Часть 13
«Лучше бы мне умереть с тобой, милый брат, воскликнул Глеб, чем жить в этом злом мире». И в молитве он стал, изливал свою скорбь перед Богом: «Не услышу я более кротких наставлений твоих, брат мой любимый».[1] В это время подъезжали к ладье убийцы, посланные от князя Святополка.
Спутники Глеба, увидев их, схватились за оружие, чтобы защитить любимого князя. Глеб же сказал им: «Братцы, если мы не будем драться с ними, они возьмут меня и поведут к брату; если же мы вступим с ними в бой, они всех нас убьют. Плывите к берегу, а я останусь посередине реки».[2]
Спутники не хотели оставлять князя, но, наконец, оставили его по его указанию. Убийцы взошли на ладью, 16-летний Глеб, сравнивал себя с «колосом неспелым» и молился Богу. Убийцы дали команду повару Глеба зарезать своего князя, что тот, испугавшись смерти, исполнил это злодейское приказание. Этого повара звали Торчин, имя говорит, С.М. Соловьев указывает на происхождение. Затем убийцы бросили тело князя на берег и накрыли его хворостом.
Разразившаяся после гибели Бориса и Глеба гражданская война охватила всю территорию древнерусского государства: Святополк убил еще одного своего брата - Святослава, княжившего в земле Древлянской, и вступил в отчаянную борьбу с Ярославом. Решительное сражение между ними произошло на Днепре.
Был в то время обычай поддразнивать противника, чтобы вызвать у них желание начать преждевременную битву. Отметив, что главная сила у Ярослава состоит из горожан и сельчан, воевода Святополка с противоположного берега начал дерзко высмеивать новгородцев «Эй вы, плотники, - кричал он им, зачем пришли сюда со своим хромым князем? Вот мы вас заставим рубить нам хоромы»". Новгородцев сильно рассердили насмешки, и они сказали Ярославу: «Завтра перевеземся на них, а если кто не пойдет с нами, того сами убьем».[3]
В лагере врага у Ярослава был разведчик, к которому послал он ночью воинов, что бы те спросили: «Что делать? Меду мало варено, а дружины много».[4] Разведчик отвечал, что «пусть князь к вечеру отдаст мед дружине».[5] Ярослав догадался, что разведчик дает сигнал о нападении.
Было холодно и, Святополк, у которого войско было разделено между озерами на две части, потеряв бдительность пил мед с дружиной. Ярослав же незаметно для противника перевез свое войско на другой берег, причем новгородцы, переправившись через реку, пустили лодки по течению, чтобы «отсечь» всякую мысль об отступлении. Ярослав приказал дружине надеть на голову платки, как знак отличия своих воинов от дружинников Святополка. Атака Ярослава привела к замешательству и панике среди ратников Святополка. Но вскоре профессиональные воины опомнились и выстроились для контратаки.
Два войска сошлись в рукопашной схватке и, по словам летописца, сеча была "злая". Печенеги оставались зрителями этого побоища, так как находились за озером и не могли прийти на помощь к киевскому князю. Святополк был прижат Ярославом ко льду озера, лед в ходе битвы проломился и многие дружинники Святополка утонули. Святополк бежал в Варшаву к своему тестю королю Польши Болеславу Храброму.
Король Болеслав, заключив военный союз с печенегами, начал военные действия против Руси, которые закончились поражением русских войск. Князь Ярослав отступил в Новгород, а Болеслав 14 августа 1017 года вступил в Киев. В Киеве Болеслав захватил жену Ярослава и несколько его сестер. К одной из них, Предславе, он сватался ранее, но получил отказ и, теперь, воспользовавшись положением сделал ее своей наложницей. Однако Киев недолго находился во власти оккупантов. «Русские, - писал С.М. Соловьев, - вооружились против поляков и стали убивать их. Это заставило Болеслава уйти из Киева. Но Болеслав ушел не без выгоды: он захватил все имущество Ярослава, к которому приставил смотрителем Анастаса (византиец, который в свое время дал совет князю Владимиру, как захватить Корсунь). Хитрый грек умел подольститься к каждому сильному и менял Отечество, смотря по обстоятельствам: «Болеслав ему вверился, как говорит летопись».[6]
Рекомендуемые материалы
-Между тем, - пишет С.М. Соловьев, - Ярослав, явившись в Новгород без войска, хотел бежать за море; но горожане вместе с посадником Константином, сыном Добрыни, рассекли княжеские лодки, приготовленные для бегства и объявили: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком».[7]
Ярослав, собрав огромное войско, двинулся на Киев. Оставшийся без поляков Святополк был разбит. Но, продолжая кровопролитие, заключил союз с печенегами и привел войско печенегов к берегам реки Альта в 1019 году. Н.М.Карамзин говорит, что «Ярослав стоял на месте, обагренным кровью Бориса. Умиленный сим печальным воспоминанием, он воздел руки на небо, молился и сказал: «кровь невинного брата моего вопиет ко Всевышнему» и дал знак начинать сражение. Верная дружина новгородская хотела лучше умереть за Ярослава, нежели покорится его злобному брату. Три раза возобновлялась битва; неприятели в остервенении своем хватали за руки друг друга и рубились мечами. К вечеру Ярослав победил, а Святополк обратился в бегство. Цепь преступлений не только не привела его могуществу и власти, а наоборот превратила в изгоя. Святополк видел свою обреченность и поэтому впал в состояние депрессии и не мог сидеть на коне. Воины привезли его к Бресту, но он велел им идти далее за границу.
«Гонимый небесным гневом, - пишет Н.М.Карамзин, - Святополк в помрачении ума видел беспрестанно грозных неприятелей за собою и трепетал от ужаса; не дерзнул вторично прибегнуть к великодушию Болеслава; миновал Польшу и кончил гнусную жизнь свою в пустынях Богемских, заслужив проклятье современников и потомства. Имя окаянного осталось в летописях неразлучно с именем сего несчастного князя, ибо злодейство есть несчастье».[8]
[1] Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.72..
[2] Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.73.
Ещё посмотрите лекцию "47. Федеральный надзор и контроль в области безопасности" по этой теме.
[3] Татищев В.Н.История Российская. Собрание сочинений в 8-и томах. Том 2- М., 1994, с.73.
[4] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. –М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.181.
[5] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. –М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.181.
[6] Cоловьев С.М. История России с древнейших времен. –М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.181.
[7] Cоловьев С.М. История России с древнейших времен. –М., 1993, кн. т.1-2.т.1. с.183.
[8] Карамзин Н.М. Предания веков. /Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». – М., 1988. с. 129.