Для студентов МАРХИ по предмету АрхитектураВизуальные иллюзии в архитектурной композицииВизуальные иллюзии в архитектурной композиции
2019-06-30СтудИзба

Диссертация: Визуальные иллюзии в архитектурной композиции

Описание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Художник-конструктор должен научиться видению; он должен быть знаком с эффектами оптических иллюзий, с психологическим воздействием пространства, цвета и фактур, с эффектами контраста, направления, напряжения и отдыха; он должен научиться понимать значение человеческого масштаба... Вальтер Гропиус
Человеческая жизнь – это осознанное или неосознанное использование иллюзий во всех сферах деятельности. Интерес к визуальным иллюзиям за последние годы возрос необычайно. Изучением вопросов возникновения визуальных иллюзий у человека и их практического применения занимаются различные области наук, так например, нейронауки , психология , философия , области, связанные с созданием искусственного интеллекта , военные и авиационные науки . В архитектуре вопрос о роли визуальных иллюзий сегодня приобретает особую актуальность в связи с новой культурной парадигмой, основанной на современных научных подходах и активно развивающихся технологиях. В аналитических исследованиях в области искусствоведения, теории и истории архитектуры тема визуальных иллюзий затрагивается всё чаще. В стремлении к зрелищности и внешним эффектам формообразования архитектура создает образы эфемерной, иллюзорной статической и динамической композиции, наделенные новыми художественно-смысловыми качествами. Эта ситуация во многом связана с бурно развивающимися цифровыми технологиями, внедряющимися в процесс проектирования, эксплуатации и формообразования архитектурного сооружения. В свою очередь, использование компьютерных технологий и высокотехнологичных строительных материалов порождает новый арсенал выразительных средств архитектурной композиции, направленных на создание визуальных иллюзий, что требует не только систематизации знаний, накопленных за долгий период развития архитектуры, но и признания научного статуса данной композиционной категории.
Актуальность исследования имеет несколько аспектов и определена рядом причин. Первая причина – недостаточная изученность темы визуальных иллюзий в архитектурной композиции в современной теории архитектуры. Несмотря на то, что рядом авторов отмечается важность данной темы, глубоких и всесторонних научных исследований проведено не было. Теоретическая база по этой проблеме не сформирована. Отсутствует систематизация и классификация приёмов создания визуальных иллюзий в архитектурной композиции. Опыт использования приёмов создания визуальных иллюзий в архитектуре известен еще с древних времен. Начиная с античной Греции и Рима, Ренессанса и в большей степени барокко визуальные иллюзии становятся полноценным художественным средством в руках зодчего. В настоящее время возникает новая ситуация: наряду с визуальными иллюзиями, возникающими при восприятии геометрических качеств архитектурной формы (курватура, энтазис и другие, как выявление и коррекция геометрической формы), зарождается новый арсенал выразительных средств композиции, позволяющих на основе иллюзорных качеств материала и компьютерных технологий в реальной архитектуре создавать виртуальные формы и пространства. Тема «разработки теории архитектурного формообразования и композиции на основе достижений гуманитарных, естественных и технических наук с учетом внедрения прогрессивных строительных конструкций, новых материалов, технологий и инженерного оборудования» является сегодня приоритетным направлением развития фундаментальных научных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительных наук. В связи с этим тема данного исследования становится особенно актуальной и своевременной не только с позиций теории, но и практики, так как способствует прибавлению знаний в области архитектурного формообразования, в частности, приёмов создания иллюзорных зрительных образов. Можно прогнозировать использование приёмов создания визуальных иллюзий в области реставрационной деятельности. Рассмотренные в исследовании приёмы позволят по-другому взглянуть на композиционный замысел творца, а несимметричность, перекосы, неправильные очертания и другие отклонения в архитектурных сооружениях прошлого подвергнутся более пристальному вниманию, и реже будут выдаваться за небрежность строителей и техническое несовершенство производства строительных работ. Вторая причина заключается в необходимости совершенствования архитектурного образования и модернизации программ композиционной подготовки. Тема формообразования с учетом визуальных иллюзий как некоего инструмента выразительности объекта, а также психологии восприятия такой архитектурной формы полностью отсутствует. Не разработаны рекомендации и упражнения по изучению приёмов намеренного искажения архитектурной композиции и её элементов для передачи определённого художественного образа проектируемого объекта. Теоретическая база исследования и степень разработанности темы. Тему визуальных иллюзий и приемов их создания затрагивали многие исследователи. Основу исследования составили теоретические работы, посвящённые проблемам закономерностей художественного видения в ходе исторического развития человека: Венгера Л.А., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Зинченко В.П., Леонтьева А.Н., Розина В.М., Флоренского П.А.; теории и истории архитектуры: Азизян И.А., Бурова А.К., Вёльфлина Г., Виппера Б.Р., Габричевского А.Г., Добрициной И.А., Есаулова Г.В., Маркузона В.Ф., Некрасова А.И., Сапрыкиной Н.А., Хан-Магомедова С.О., Шуази О.; архитектурной композиции: Алонова Ю.Г., Гропиуса В., Жолтовского И.В., Иконникова А.В., Кирилловой Л.И., Короева Ю.И., Коротковского А.Э., Кринского В.Ф., Ладовского Н.А., Ламцова И.В., Мелодинского Д.Л., Степанова А.В., Степанова Г.П., Туркуса М.А., Федорова М.В., Янковской Ю.С.; раскрытия методов архитектурной композиции: Араухо И., Арнхейма Р., Афанасьева К.Н., Волчка Ю.П., Гидиона З., Гутнова А.Э., Лежавы И.Г., Ле-Корбюзье, Павлова Л.Н., Раппапорта А.Г., Смолиной Н.И., Сомова Г.Ю.; вопросам светодизайна: Гусева Н.М., Ефимова А.В., Келера В., Лукхарта В. Макаревича В.Г., Щепеткова Н.И.; работы по вопросам физиологии и психологии восприятия зрительных образов: Артамонова И.Д. , Вертгеймера М., Гельмгольца Г., Гибсона Дж., Грегга Дж., Грегори Р.Л., Демидова В.Е. Крейка Ф., Линдсейя П., Логвиненко А.Д., Локхарта Р., Нормана Д., Олпорта Ф.Х., Пиаже Ж., Раушенбаха Б.В., Толанского С., Ярбуса А.Л.; труды классических мыслителей: Аристотеля, Бэкона Ф., Декарта Р., Платона; особый вклад в раскрытие темы внесли работы Ямпольского М.О., посвящённые исследованию визуальной культуры, истории репрезентации на примерах живописи, кино, литературы, философии, урбанизма. Исследовательским материалом систематизации и теоретического анализа послужили исторические памятники архитектуры и современная проектная практика, графические источники, архитектурно-критические публикации. Тем не менее, несмотря на обширный, разносторонний ценный материал, на настоящем временнóм этапе в период радикальных сдвигов в образной картине зодчества, он не подвергся обобщению и систематизации, теоретическому анализу применительно к архитектурной проектной практике и вузовскому профессиональному обучению.
Цель исследования. Выявить роль визуальных иллюзий в архитектурной композиции в соответствии с современным уровнем научных знаний и культурной ментальности. Оценить их значение в повышении художественного качества архитектурной композиции и в модернизации программ подготовки студентов архитектурной школы.
Задачи исследования: - проследить эволюцию визуальных иллюзий в архитектуре как художественного фактора композиции; - представить виды визуальных иллюзий и приемы их создания в архитектурной композиции, на основе анализа произвести классификацию по различным признакам; - определить, в какой степени, и с какой целью в разные исторические эпохи зодчие прибегали к приёмам, позволявшим создавать иллюзорное архитектурное пространство и форму, и на основе анализа разработать классификацию по цели применения; - обозначить новые виды приёмов создания визуальных иллюзий, возникающих в ходе научно-технического и культурного развития общества, а также интеллектуализации архитектуры; - определить роль визуальных иллюзий в организации архитектурной композиции в учебном процессе и реальном проектировании.
Объект исследования. Архитектурная форма и архитектурная композиция, рассчитанная на иллюзорное визуальное восприятие.
Предмет исследования. Визуальные иллюзии как особый приём в системе архитектурной композиции, способствующий достижению художественной выразительности.
Границы исследования. Рассматриваются приёмы архитектурной композиции, позволяющие создавать визуальные иллюзии архитектурно-композиционными, декоративными и техническими средствами (при этом не рассматриваются технологические решения проблемы). В рамках данного исследования не предполагалось углубленного изучения механизмов возникновения зрительных иллюзий, так как этот вопрос из области психологии и физиологии зрительного восприятия человека.
Методология и методы исследования заключаются в последовательном переходе от анализа исторического материала, касающегося восприятия и переживания индивидуумом видимого мира и в частности иллюзорного архитектурного пространства, к рассмотрению отдельных объектов, в которых получили воплощение композиционные приёмы иллюзорной выразительности. В исследовании использован формально-стилистический метод теоретического анализа исторических памятников архитектуры и образцов современной проектной практики, логико-исторический анализ текстовых и графических источников, архитектурно-критических публикаций, в том числе из сети Интернет, метод классификации и типологизации, позволившие проанализировать различные художественные и технические особенности изучаемого явления с целью соотнесения визуальных иллюзий и приёмов их создания к разным классам и типам. Результаты перечисленных методов исследования дали возможность сформулировать рабочую гипотезу.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что компьютерные технологии проникают не только в процесс формообразования архитектурной композиции, но и становятся новым инструментом создания иллюзорных форм и пространств.
Положения, выносимые на защиту: 1. Обоснование значимости визуальных иллюзий в архитектуре. 2. Систематизация визуальных иллюзий в архитектурной композиции по уровням формирования. 3. Характеристика и классификация приёмов создания визуальных иллюзий в архитектурной композиции по методам создания. 4. Характеристика и типизация приемов создания визуальных иллюзий в архитектурной композиции по цели применения. 5. Методические рекомендации по проектированию архитектурных объектов с использованием приемов создания визуальных иллюзий с учётом их типизации и целевой направленности в реальном проектировании и учебном процессе.
Новизна исследования. Впервые представлены в систематизированном виде роль и значение визуальных иллюзий как выразительного средства объёмно-пространственной композиции. Выявлено взаимодействие приёмов создания визуальных иллюзий с традиционными композиционными приёмами и средствами, дополняющими и усиливающими их возможности в достижении художественных эффектов. Анализ показал повышение значимости иллюзорных факторов в архитектурном формообразовании и в современной художественной проектной практике.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования развивают направление теоретической науки в изучении особенностей и закономерностей восприятия иллюзорного архитектурного пространства и формы, исходя из культурно-исторической концепции видения, позволяя осмыслить и структурировать на более глубоком уровне принципы возникновения данного явления, его восприятие и переживание. Практическая значимость: данное исследование может быть полезным как на стадии разработки образного, архитектурно-композиционного решения сооружения, так и при реконструкции и реставрации зданий и сооружений, в том числе памятников архитектуры. Предложенные в исследовании методы коррекции или сознательного искажения архитектурного пространства посредством визуальных иллюзий могут быть также применены в сфере массового визуального искусства. Внедрение результатов исследования в теоретические курсы истории и теории архитектуры, а также в процесс проектного и композиционного обучения студентов вызовет интерес со стороны обучающегося и повысит эффективность в освоении дисциплин объёмно-пространственной композиции, архитектурного проектирования на новом этапе модернизации вузовских программ. Степень достоверности и апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях, по теме диссертации выполнено пятнадцать публикаций, в том числе четыре в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России. Основные положения исследования были использованы в лекционно-практических занятиях, проводимых автором со студентами первого, второго и третьего курсов МАРХИ, в частности, в таких дисциплинах, как «Компьютерный композиционно-комбинаторный курс», «Основы компьютерных технологий», «Компьютерные технологии в архитектурном проектировании», «Компьютерная графика», «Психология искусства».
Структура диссертации. Диссертация состоит из текста, включающего введение, три главы, заключение, списка литературы, списка основных публикаций по теме исследования и приложений. Основной текст диссертации изложен на 130 страницах. В диссертации содержится два приложения: Приложение 1, включает в себя 18 графических аналитических таблиц; Приложение 2 – примеры упражнений по теме исследования, выполненных студентами 3 курса МАРХИ в рамках дисциплины «Компьютерная графика». Список литературы включает 164 наименования.

Характеристики диссертации

Учебное заведение
Просмотров
156
Покупок
0
Размер
9,25 Mb

Список файлов

    Картинка-подпись
    Хочешь зарабатывать на СтудИзбе больше 10к рублей в месяц? Научу бесплатно!
    Начать зарабатывать

    Комментарии

    Поделитесь ссылкой:
    Цена: 550 руб.
    Расширенная гарантия +3 недели гарантии, +10% цены
    Рейтинг-
    0
    0
    0
    0
    0
    Поделитесь ссылкой:
    Сопутствующие материалы
    Свежие статьи
    Популярно сейчас
    Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
    Ответы на популярные вопросы
    Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
    Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
    Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
    Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
    Отзывы студентов
    Ставлю 10/10
    Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
    Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
    Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
    Студизба ван лав ❤
    Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
    Отличный сайт
    Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
    Маленький отзыв о большом помощнике!
    Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
    Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
    Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
    Спасательный островок
    Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
    Всё и так отлично
    Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
    Отзыв о системе "Студизба"
    Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
    Отличный помощник
    Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
    Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
    Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
    Спасибо за шикарный сайт
    Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
    Популярные преподаватели
    Добавляйте материалы
    и зарабатывайте!
    Продажи идут автоматически
    5137
    Авторов
    на СтудИзбе
    440
    Средний доход
    с одного платного файла
    Обучение Подробнее