Главная » Учебные материалы » Архитектура » Диссертации » МАРХИ » Аспирантура и докторантура » Кандидатские диссертации » Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города
Для студентов МАРХИ по предмету АрхитектураПринципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств городаПринципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города
2019-06-30СтудИзба

Диссертация: Принципы адаптивности архитектурной среды на примере общественных пространств города

Описание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Обращение к теме «адаптивности архитектурной среды» обусловлено несоответствием существующей методологии проектной культуры реальностям современного средоформирования (многовекторного и высокотехнологичного), а также характеристикам современного образа жизни человека и общества. Это несоответствие выражается в том, что сегодня при стремлении адаптировать среду жизнедеятельности к постоянно изменяющимся условиям, некогда статичная архитектура превращается в относительно подвижную «эволюционную» систему. Передовая проектная практика, являясь отражением сегодняшних и будущих запросов общества, демонстрирует целый пласт новаторских примеров, вызывающих и подрывающих каноны традиционной архитектуры. Диапазон таких работ простирается от дома Шрёдера (арх. Г. Ритвельд, Нидерланды, 1924 г.) и клуба им. Русакова (К. С. Мельников, Москва, 1929 г.), до скользящего здания компании де Рейке Марш Морган Архитектор (dRMM, Великобритания, 2008 г.), от интеллектуальной комнаты Ады (рук. исслед. группы П. Весчуре, Швейцария, 2005 г.) на ЭКСПО до цифрового павильона в Корее (арх. К. Остерхауса, Корея, 2002 г.) от площади в г. Маздар (арх. К. Босс, ОАЭ, 2009) до Эко Джейд парка (арх. Ф. Рам, Китай, 2017-18 гг.). Массив новых проектных результатов, появившийся как следствие экспериментальных подходов архитекторов, при всей своей широте объединен одной темой формирования гибкой, способной к адаптации архитектурной среды. Появление подобных всеохватывающих тенденций (примеры затрагивают архитектуру, интерьерное и городское пространство, выставочные и экспериментальные площадки и др.) без какого-либо теоретического фундамента говорит о том, что данное направление возникло не случайно и не относится к разряду «временной моды». Это мощный поток, объединивший в себе ранее не смежные направления науки и творчества, диктует свои требования к проектированию адаптивной среды. Важность выработки теоретических положений в этой области подтверждается возникшими за последние десятилетия исследовательскими группами зарубежных университетов, отечественными диссертациями и научными статьями. Иначе говоря, в настоящее время появилась необходимость поддержать происходящие в проектном деле процессы изучением проблематики, до того стоявшей на втором плане. Адаптация – как процесс приспособления – в проектном деле существовала всегда и понималась как: - первичная адаптация среды жизнедеятельности к потребностям людей (в этом смысле любая архитектурная среда является адаптивной уже по своей сути); - реадаптация некогда устаревших форм и комплексов (перепрофилирование, реконструкция средовых объектов под новые функции и т.д.); - адаптация как процесс приспособления архитектурной среды к изменяющимся требованиям за счет заложенного в нее (при проектировании) потенциала изменений. Для научного исследования интерес представляет третья форма адаптации, как наиболее актуальная. Именно поэтому часть исследованных работ связана с «отзывчивыми» и «интерактивными» технологиями (в диссертации изучено 80 проектов проектной практики, из них 35 относятся к интерактивным). В настоящее время пока не сложилась общая теория адаптации, т.к. текущие задачи адаптивных преобразований вполне решались в рамках действующих проектных технологий и компетенций. Существуют труды, изучающие отдельные стороны адаптации и ее свойства (такие как динамичное формообразование, интерактивность и пр.), однако практике безусловно требуется формирование единой теоретической базы, поскольку: - преимущественно «штучное» проектирование объектов и форм нашего окружения сменяется проектной организацией системы этих объектов – архитектурной среды; - прогресс науки и техники породил новые принципы проектирования, новые виды проектных задач и средств их реализации, что потребовало реформирования существующих методологий адаптации; - трансформировались роль и место проектной деятельности в жизни общества: сегодня она из явления, подчиненного задачам экономики и благоустройства, все чаще становится непосредственной производительной силой. Актуальным становится поиск оптимальных характеристик будущих средовых комплексов и систем, отвечающих запросам человека и общества, его физическим, технологическим, экономическим и интеллектуальным возможностям. Поэтому появилась необходимость в разработке теории адаптации в проектной культуре, тем более что мировой культурой практически накоплены ресурсы для начала разработки такого рода теории, что подтверждает анализ профессиональной литературы и огромное число проектных предложений в этой сфере.
Состояние вопроса. Важнейшая задача проектной культуры – формирование оптимальных условий для деятельности человека, поддерживающих его жизненные процессы. Иначе, либо требуется перестройка изначальных свойств человека (физиологические изменения его организма, менталитета, приспособления за счет воспитания, обучения, оснащения «личным» оборудованием, одеждой и пр), либо материально-физическая трансформация системы этих условий, т.е. специального проектирования среды жизнедеятельности человека. Оба движения являются разными гранями единого явления – адаптации образа жизни человека к среде его жизнедеятельности. Интерес для данного исследования представляет второе движение – адаптация архитектурной среды, отвечающее компетенциям архитектора-дизайнера. В этом случае под адаптацией архитектурной среды понимается процесс приспособления средового объекта к особенностям деятельности, индивидуальным запросам потребителя и к климатическим изменениям, а адаптивность – свойство архитектурной среды менять (прогнозируемо и при необходимости) свои параметры соответственно задачам жизнедеятельности человека. Специфика адаптивности в проектном деле соответственно подсказывает четыре направления изучения темы: - содержательно-технологические аспекты приемов адаптации архитектурной среды в проектной культуре; - научно-творческие экспериментальные поиски средств адаптивных изменений; - проектные решения реальных задач средообразования; - творческие прогнозы, в которых адаптивность как одна из подсистем проектирования, составляет часть комплекса перемен в установках и технологиях проектной культуры (виртуальное как действенный фактор проектирования и т.д.). Таким образом – от реальности до фантастики – данная исследовательская работа рассматривает обобщённый вклад в тему адаптивности архитектурной среды ученых, практиков и других специалистов проектной сферы.
Степень научной разработанности темы адаптивности в мировой литературе достаточно велика, но эти разработки, как правило, трактуют специальные вопросы данной проблематики или ее отдельные позиции, находящиеся на периферии общих теоретических интересов.
Динамическая адаптация затронута в теоретических и проектных работах Л.Ю. Анисимова, К. Босса, Ш. Бана, Р.К. Газаряна, А.А. Гуйдучени, М. Джантзена, Г.В. Есаулова, А.Ю. Заславской, В. Зука, С. Калатравы, Р. Кларка, Р. Колхаса, Дж. Корника, А.В. Панфилова, Г. Ритвельда, В.В. Савченко, Н.А. Сапрыкиной, А.В. Сикачёва, Н. Фостера, Р. Фуллера, Д. Фишера, Ч. Хобермана, в проектах арх. бюро СЛ-Раш, Рихтер Дах Роша, компании де Рейке Марш Морган Архитект, Сома, Некстофис и др. Это направление, имеющее важное значение для развития проектной культуры и феномена адаптации, стало базой для укрепления идей динамичности и гибкости среды. Иная роль принадлежит трудам, посвященным ландшафтным приемам в адаптивном средоформировании – работы Д. Джеллико, Л.С Залесской, Е.М. Микулиной, А.П. Вергунова, В.В. Дормидонтовой, А.В. Сычевой, С.С. Ожегова, Л.Б. Лунца, В.А. Горохова, Д. Рамсея, В.С. Теодоронского, М.Ф. Денисова, З.А. Николаевской, В.А. Нефедова, Б. Чуми, Конджьян Ю, проектные решения компаний Лэндлаб, СЛА, Транссолар, Керрес ев Брэнс. Они демонстрируют огромный спектр адаптивных возможностей ландшафтных компонентов в оптимизации среды открытых пространств. Хотя природная составляющая является важнейшей частью комфортного пребывания человека в городской среде, она не может обеспечить быстрого и эффективного реагирования на сменяющиеся обстоятельства. Существует необходимость изучения не только отдельных сторон адаптации (гибкость объемно-пространственных форм, адаптационные возможности природных компонентов), но и их возможность участия в комплексном адаптивном средоформировании, прежде всего, с учетом возможностей дизайнерских компонентов среды. В этот раздел значительный вклад внесли работы Ш. Бана, Д. Брюгеса, Дж. Джерде, В. Л. Глазычева, А.В. Ефимова, Г.Б. Минервина, С. В. Мкртчяна, Д. Розегарде, В.Т. Шимко, Ю. В. Расулевой, Г. Яна, раскрывающие возможности дизайнерского оборудования, а также новых методов проектирования, например, имплозивного. Понимание сути подобных технологий существенно расширило взгляд на возможности формирования новых адаптивных комплексов, в том числе – положения об интерактивной среде. Серия проектов и исследований в этой области таких авторов как К. Остерхаус, И. Ленард, Э. Диллер, Р. Скофидио, Т. Яскиевич, И. Тоёо, Л. Спайброк, П. Весчюре, М. Фокс, Л. Спайброк, Г. Стеин, Н. Негропонте и компаний: До|Су, Вест 8, способствовали не только инновациям средовых систем, но и формированию новой ментальности проектировщиков. Особое внимание следует уделить перспективным направлениям будущей теории адаптивности архитектурной среды. Современные проектные технологии, архитектурно-средовые эксперименты порождают множество разнонаправленных тенденций – гибридные, универсальные архитектурные среды. Подобные исследования носят футурологический характер, но для базовой темы имеют огромное значение. Перечень таких работ очень велик: часть их посвящена новым концепциям средовых образований будущего (А. В. Иконников, Э. Диллер и Р. Скофидио, М. Новак, Н. Спиллер, К. Ромеро, А. В.Рябушин, М. Растожи, С. Гейдж, Д. Фрайзер, М. Лабори, Б. Шиппан, группа кинетического проектирования в МТИ, исследования Барлеттской школа Архитектуры, гр. Гипербоди в университете в Делфте, ОНЛ, компания БИГ), часть – технологиям проектирования в рамках «отзывчивого» ландшафта или градостроительных структур (А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава, К. Линч, Ф. Бисли, Б. Кантрелл, Эко-Логик Студио, Экосистема Урбано, Синтетик Урбан, Хавелер+Юн, Ф. Рам, студии Розергаард, Атмосстудио, группа Архигрэм). Все изученные материалы, касающиеся традиционных, современных и перспективных принципов формирования адаптивности среды, являются базой для формулирования общей теории адаптации. Упомянутые выше разработки послужили основой для формирования рабочей гипотезы. Адаптивность архитектурной среды может быть выделена в самостоятельную область научного и проектного творчества, что требует комплексного подхода к изучению данного явления. Сегодня проблема полноценного внедрения феномена адаптации в проектную деятельность не идентифицирована, поэтому разделилась на ряд самостоятельных тем, что исключает ее прямое одноаспектное решение.
Цель исследования: сформулировать принципы адаптивности архитектурной среды в городском пространстве, а также систему современных научно-практических и творческих предпосылок данного феномена. Достижение этой цели требует совместной разработки ряда задач исследования: - выявить эволюционные особенности феномена адаптивности архитектурной среды в городе и определить основные этапы развития; - определить базовые характеристики адаптивности архитектурной среды города (факторы, средства, цели) в современном проектном процессе и перспективные направления их развития; - изучить возможности различных форм адаптивного проектирования и выявить наиболее перспективные направления адаптивности архитектурной среды города; - предложить критерии адаптивности архитектурной среды общественных пространств города; - сформулировать принципы адаптивности архитектурной среды города. При этом наиболее актуальны следующие аспекты работы: - общенаучное понимание адаптивности в проектной культуре; - сферы приложения феномена адаптивности в числе задач формирования современной архитектурной среды общественных пространств города; - представления о традиционных и современных целях, средствах и технологиях адаптивных мероприятий в различных областях средоформирования; - учет компетенций, связанных с проектированием природных компонентов среды, других материальных слагаемых средового окружения; - оценка роли и перспектив развития феномена адаптивности в проектной деятельности; - экспериментальные проекты, выполненные в высшей архитектурной школе.
Объект исследования – архитектурная среда открытых общественных пространств города, экспериментальные интерактивные и динамичные средовые объекты.
Предмет исследования – адаптационные возможности архитектурнодизайнерских и ландшафтных средовых комплексов общественных пространств города, а также адаптивные технологии в экспериментальных проектах.
Границы исследования. В связи с тем, что феномен адаптивности чрезвычайно масштабен, диссертация рассматривает не всю систему факторов становления адаптивности архитектурной среды, а акцентирует роль, место и компетенции использования этого феномена в открытых общественных пространствах города (уделяя особое внимание дизайну и ландшафтной архитектуре в экспериментальном проектировании зарубежных архитекторов). Сведения о характере и целях других объектов проектирования использованы для подтверждения или коррекции установленных тезисов. Временные границы включают изучение теоретических и практических работ конца XX – начала XXI веков, более ранние работы рассматриваются лишь для демонстрации эволюции явления адаптации. Учебные работы изучается на основе Высшей Школы Дизайна Гарвардского университета (США), Дельфтского Технологического университета (Нидерланды), Массачусетского технологического университета (США).
Научная новизна исследования состоит в том, что адаптивность архитектурной среды в общественных пространствах города рассматривается не только как особая сторона технологий и установок проектного творчества, сопоставимая по важности с формообразованием, колористикой, светодизайном, а как интегральный феномен, суммирующий цели, средства и условия формирования архитектурной среды. Это положение по-новому трактует многие теоретические установки современного проектирования: - адаптивность архитектурной среды рассматривается как принципиальная основа решения проектных задач, генерируемых природой человека и социальным устройством общества, культурой и требованиями оптимальных условий для жизнедеятельности человека; - эти требования основываются на понимании слитности в проектном деле научно-теоретических, прагматических и творческих целеполаганий и компетенций; - этот подход обеспечивает нестандартный взгляд на некоторые характеристики результатов проектного творчества (гибридность, интегральность и интерактивность новых форм средовых решений). В результате исследование ориентирует научно-теоретические и творческие разработки современной проектной культуры на становление перспективных направлений проектной деятельности.
Теоретическая значимость работы. Адаптивность архитектурной среды и ее производные (цели и технологии адаптивного проектирования, его научно-практические результаты) принадлежат к фундаментальным основам формирования условий нашего существования, т.к. содержат общенаучные знания разного профиля (физиология, психология, экология, математический аппарат реализации проектных целей, эстетика, история культуры и т.д.) и практически необходимые навыки и технологии, что неизбежно должно найти отражение в системе проектной культуры.
Практическая значимость работы имеет два аспекта: - во-первых, анализ реального и экспериментального проектирования показал тесную связь современных научно-практических исследований средоформирования с адаптивными преобразованиями объектов проектного творчества; - во-вторых, большинство проектных экспериментов проведено в стенах высшей архитектурной школы, что говорит об интересе к данной проблематике наиболее активной части проектного сообщества.
Методология и методы исследования. Диссертация построена на следующих методах исследования: наблюдение, изучение, индукция, абстрагирование, сравнение, анализ имеющихся материалов и источников из принципиально разных областей: история архитектуры, визуальная культура, технологии проектной деятельности, специализированные виды проектирования (технический эксперимент, моделирование, ландшафтная организация среды, футурология и пр.),
На защиту выносятся: 1. Авторская интерпретация и базовые характеристики феномена адаптивности архитектурной среды, способной в широких пределах менять свой облик в соответствии с запросами человека. 2. Сведение исторических, современных и перспективных направлений архитектурно-дизайнерского и ландшафтного проектирования среды в единую эволюционную систему. 3. Принципы адаптивности архитектурной среды, используемые в архитектурной профессии. 4. Понимание феномена "адаптивность архитектурной среды" как одной из категорий проектной культуры, учитывающей эволюционные перемены в образе жизни человека и общества. Эти положения могут войти в основу научного фундамента современной проектной культуры в области адаптации среды. 5. Понятие суммарной адаптивности и критерии оценки адаптивности средового объекта.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были опубликованы в 12 статьях, в том числе 3 в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, а также доложены на международных и российских научных конференциях: 1. ХIII научно-практическая конференция «Ландшафтная архитектура и дизайн архитектурной среды», ННГАСУ, Нижний Новгород, апрель, 2017 г. 2. Международная научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование», МАРХИ, Москва, апрель 2015 – 2017 гг. 3. ХII научно-практическая конференция «Ландшафтная архитектура. Современные тенденции. Нижний Новгород, март, 2016 г. 4. Урбанистический форум «Город начинается с тебя», СОГУ, Владикавказ, октябрь 2018 г. Внедрение части результатов исследования было осуществлено в учебном процессе кафедры «Дизайн архитектурной среды» ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» в материалах учебного пособия «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Генерирование проектной идеи» (В.Т. Шимко, А.А. Гаврилина, Е.С. Гагарина, Манусевич Ю.П., Микулина Е.В., Стегнова Е.В., Тимофеева Т.А., Шулика Т.О., под. ред. В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2016. – 248 с.), а также в конкурсных работах Калмыкова С.А., Туманяна А.А., Согояна М.В. и магистерской диссертации кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института (Государственной академии) Ломии Н.Г.
Объем и структура работы: диссертационное исследование представлено в одном томе (232 страницы), который включает в себя текстовую часть, состоящую из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (139 наименований) и двух приложений.

Характеристики диссертации

Учебное заведение
Просмотров
205
Покупок
0
Размер
51,03 Mb

Список файлов

    Картинка-подпись
    Хочешь зарабатывать на СтудИзбе больше 10к рублей в месяц? Научу бесплатно!
    Начать зарабатывать

    Комментарии

    Поделитесь ссылкой:
    Цена: 550 руб.
    Расширенная гарантия +3 недели гарантии, +10% цены
    Рейтинг-
    0
    0
    0
    0
    0
    Поделитесь ссылкой:
    Сопутствующие материалы
    Свежие статьи
    Популярно сейчас
    Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
    Ответы на популярные вопросы
    Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
    Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
    Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
    Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
    Отзывы студентов
    Ставлю 10/10
    Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
    Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
    Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
    Студизба ван лав ❤
    Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
    Отличный сайт
    Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
    Маленький отзыв о большом помощнике!
    Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
    Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
    Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
    Спасательный островок
    Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
    Всё и так отлично
    Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
    Отзыв о системе "Студизба"
    Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
    Отличный помощник
    Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
    Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
    Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
    Спасибо за шикарный сайт
    Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
    Популярные преподаватели
    Нашёл ошибку?
    Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
    Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
    Предложить исправление
    Добавляйте материалы
    и зарабатывайте!
    Продажи идут автоматически
    5142
    Авторов
    на СтудИзбе
    441
    Средний доход
    с одного платного файла
    Обучение Подробнее