Главная » Учебные материалы » Архитектура » Диссертации » МАРХИ » Аспирантура и докторантура » Кандидатские диссертации » Художественный язык архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции
Для студентов МАРХИ по предмету АрхитектураХудожественный язык архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композицииХудожественный язык архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции
2019-06-30СтудИзба

Диссертация: Художественный язык архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции

Описание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Конец ХХ-го и начало нового столетия – период в архитектуре, отмеченный сложными, неоднозначными, противоречивыми событиями, но очевидным фактором стали серьёзные сдвиги в образной картине архитектуры. Проблема художественного формообразования и объёмно-пространственной композиции (ОПК) в истории зодчества всегда была в центре общественного внимания и острых творческих дискуссий. Однако нынешний этап современной действительности во всей широте проявлений: сложных неоднозначных социальных и политических процессов, динамичности развития науки и техники, глобальных информационно-коммуникативных прорывов, сплетения разнообразных мировоззренческих подходов делает обращение к этой теме особенно актуальным. В определении основных направлений фундаментальных исследований РААСН разработка теории архитектурного формообразования и композиции обозначена как одна из приоритетных. По мнению ряда ведущих аналитиков, современная архитектура находится в состоянии кризиса, неустойчивости, поиска новых художественных путей (И.А. Добрицына, А.В. Иконников, Д.О. Швидковский, Т.Ю. Быстрова, В.Г. Власов, А.Г. Раппапорт).
Проблема исследования проявляется в противоречии между традиционным классическим и неоавангардным архитектурным опытом современного постмодернизма. С одной стороны, творчество «продвинутых» ведущих архитекторов мира, приверженцев постмодернистской ментальности, склонных к решительным художественным экспериментам, видоизменило образную картину архитектуры, её стилистику и композиционный инструментарий средствами ритма, тектоники, масштаба и др. С другой стороны, эта активная практика вошла в противоречие с традициями композиционной школы, разрушила сложившиеся нормы и вкусовые предпочтения. Это создало очевидную проблему в осмыслении происходящих явлений как для теоретико-методологической поддержки реального проектного процесса, так и в особенности деятельности высшей архитектурной школы, трансляции композиционных познаний и навыков будущим поколениям зодчих. Стремительный научно-технический прогресс решительно влияет на обновление материально-конструктивной базы архитектуры как её отдельных объектов, так и всей пространственной жизненной среды, что сказывается на композиционном формообразовании, генерировании новых творческих решений. В проектное мышление активно внедряются новейшие методы сложных систем (Ч. Дженкс), цифровые технологии и компьютерные средства моделирования. Вместе с тем постмодернистская творческая практика ведущих мастеров последнего времени в стремлении к новой архитектурной образности отличается разностильностью, на фоне массовой обыденной застройки внедрением экстравагантных форм, отсутствием внятного понимания тенденций и перспектив дальнейшего развития художественного языка. Восприятие рождающего облика новой архитектуры нередко расходится в оценках интеллектуальных элит общества и остальной значительной его части, критически относящейся к опыту неоавангардных экспериментов. Остро проявляется проблема традиций и новаторства, столкновение противоположных формообразовательных творческих концепций, теоретических идей и взглядов. В облике возводимых сооружений прослеживается выражение их недолговечности. Архитектура все чаще следует за дизайном, продукты которого не рассчитываются на длительный срок службы и подлежат постоянному обновлению и сменяемости в угоду экономической прагматичности или эстетическому тренду. В строительстве используются не столь долговечные материалы и конструкции, как прежде. Отмеченная проблемная ситуация касается не только проектной деятельности, но существенно отражается в вузовской среде, где осуществляется воспроизводство архитектурных кадров и транслируются новейшие художественные идеи.
Степень разработанности научной темы. В анализе формообразовательных сдвигов на первом плане оказывались новейшие проектные технологии, воплотившие «продвинутые» принципы мышления в отношении мироустройства, осознания воздействия сложных систем, идей нелинейности, синергетики и пр., в совокупности с достижениями в области информационно-цифровой компьютеризации (Ч. Дженкс, И.А. Добрицина, Т.Ю. Быстрова, В.А. Кутырёв, Ф.Т. Мартынов, Л.П. Холодова, В. Э. Волынсков и др.). Общие горизонты, характеризующие состояние современной архитектуры, подводящие итоги ушедшего века и обсуждающие возможные перспективы дальнейшего ее развития, содержатся в монографических работах А.В. Иконникова, А.В. Рябушина, С.О. Хан-Магомедова, В.Л. Глазычева, В.Л. Хайта, И.А. Азизян, Ф.А. Новикова, А.Н. Шукуровой, Ю.П. Волчка, Д.Е. Фесенко (западные теоретики: С. Бэст, Д. Киллнер [Best S. и Keelner D.], Мишель Рагон [Michel Ragon], М. Хэйз [Michael K. Hays], Юрген Ёдике и др.). Сдвиги в стилеобразовательных процессах получили отражение в ряде новейших творческих направлений и течений: постмодернизма, деконструктивизма, органической и нелинейной архитектуры, параметризма и др. Их анализу посвящены работы А.В. Бокова, А.Г. Раппапорта, И.А. Добрициной, Ю.С. Сомова, Э.П. Григорьева и др. Существенным научным вкладом в осознание художественного языка архитектуры в категориях ОПК явились работы, раскрывающие их понимание как в традиционной классической интерпретации, так и трансформации в современной архитектуре: М.Я. Гинзбург, И.А. Голосов, А.И. Некрасов, Б.Р. Виппер, А.К. Буров, Л.И. Кириллова, А.И. Каплун, Фаршид Мусави [Farshid Moussavi], Джеймс Кальб [James Kalb], К. Александер, И.Ш. Шевелёв, С.О. Хан-Магомедов, А.А. Тиц, А.В. Иконников, И.А. Азизян, В.И. Мальгин, А.А. Нестеренко, В.И. Иовлев, В.И. Сазонов, В.Ф. Маркузон, Ликлейдер [Licklider], Роел ван Лент [Roel van Lent], И. Араухо, Франсис Чинь [Francis D.K.Ching]. Область современного состояния категорий архитектурной композиции представлена трудами А.Г. Раппапорта, Ю.С. Янковской, В.И. Иовлева, Д.Л. Мелодинского, И.А. Азизян, И.А. Лебедева, Ю.Г. Алонова, А.В. Радзюкевича, Н. Салингароса [N. Salingaros], Роел ван Лента [Roel van Lent], И. Араухо и др. Сегодня существует литература, с разной степенью глубины описывающая вклад ведущих архитекторов мира в современную картину архитектуры. Обозначены их творческие подходы и индивидуальные композиционные почерки (А.В. Рябушин – Заха Хадид [Zaha Hadid], П. Сипкин – Рем Кулхаас [Rem Koolhaas], Гилберт Рольф [Gilbert-Rolf J.] – Френк Гери [Frank Ghery], С.М. Куповский – Б. Чуми [Bernard Tschumi] и др.). Архитектурная критика отмечает широкий плюрализм в художественной стилистике, катализирующий сложности в стремлении обозначить некую общую тенденцию. Тем более это трудно сделать в отношении описания отдельных категорий объёмно-пространственной композиции. Такие работы весьма немногочисленны. Одним из аспектов нового тренда в развитии художественного языка стало направление световой архитектуры, формообразование и восприятие архитектурной формы при искусственном освещении в ночных условиях (Н.М. Гусев, Н.И. Щепетков, В.Г. Макаревич, Н.В. Оболенский, М.М. Червяков, А.Г. Батова, В.Е. Карпенко, Н.В. Быстрянцева, Дитрих Нойманн [Dietrich Neumann], В. Келер и В. Лукхардт и др.). Ускорившийся процесс радикального обновления современной архитектуры с внедрением экстравагантных форм обозначил проблему их признания и эстетической оценки широким общественным мнением, что ставит вопрос о перспективности неоавангардных формообразовательных экспериментов. Эта проблема обсуждается в рамках «визуальной экологии», представленной в работах Э.П. Филина, Э.П. Григорьева, Г.Н. Кузнецовой, Дж. Гибсона, Н.В. Оболенского, Д.О. Швидковского и др. В связи с привлечением темы освоения средств архитектурной композиции в вузовском профессиональном образовании представлены научно-методические достижения по этой проблематике (Б.Г. Бархин, А.В. Степанов, Д.Л. Мелодинский, Н.А. Рочегова, А.Э. Коротковский, В.И. Орлов, И.И. Богомолов, С.А. Малахов, К.В. Кияненко, Н. Салингарос [N.Salingaros]). Вместе с тем оценка и осмысление глубоких сдвигов в художественном языке современной архитектуры с точки зрения отдельных средств композиционного выражения оказались без должного внимания. В связи с этим заметным стало отставание теоретико-методологической поддержки композиционного творчества и предложений по модернизации курса основ художественной подготовки в высшей архитектурной школе.
Цель исследования – выявить изменения в художественном языке новейшей архитектуры, выраженные языком категорий объёмно-пространственной композиции, возникшие вследствие новых подходов в выражении образного содержания в архитектурных объектах. Оценить их позитивную значимость в сопоставлении с непреходящим вкладом классического искусства архитектуры в интересах модернизации программ высшей архитектурной школы.
Гипотеза: Научное исследование строится на предположении, что сдвиги в художественном языке архитектуры, выражаемые в категориях композиции, не образуют его абсолютно новую версию на основе постмодернистского мировосприятия. Художественный язык новейшей архитектуры - это плод эволюционного поступательного развития. Многовековой композиционный классический ресурс лишь получает обогащение за счёт позитивного опыта творческих достижений неоавангардистов. Заявленная постановка проблемы потребовала решения ряда исследовательских задач.
Задачи: 1. Исследовать особенности исторического контекста; 2. Выявить основные стилистические течения, в которых проявляются очевидные сдвиги в художественном языке; 3. Осмыслить образно-композиционный строй архитектурных объектов постмодернистского направления в категориях объемно-пространственной композиции (ОПК); 4. Показать изменения в средствах архитектурной композиции и осмысленных категориях ОПК (тектонике, масштабности, динамике) в отличие от традиционной классики; 5. Отразить особенности художественного почерка ведущих лидеров постмодернистского направления; 6. Обозначить критические точки творческого опыта постмодернизма, отмеченного профессиональной и художественной критикой, а также широким общественным мнением; 7. Сформировать точку зрения на перспективы развития художественного языка постмодерна в контексте состояния современной художественной культуры; 8. Отметить проблемные зоны трансляции художественного опыта архитектурной композиции в архитектурной школе при отсутствии единого взгляда на его содержание и оценки.
Границы исследования В работе рассматривается область Новейшей архитектуры, в объектах которой более всего ощутимы существенные стилеобразовательные сдвиги, выходящие за рамки устоявшихся традиционных форм, сохраняющихся в облике массовой урбанизированной среды. Для анализа выделены категории ОПК – динамика, масштабность и тектоника, подвергшиеся в большей степени радикальным изменениям. Главный упор сделан на творческую проектную практику наиболее видных западных мастеров архитектуры, к которым приковано внимание мировой культурной общественности. Творчество отечественных архитекторов затрагивается лишь частично для выяснения некоторых тенденций взаимовлияния и параллелей.
Объект исследования: Стилистика архитектуры конца ХХ – начала ХХI века в теории и практике.
Предмет исследования: Художественный язык современной архитектуры в категориях объемно-пространственной композиции: тектоника, масштабность, динамика.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении сдвигов, происходящих в композиционной культуре художественного языка архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции на основе формально-стилистического анализа. С привлечением к методологии анализа оппозиционных философских метафор «дерева» и «ризомы» в авторских аналитических схемах наглядно реализуется раскрытие стилистического противоборства в подходах к формообразованию в архитектуре конца XX – начала XXI века, выраженного практикой архитекторов неоавангардистов (постмодернизм-деконструктивизм-параметризм) и более умеренными представителями зодчих, творческое кредо которых апеллирует к все той же философии постструктурализма, но выражается в более упорядоченных и тяготеющих к традиционной природной формообразующей доктрине, композиционных образах, балансируя на острие грани классической архитектоники (Аравен, Цумтор, Нувель, Кулхаас, Холл, Калатрава и др.). Упорядоченный теоретический и визуальный материал, а также выводы, полученные в исследовании, могут быть использованы в качестве базы для дальнейших научных разработок в области проблем художественного формообразования в современной архитектуре.
Методология и методы диссертационного исследования. Реализуется комплексный метод, в котором задействованы в основном два подхода: - Изучение и систематизация информации по теме из литературных источников, натурных обследований и электронных ресурсов для выявления знаковых архитектурных объектов в качестве эмпирической исследовательской базы. - Формально-стилистический анализ качественных изменений средств художественного языка архитектуры, осуществляемый на основе сопоставления оппозиционных фундаментальных философских метафор «дерева» и «ризомы», отразивших культурный прогресс в новейшем времени.
Научные результаты, выносимые на защиту: 1. В результате анализа отслежены существенные сдвиги в художественном языке Новейшей архитектуры - плод активного проектного творчества ведущих архитекторов-неоавангардистов - приверженцев постклассической философской мысли. 2. Выявлено, что в наибольшей степени эти сдвиги выражены в категориях объёмно-пространственной композиции: динамике, масштабности, тектонике. В области тектоники в значительной части объектов складывается тенденция к выражению дематериализации архитектурной массы, эфемерности, т.е. атектонике. В области масштабности утрачивается связь с человеком, вследствие чего возникает масштабная неопределенность. В художественной стилистике растёт интерес к выражению динамических эффектов, иллюзорной подвижности архитектурных форм. 3. В ходе экспериментального методико-педагогического опыта разработки инновационных программ высшей архитектурной школы предложена авторская версия дополнительной композиционной дисциплины по выбору, в содержание обучения которой включены элементы нового художественного языка.
Научная новизна исследования. - Впервые, в отличие от большинства существующих подходов, акцент аналитического исследования направлен на категории архитектурной композиции, где реально проявляются художественные сдвиги в выражении образного содержания объектов. - Обозначена авторская версия оценки развития основных стилеобразовательных процессов в новейшей архитектуре, представленная творчеством ведущих архитекторов мира. - Показаны объективные истоки стремления к новой образности в современной архитектуре, корни которых детерминированы современной мировоззренческой культурой, прогрессом науки и техники, глобальными информационными процессами, сложной ситуацией осмысления всех этих факторов. - Показано, что основные новаторские сдвиги проявились в основном в композиционных категориях динамики, масштабности и тектоники. На конкретных примерах представлены формально-стилистические приёмы, которые характеризуют новые тенденции композиционного формообразования архитектурных объектов. - Обосновывается внесение ряда изменений в содержание обучения в высшей архитектурной школе в формате дисциплины по выбору, отражающей указанные сдвиги в художественном языке архитектуры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности модернизации вузовских программ для студентов высшей архитектурной школы через интеграцию положений диссертационного исследования в учебный процесс, в основе которого лежит авторское предложение учебной программы дисциплины по выбору «Композиционные приемы в современной архитектуре». Теоретическая подача материала может сопровождаться рядом практических заданий, направленных на выработку у студентов навыка научного осознания принципиальной разницы в подходах к художественному формообразованию на уровне моторики руки классической композиционной культуры и неоавангардной компьютерно-цифровой, порывающей связь с традициями в современной архитектуре. Полученные выводы и результаты также могут быть полезны как в рамках проектных дисциплин на архитектурных факультетах общей подготовки, бакалавриата и магистратуры, увеличивая эффективность освоения научно-творческих задач, которые стоят перед студентом-архитектором в сочетании с теоретическим осмыслением проблем объемно-пространственной композиции в XXI веке, так и в качестве методологической поддержки в практически деятельности проектных организациях. Результаты данного исследования могут быть внедрены в лекционные курсы по теории и истории современной зарубежной архитектуры, развивая теоретическую науку.
Степень достоверности и апробация результатов исследования: 1. Ключевые положения диссертации были изложены в форме публикаций в научных изданиях и сборниках в объеме 12 статей, в том числе 3 - в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК. 2. Материалы диссертации были изложены в форме докладов на Международных научно-практических конференциях «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ» в 2011-2014 гг.; на коллоквиуме отдела проблем теории НИИТИАГ РААСН «Движение архитектурной теории 1960- 2000-х: критический взгляд» Российской академии архитектуры и строительных наук в 2013 г. 3. Результаты диссертации были внедрены в учебный процесс в рамках чтения авторского курса лекций по дисциплине по выбору "Композиционные приемы в современной архитектуре" для студентов дневного отделения специальности 270100 – «Архитектура» на кафедре «Основы архитектурного проектирования» МАРХИ в 2012- 2014 гг. 4. Прочитан авторский блок лекций в рамках экспериментального спецкурса по выбору «Психология искусства» для магистрантов вечернего отделения МАРХИ в 2013-2014 гг.
Объем и структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список сокращений, словарь терминов (190 страниц), библиографию (233 наименований), и приложения, содержащие графические аналитические таблицы.

Характеристики диссертации

Учебное заведение
Просмотров
123
Покупок
0
Размер
80,88 Mb

Список файлов

    Картинка-подпись
    Хочешь зарабатывать на СтудИзбе больше 10к рублей в месяц? Научу бесплатно!
    Начать зарабатывать

    Комментарии

    Поделитесь ссылкой:
    Цена: 550 руб.
    Расширенная гарантия +3 недели гарантии, +10% цены
    Рейтинг-
    0
    0
    0
    0
    0
    Поделитесь ссылкой:
    Сопутствующие материалы
    Свежие статьи
    Популярно сейчас
    Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
    Ответы на популярные вопросы
    Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
    Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
    Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
    Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
    Отзывы студентов
    Ставлю 10/10
    Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
    Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
    Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
    Студизба ван лав ❤
    Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
    Отличный сайт
    Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
    Маленький отзыв о большом помощнике!
    Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
    Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
    Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
    Спасательный островок
    Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
    Всё и так отлично
    Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
    Отзыв о системе "Студизба"
    Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
    Отличный помощник
    Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
    Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
    Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
    Спасибо за шикарный сайт
    Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
    Популярные преподаватели
    Нашёл ошибку?
    Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
    Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
    Предложить исправление
    Добавляйте материалы
    и зарабатывайте!
    Продажи идут автоматически
    5140
    Авторов
    на СтудИзбе
    441
    Средний доход
    с одного платного файла
    Обучение Подробнее