов юридической деятельности.
Выделение структурныхэлементов в правосознании способствует пониманию его роли и местав жизни человека и общества.122Научные конференции в Санкт-Петербургской академии МВД России /В. М. Беккет, Д. И. Игнатенко, В. П. Сальников и др. // Правоведение. – 1998. –№ 3. – С. 180–186. См. также: Куксин, И. Н. Духовно-нравственное состояниеобщества и налоговая преступность в России / И. Н. Куксин, М. П. Смирнов //Духовность. Правопорядок. Преступность: сб.
науч. работ. – М., 1996. – С. 163–168.123Загоскин, Н. П. Очерк истории смертной казни в России / Н. П. Загоскин. –Казань, 1892. – С. 103.124Фойницкий, И. Я. Уголовное право. Посягательства личные и имущественные / И. Я. Фойницкий. – СПб., 1907. – С. 20–22.40§ 1.3. Уровни правосознания.Их общая характеристикаИсследование уровней правосознания необходимо, поскольку именно уровень правосознания обусловливает осмысленность и инициативность участия социальных групп в процессе преобразования правовойдействительности.Одни исследователи выделяют активный, обычный, пассивный уровень125.
Другие выделяют не уровни, а слои, которые включают в себя:– представления о должном в праве, т. е. что должно быть в правовой действительности с точки зрения требований общества, этноса,класса;– представления о сущем в праве, т. е. отражение существующих наданный момент элементов правовой действительности;– представления о желаемом в праве, т. е. какие элементы правовойдействительности, которые хотелось бы включить в нее126.Некоторые ученые считают слоем правовую психологию: «правоваяпсихология – это своего рода стихийный, «несистематизированный»слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологическихреакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство и другие юридические феномены»127.Отдельные авторы выделяют уровни в структурных компонентахправосознания (правовой идеологии).