Диссертация (Внешняя политика Боливии в эпоху интеграции проблемы и противоречия), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Внешняя политика Боливии в эпоху интеграции проблемы и противоречия". PDF-файл из архива "Внешняя политика Боливии в эпоху интеграции проблемы и противоречия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Особую популярность данная теория получила вЛатинской Америке в 1960-1970-е гг. В основе “теории зависимости” лежат идеимарксизмаинационалистические,антиимпериалистическиепостулатылатиноамериканского структурализма, а также утверждение, что ресурсы утекаютиз государств «периферии» (бедных, неразвитых, слаборазвитых, развивающихся34и зависимых стран) в «ядро» (богатые и развитые страны). Центральное положениетеории зависимого развития — что «бедные» (неразвитые) страны беднеют, а«богатые» (развитые) — богатеют в результате того, что интегрированы в мировуюэкономическую систему.
Некоторые представители этой школы отмечают«структурный дуализм», который придает особое значение развитому “ядру” инеразвитости “периферии”, а также взаимосвязи использования природныхресурсов юга развитым севером. Профессор Высшего теологического институтаМехико Э. Дюссель выдвигает идею “перенесения капитала периферии кглобальному капиталу центра”.116Oдин из представителей леворадикального течения А.Г.
Франк объясняет“слабое развитие как исторический процесс, который подчиняется развитиюкапиталистической мировой системы”.117С точки зрения А.Г. Франка,проблемы стран “третьего мира” были созданы колониальным и торговымгосподством стран Европы и США. Их экономики были сформированы, вопервых, потребностями развитых стран в сельскохозяйственных и минеральныхресурсах, во-вторых, необходимостью обеспечить рынки для промышленныхтоваров севера.Согласно такой точки зрения, слабое развитие подчиняется трем факторам:1) производство для использования иностранными предприятиями;2) монополистическая концентрация собственности средств производства;3) неравное распределение прибыли.118Представители этой школы определяют страны “третьего мира”, средикоторых государства Латинской Америки, Азии и Африки, как последствияколониальной системы, вызванные развитием мировой капиталистическойсистемы.
“Теория зависимого развития”116пытается объяснить способность кDussel E. El pueblo, lo popular y el populismo. La Paz: Vicepresidencia del Estado Plurinacional de Bolivia, 2010. P.142.117Gunder A. F. Hacia una teoría histórica del subdesarrollo capitalista en Asia, África y América Latina. Feudalismo,capitalismo y subdesarrollo. A. F. Gunder. Bogotá: Editorial Latina, 1977. P. 41-42.118Ibid., P. 43-45.35сопротивлению и борьбе эксплуатируемых и подчиненных народов, исходя изколониального прошлого неразвитых или слаборазвитых регионов.Любое местное производство было “задушено” сочетаниемполитическогопринуждения и конкуренции.
Все экономические излишки уплывали за счетвывоза прибыли и использования неэевивалентного обмена, благодаря чему ценына экспорт из стран “третьего мира” были сравнительно ниже, чем напроизведенные импортные. Таким образом, эти государства вносили свой вклад вэкономический рост Европы и США, а в них самих создавались такие структуры,что индустриализация становилась невозможной задачей. По мнению, А.Г.Франка, такие страны не могут повторить опыт Европы и США, так как не имеютсхожуюстартовую“недоразвитыми”.119отметку,Однако,будучиданноене“слаборазвитыми”,убеждениенеможетаобъяснить“экономическое чудо” азиатских государств, которые смогли достичь ускоренногоразвития.В свою очередь, бразильский социолог Т. Дос Сантос выдвигает идею, что“слабое” развитие тесно связано с экспансией капитала индустриализированныхстран, одновременно подчеркивая, что “слабое” развитие является необходимымусловием для процесса экономической эволюции.
Также этот автор критикуетподход евроцентристского развития и доказывает возможность преодоленияслабого развития.120“Теория зависимости” заложила основы экономической интерпретациииспользования различными правительствами популистского режима в ЛатинскойАмерике, как отмечает бразильский социолог и государственный деятель, бывшийпрезидент БразилииФ. Энрики Кардозу.121Р. Пребиш рекомендовалиндустриализацию, как “лекарство” для преодаления слабого развития, путемзамены импорта. Это предложение искало способ уменьшить различия между119Ibid., P. 43.Dos Santos T. La teoría de la dependencia.
Balance y perspectivas. Buenos Aires: Primera ed. Plaza & Janes, 2003.P. 23-52.121Cardoso F. H. Dependencia y desarrollo en América Latina. Buenos Aires: Siglo XXI, 1996. P. 112.12036нациями “ядра” и “периферии”; но на практике, он столкнулся с внутреннимиограничениями экономик, которые не смогли приспособиться к изменениям,которые позволили бы дать толчок к последующей индустриализации.122Основные концепции “теории зависимого развития” занимают центральноеместо данного исследования и демонстрируют проблему неравного участияболивийского государства, а также современную позицию правительства партииМАС во внешней политике. Также данная школа позволяет понять основныепроцессы интеграции и настоящую структуру международного общества,характеризующуюсяисторическим “несправедливым” развитием.
Хотя, эташкола, не учитывает культурные аспекты этнических народов, она рассматриваеттакие слаборазвитые страны , как Боливия, и имеет большое значение для анализапоявления новых лидеров “процесса изменений” таких, как первый индейскийпрезидент Эво Моралес, вице-президент Альваро Гарсия Линера (исп. – ÁlvaroMarcelo García Linera) и министр иностранных дел Давид Чокеуанка (исп. – DavidChoquehuanca Cespedes), на контрасте с межгосударственными взаимодействиямипрошлого неолиберального периода. Также положения “теории зависимогоразвития ” доказывают современную связь боливийского государства с другимигосударствами и региональными блоками.Теоретический классический подход международных отношений непозволяет анализировать прямое участие и понимание “новых” международныхакторов, ввиду того, что его постулаты концентрируются на лишь государственномучастии.
Поэтому данное исследование принимает “критическую теорию” или“инакомыслящий подход” международных связей. Такой подход может считаться“четвертым путем”, который имеет связь с “теорией зависимости”, тем более что,внешняя политика правительства партии МАС совмещает критическую точкузрения и либеральные постулаты как фундаментальный подход.122Prebisch R. Capitalismo periférico: crisis y transformación. México: Fondo de Cultura Económica, 1981. P. 25.374.
Критическая теория.У “критическойтеории” существуетнескольконазваний—этоиФранкфуртская школа, и критика идеологии, и герменевтика подозрения, и иногдапросто теория. Целый ряд подходов и теоретических течений пристальнорассматривают и критикуют общество и культуру, опираясь на знания социальныхи гуманитарных наук, а также на растущую трансдисциплинарность ирефлексивную политизацию.123Ряд авторов таких, как М. Хоркеймер, критикуют “традиционную теорию”,которые рассматривают её как статистическую, действия и преобладающие идеикак неизменяемые, способствующие воспроизводству несправедливого общества.Такая идея не оспаривала власть “сильных” или главенствующих государств, апревращала международные связи в вертикальные, исключая переменные, которыеимеют значение для политического мирового порядка.124Ещё один представитель “критической” школы, Ю.
Хабермас выделил трикомпонента или “неотделимых” идеала от реальности в международныхотношениях: “познавательно-технические интересы, связанные с деятельностьюобщества; познавательно-практические интересы, связанные с взаимодействиемгосударств и познавательно-эмансипаторские интересы, связанные с властью”. Вэтой концепции, познавательно-эмансипаторские интересы заставляют индивидабыть освобожденным от общественных статических и скрытых условий,являющихся результатом взаимного укрепления технических и практическихинтересов.
С точки зрения данного автора “критическая” теория строится, начинаяс этих познавательно-эмансипаторских интересов, намерением которых являетсяосновать новый общественный порядок и более справедливую мировую систему.125Её главная функция состоит в том, чтобы обличить идеологию, котораяприсутствуетвобщественныхтрадиционныхтеориях,останавливающихФурс В. Н. Социальная философия в непопулярном изложении. Вильнюс: ЕГУ, 2006. С.
152.Horckeimer M. Traditional and critical history. New York: Seabury Press, 1972. P. 114-116.125Habermas J. Erkenntis und Interesse. Habermas: Conocimiento e interes. El nuevo estatuto de la razón comprensiva. T.Santos. (coord.). Madrid: Revista de Filosofia, 2007. P. 40-52.12312438изменения в “слаборазвитом” обществе, особенно, в государствах “периферии” какстраны Латинской Америки.В свою очередь, бразильский социолог Т.
Дос Сантос, выдвинул тезис о том,чтосовременная“освободительный“критическаяздравыйтеория”смысл”идолжнапреобразовыватьсяисследованиявосвободительныхвозможностей государств, подбирая критику евроцентристской парадигмы ивозвращая “корни” собственных обстоятельств (“знания, которые включали бы всеформымысли,забытыеисторией”),выражающихкомплексностьдействительности народов. 126 Таким образом, возникающая субъективность илизнание способны создавать общественные альтернативы для лучшей жизни, спомощью преобразования связей власти. В период общественно-политических икультурных изменений, эта мысль широко применялась в Латинской Америке.Визучениимеждународныхотношений,в1970-егг.появляется“структурная теория империализма”, разработанная в 1971 г.