Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Религиоведение » Новые нетрадиционные религиозные движения и культы

Новые нетрадиционные религиозные движения и культы

2021-03-09СтудИзба

8. Новые нетрадиционные религиозные движения и культы

Феномен нетрадиционной религиозности.

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия.

Особенности и классификация новых религиозных движений и культов.

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени.

Феномен нетрадиционной религиозности

Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объединения известны под разными названиями: «новые религиозные движения», «религии Нового века», «тоталитарные секты», «деструктивные секты», «внеконфессиональные религии» и т.д. Для обозначения новых религий широко употребляется и термин «Нью – Эйдж» - «Религии Нового Века».

В то же время можно сказать, что ни одно из вышеуказанных названий не отражает адекватно природу новой религиозности. Например, название «секты» не отвечает сущности нетрадиционных религиозных образований, так как многие из них не связаны с какой-либо одной традиционной религией. То же можно сказать и о названии «религии Нового века», ибо к ним не приложимы черты, свойственные религии (догматическая, обрядовая система и др.), хотя различные вероисповедные идеи, сюжеты, образы, заимствованные из разных религий, широко используются, искусственно соединяются в зависимости от фантазии создателя того или иного религиозного образования. Сложным является вопрос о природе «тоталитарных сект». Поэтому более приемлемым представляется общее название новых духовных объединений как «неокульты», которые можно объединить в разные группы в зависимости от общих для них признаков. Слово «культ» означает поклонение, почитание и употребляется в разном смысле: как система религиозной практики и как возвеличение чего-либо, идеи, концепции, личности и т.п. (культ личности, культ разума, культ питания, культ денег и др.).

В зависимости от степени влияния культ поклонения может быть позитивным, а также нейтральным или негативным, деструктивным. В итоге деструктивной является любая авторитарная организация - религиозная и светская (политическая, просветительская, спортивная, коммерческая, оздоровительная и т.п.), которая целенаправленно использует в своей практике систему способов привлечения и методов обработки своих членов без их добровольного согласия, скрыто воздействуя комплексно на их сознание, чувства и волю. Псевдорелигиозные неокульты, как правило, многие исследователи относят к деструктивным, тоталитарным, ибо они никакого права выбора не оставляют за привлеченными, обрушивая на них поток спецприемов, которые наносят физическому и психическому здоровью их членов большой, иногда непоправимый, вред; они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью. И здесь должны вступать в силу правовые механизмы защиты прав и безопасности личности, что, кстати, и делается современными государствами.

Рекомендуемые материалы

Нетрадиционная религиозность - это духовное явление достаточно сложное и трудно поддающееся религиоведческому осмыслению, поскольку в этом феномене отражены сложные процессы духовно-нравственного состояния современного мира.

Новые религиозные движения - это новые конфессии, религиозные группы, течения, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культур в условиях нарастающей глобализации, новые религиозные движения выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию.

Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религиозных движений, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения.

Кроме того, появление и распространение новых религиозных движений связано с массовой секуляризацией и глобальными информационными обменами, расколом традиционных религий и внутренними распрями, что порождает недоверие и разочарование простых верующих, пытающихся найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий.

Появление новых нетрадиционных религиозных движений и культов связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.

Американскому футурологу А.Тоффлеру принадлежит очень точная метафора для характеристики рассматриваемой тенденции: «рынок спиритуальных товаров». Фактически он описал стихийно формирующийся в современном мире религиозный плюрализм, религиозный рынок со всеми его позитивными и негативными чертами. Речь идет о неограниченном предложении вероучений и религиозно-мистических практик для удовлетворения широкого спектра индивидуальных и общественных потребностей человека современного общества: от экстатических переживаний до самых причудливых мировоззрений, от экзотических восточных монашеских объединений до тайных религиозных орденов и полувоенных организаций. Тоффлер предвидел возможность использования подобных «спиритуальных товаров» в качестве средств террористической и антигосударственной деятельности.

Согласно концепции Тоффлера, массовое появление новых религий, сект и культов - следствие крупнейшего цивилизационного сдвига, означающего вступление западных стран в постиндустриальную (информационную) фазу общественного развития.

Можно сослаться также на мнение американского социолога Д.Белла, считавшего, что социокультурные перемены будущего непременно породят новые религии. Укажем и на известного религиоведа М.Элиаде, который анализировал современные религиозные новации в контексте общекультурных сдвигов, принимающих, по его словам, форму своеобразных «мод культуры». К ним, помимо нетрадиционных религиозных представлений, он относил новые литературные и художественные мировоззренческие и эстетические идеи.

В целом все это составляет, согласно его выводу, новую парадигму общественного сознания и духовно-практической деятельности в эпоху постмодерна.

Таким образом, Белл, Тоффлер и Элиаде говорят, в сущности, об одном и том же, хотя каждый по-своему в силу разных исследовательских подходов и задач: о возникновении новой специфической духовности, новой культурной парадигмы.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций, и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному.

Конечно, необходимо иметь в виду, что истоки нетрадиционной религиозности коренятся во многом в религиозно-философских учениях и духовных практиках прошлого и, прежде всего, второй половины XIX и XX веков, в которых отразились духовные искания человечества. Эти духовные искания имели свою своеобразную эволюцию и трансформировались в различные религиозные и псевдорелигиозные идеи, течения, организации, а также духовные практики. Ниже в нашей лекции мы поясним эту эволюцию некоторыми условными вехами:

Религиозно-философские учения. К ним можно отнести теософию, антропософию, Агни Йогу (живая этика), русский космизм и др.;

Нетрадиционные учения и культы. Ниже мы выделим их характерные черты и особенности;

Движения Нью-Эйдж;

Современные духовные лидеры и их идеи.

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия

Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании этими возможностями человек проникает в сокровенные области природы и человеческой психики, овладевает законами духовной и материальной природы и устанавливает свою власть над миром. В 1875 г. в Нью-Йорке возникло общество, каких история мировых религий ещё не знала, — Теософское.

Слово «теософия» происходит от греческих слов и буквально означает «божественная мудрость».

Самые ранние элементы теософии прослеживаются ещё в Древней Индии, где термин «теософия» даже имеет свой аналог — «брахмавидья» (санскр. «божественная мудрость»). Теософами были неоплатоники Александрии; также называли себя алхимики и каббалисты Средневековья. В XVI—XVIII вв. к теософии относили мистические учения, стоящие вне христианской церковной традиции, — учения Якоба Бёме, Парацельса, Эмануэля Сведенборга и др. Сейчас этот термин используется в основном, для обозначения религиозно-философского учения Елены Петровны Блаватской (1831—1891), изложенного в ее книге «Тайная доктрина» и созданного ею Теософского общества. В учении Блаватской «божественная мудрость» истолкована очень широко; к ней отнесена не только религия, но и наука, и философия, по-своему изучающие тайны природы - тайны Божественного бытия.

Теософское учение с самого начала формировалось как синтез философских идей и религиозных воззрений различных эпох и народов и современных научных представлений. Фактически теософию можно считать одной из первых попыток создать новый способ мышления через соединение научного и религиозного взглядов на мир.

Теософы никогда не отрицали позитивной роли науки, однако подчеркивали ее ограниченность — ведь она имеет дело лишь с физическими явлениями этого мира. А Вселенная, согласно теософским представлениям, не исчерпывается только ими, существуют и явления более высоких ступеней бытия.

В основе теософского учения лежит идея всеобъемлющего Божественного начала, из которого всё выходит и к которому все вновь возвращается в великом круговороте жизни. Бог для теософов — это вездесущий, вечный, безграничный и неизменный первоисточник, существующий вне времени и пространства.

Мир, согласно теософам, это активное проявление Бога. Бог воплощается в бесконечном множестве форм. Мельчайшая пылинка не могла бы существовать, если бы Бог покинул ее.

Согласно теософскому учению, человек представляет собой духовную сущность, облаченную в тело. Он является частицей Бога, искрой Божественного огня и потому потенциально содержит в себе совершенство и добро Бога. Человек — высшее из всех существ физического мира, и он отвечает за порядок, мир и благоденствие на Земле.

Из опыта всех религий для теософии приемлемы только те методы, которые помогают человеку войти в состояние измененного сознания: гипноз, медитация, транс, озарение, ясновидение и т.п. оккультные феномены.

Антропософия (от греч. аnthropos - человек и sophiа – мудрость) - оккультно-мистическое учение о человеке. Согласно антропософии, человек обретает наиболее полное знание и могущество не с помощью разума и чувств, а благодаря развитию скрытых в нем таинственных духовных сил. Указанное развитие достигается путем усвоения предложенных основателем антропософии немецким оккультистом Рудольфом Штайнером (1861-1925) системы воспитания, эстетического образования, медитирования. Основные труды Штайнера: «Философия свободы» (1893), «Теософия» (1904), «Очерк тайноведения» (1910), «Путь к самопознанию человека» (1912), «Тезисы антропософии» (1925).

Человек рассматривается в антропософии как гражданин трех миров - физического, душевного и духовного. Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чувствах и воле. Еще более сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа для душевного.

Штайнер и его последователи утверждают, что человек, вступающий на путь антропософии, в течение всей своей земной жизни должен постепенно становиться через постижение сокровенных сил и законов, вложенных в него божественно-духовными мирами, все более и более сознательным носителем этих сил и законов в земной сфере. Такое осознание космических сил и законов ведет человека также к познанию их божественного источника, каковым в сфере Земли является Христос.

Идеями антропософия увлекались в России А.Белый, В.Кандинский и др.

Согласно учению Живой Этики (основатели Н.К.Рерих, Е.И.Рерих), незнание — главный враг человека и источник многих его страданий. Большинство людей живут в космосе в полном неведении относительно цели и смысла своего существования, космических законов, нарушая их на каждом шагу: каждым своим поступком, словом и мыслью. А космические законы вечны, и никто не в силах их устранить.

В наступающую эпоху необходимо знание, способное осветить космические законы как видимого, так и невидимого мира. Новая эпоха требует признания невидимого мира. И это должно в корне изменить основы существующего материалистического мировоззрения, все общепринятые понятия и верования. Принятие невидимого мира, по мнению Рерихов, означает, что этот мир должен войти в наше сознание настолько, чтобы стать для нас такой же реальностью, как мир физический. Тогда мы сможем принимать в жизни этого мира такое же участие, как в обычной жизни.

Человек должен познать истинные основы бытия и законы космоса, высшего духовного мира. Знание космических законов, по словам Рерихов, — первое условие выживаемости и развития человека в наше сложное время. Вторым условием является «оздоровление и обновление жизни», всех её сторон. Люди должны взяться за переустройство жизни немедленно, пока не поздно, потому что иначе придётся «испить всю чашу страданий».

Жизнь сама укажет на то, что устарело и требует замены. Каждый человек знает свои недостатки и может приступить к их устранению. Изменения, писали Рерихи, нужно начинать с мелочей повседневной жизни, со своего характера и, постоянно, день за днем, час за часом, работая над собой, заменять все негативное позитивным, все отрицательное — положительным, несовершенное — совершенным. Рерихи подчеркивали, что абсолютно недопустимыми являются «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие». Но к чистому делу созидания новой жизни нужно, по мнению Рерихов, подходить добровольно, с чистыми мыслями и открытым сердцем, без сожаления о прошлом и без страха за будущее.

Русский космизм (Н.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) обосновал нравственную и объективную необходимость активной эволюции. Это не просто благородное пожелание гармонизации мира. Научными фактами, эмпирическими обобщениями космисты показали, что человек призван выполнять свою великую эволюционную задачу — идти в авангарде жизни. Человек не должен оставаться на обретенном им «промежуточном» физическом и духовном уровне, он должен «восходить», следуя закону эволюции. Идеи русских космистов нашли продолжение в трудах выдающегося ученого, основателя гелио-и космобиологии А.Л.Чижевского (1897-1964).

Самой оригинальной частью учения Чижевского стала теория гелиата-раксии. Ее основной закон утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца». Резко усиливающиеся солнечные потоки, воздействуя на нервную и гормонально-эндокринную системы людей, повышают коллективную возбудимость. Таким образом, подобно эпидемиям холеры и гриппа, бывают и своего рода «психические поветрия» — вспышки негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения.

По теории Чижевского, в периоды солнечной активности потенциальная нервная энергия целых групп людей переходит в кинетическую, неудержимо и бурно требующую разрядки в движении и действии. Когда нет какой-то объединяющей идеи, единой цели, куда может устремиться общая нервная возбужденность, возрастают преступность, немотивированная экзальтация, разного рода истерии.

А когда есть такая идея, и в «котел общей озабоченности» и социального недовольства добавляется солнечное воздействие, его содержимое начинает бурлить и переливаться через край. Спонтанно возрастает «социальная раздражимость» людей и, выходя вовне, изменяет, то ускоряя, то замедляя (в зависимости от солнечной фазы) темп истории, ритм жизни социума. А.Л.Чижевский высчитал, что наиболее значительные мировые события со всеми их стихийными, природными, политическими и национальными катаклизмами происходили в годы активного Солнца и интенсивного пятнообразования на нем. Ученый утверждал, что в период минимальной солнечной активности наблюдается затишье массовых движений.

Особенности и классификация новых религиозных движений и культов

«Новые религии» можно определить по своему содержанию как симбиоз отдельных идей, представлений и культовых требований, заимствованных из разных религий и их течений, приспособленный к новым условиям социально-экономического и научно-технического развития общества XX века. В итоге получается сложное духовное образование, искусственное сплетение и смешение разнотипных, противоречивых составляющих - рационального и иррационального, научного и псевдонаучного, религиозного и псевдорелигиозного, реального и мистического. Культовая сторона отличается особо сложной системой целенаправленного воздействия на психику прозелитов (новообращенных), изменяющей их сознание, вторгающейся в область подсознания. Главную роль в неокультах играет их основатель - «пророк», «гуру», «учитель», «наставник». В основном - это псевдорелигиозные образования, лишь эксплуатирующие идеи, образы традиционных религий, вплетенные в псевдонаучные учения в научной упаковке (терминологии), «обосновывающие» истинность древнейших идей бессмертия души, конца мира и т.п.

Религиозный ренессанс, настоящий взрыв новых культов — характерная особенность XX столетия.

Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах в разнообразных формах. Быстрое распространение нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает нападки и критику, с другой — находит немалое число приверженцев и почитателей. Буквально из ничего вокруг пророка, еще вчера никому не известного, возникают крупнейшие религиозные центры. Ныне с мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом — соседствуют около 30 тыс. иных религиозных учений и культов. Без сведений о новых религиях, вновь появляющихся пророках и святых представление о духовных исканиях человечества было бы неполным.

Среди так называемых «новых» религий выделяется Общество «Сознание Кришны» (вайшнавы). Что же представляет собой движение членов Общества сознания Кришны (или, как они сами себя называют, вайшнавов)? Вайшнавизм — это одно из двух основных направлений в индуизме. Он основывается на поклонении Кришне (Вишну) как высшей личности Бога.

Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира - Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Суть этого знания изложена в таких классических писаниях, как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам (Бхагавата пурана).

«Бхагавад-гита» является своею рода «библией» вайшнавов.

В переводе с санскрита название «Бхагавад-гита» означает «Песнь Бога». Гита представляет собой диалог между Кришной - Верховной Божественной Личностью, и Арджуной, его близким другом и учеником, перед началом битвы на поле Курукшетра, состоявшейся более

5 тыс. лет назад. Бхагавад-гита - это философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики - материального мира, калы - вечного времени, кармы - деятельности, дживы - живого существа и Бхагавана - Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь с всевышним), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения.

Центральное место в традиции сознания Кришны занимает бхакти (путь преданного служения Богу). Цель бхакти - пробудить в человеке чистую изначальную любовь к Богу, что, согласно учению Вед, является критерием истинной религии.

Вайшнавская традиция утверждает: мы - не материальные тела, а души, духовные частицы, связанные друг с другом через Кришну, единого Высшего отца. Кришна - вечный, всеведущий, вездесущий, всемогущий и всепривлекающий Бог, тот самый Бог, о котором говорят все основные священные писания мира. Он - дающий семя отец всех живых существ и источник энергии, поддерживающий Вселенную. Наша жизнь не прекращается со смертью тела, индивидуальность сохраняется и после смерти. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы распорядиться данной нам свободой выбора, начнем ли служить Верховного Господу с любовью и преданностью.

На протяжении своей многотысячелетней истории «бхакти» то угасало, то вновь обретало всеобщую популярность. Так произошло, в частности, в XV в., когда бхакти проповедовал знаменитый религиозный деятель Индии Шри Чайтанья (1486-1534), последовательный борец против кастовой системы и угнетения женщин.

Дело Чайтаньи продолжали многие мыслители, но особую роль в судьбе вайшнаизма сыграл А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), благодаря которому и началось массовое движение за возрождение ведической культуры на Западе. Соблюдая древние индийские религиозные традиции четырех этапов жизненного пути, Бхактиведанта Свами постепенно оставил семейные обязанности, посвятив все свое время научной и литературной деятельности, а в 1959 г. в возрасте 63 лет принял саньясу - обет отречения от мира - и получил титул свами (овладевший умом и чувствами).

Прабхупада внес выдающийся вклад в исследование и популяризацию Вед - его перу принадлежат в общей сложности свыше восьмидесяти переводов с санскрита и подробных комментариев к ним, трактатов и монографий.

Международное общество сознания Кришны (МОСК) как миссионерское движение, правопреемник вайшнавской культуры, было зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке, через год после приезда туда Шрилы Прабхупады. По мнению специалистов. Прабхупаде удалось полностью сохранить высокий стандарт религиозных принципов вайшнавской культуры.

Общество Сознания Кришны ставит своей целью одухотворение человеческой жизни, возвышение сознания людей. Выступая за возрождение духовности в обществе, оно призвано одновременно повысить его благосостояние путем следования Ведам, древнейшему источнику духовных и материальных знаний.

Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества Сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны - это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом.

Все вайшнавы - вегетарианцы. Вайшнавы едят только то, что вначале было поднесено Кришне, выражая тем самым свою преданность Богу. Образ жизни приверженцев сознания Кришны предполагает также строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: отказ от нечистых продуктов питания - мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр.

Современные вайшнавы строго следуют традициям своих духовных предшественников. Основой религиозной практики сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Наибольшее внимание вайшнавы уделяют мантре «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе», состоящей из изначальных имен Бога. Имя «Кришна» означает «всепривлекающий», «Рама» - «всерадующий», «Харе» - это звательный падеж от слова «Хара», обозначающего духовную энергию Бога. Содержание этой мантры таково: «О, всепривлекающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе».

Ныне МОСК насчитывает свыше 500 храмов, а также не поддающееся строгому учету большое количество «нама-хатт», т.е. небольших центров, где регулярно собираются люди, интересующиеся этой культурой.

Трансцендентальная медитация - неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом Махеш Прасад Варма (1918 г.р.), принявшим ритуальное имя Махариша. Махариши в переводе с санскрита означает «великий святой» («маха» — «великий» и «риши» — «мудрец», «святой»; в древности так называли создателей эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна»).

В начале 60-х годов в США и Западной Европе распространяется медитативная техника (наука творческой интеллигенции), в настоящее время перешедшая свой зенит.

Основная идея Махариши такова: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни, подобно корням деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в глубь себя, совершить переход, трансценденцию — отсюда название метода ТМ.

Что же мешает человеку самостоятельно совершить этот переход? Всё дело в том, что органы чувств направлены исключительно на объекты внешнего мира, с их помощью нельзя постигнуть бытие. «Только когда чувственное восприятие закончилось, может быть достигнута трансцендентальная область бытия. До тех пор пока мы воспринимаем посредством наших органов чувств, мы находимся в области относительного», — говорит Махариши. Он предлагает решать эту проблему с помощью мантры. Мантра — это специальный звук или набор звуков, освобождающий ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши (а впоследствии и учителя, подготовленные по его методике) подбирал особую мантру, которая помогала войти в нужное состояние. Мантры, которые Махариши давал своим ученикам, были строго индивидуальны и не подлежали разглашению. Делалось это не только потому, что секреты древнего мистического знания должны передаваться лишь от учителя к ученику. Махариши считал, что если человеку без предварительного обучения просто будет показано, как медитировать, он вряд ли достигнет значительных результатов и, скорее всего, решит, что медитация не для него.

Махариша Махеш предложил своим ученикам упрощенную форму мантра-йоги, которую нужно медитировать дважды в день по двадцать минут и с помощью которой, не отказываясь от привычного образа жизни, можно радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании ТМ - коренным образом улучшить жизнь всего человечества. Специфика ТМ как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии ТМ не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Основная причина ее популярности заключается в том, что приобщение к ТМ было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложной мантры, выбранной с учетом возраста и профессии неофита. Считается, что ТМ настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания.

Распространение ТМ в западных странах стимулировалось вниманием к «научной» стороне этого медитационного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши, занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров, и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики.

Церковь Сайентологии (Международная Сайентологическая Церковь). Штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе (США). Основатель Церкви - американец Лафайет Рональд Хаббард - зарегистрировал ее в 1954 г. в Калифорнии. В настоящее время Церковь существует в 107 странах мира, объединяя 2318 общин и миссий, располагает 13 тысячами штатных сотрудников. В России первая церковь зарегистрирована 25 января 1994 г. Кроме того, в некоторых городах России созданы колледжи Л.Рона Хаббарда, работающие на коммерческой основе.

Эта организация называет себя церковью, уточняя, что она является «прикладной религиозной философией». «Сайентология» означает «изучение знания», «знание о знании» или «обращенная внутрь мысль». В более широком смысле сайентологию ее приверженцы определяют как изучение и решение проблем духа и душевного здоровья.

Основы вероучения сайентологии изложены в работах Л.Рона Хабарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья»,

«Динамика жизни», «Наука выживания» и многих других. Дианетика (букв, посредством души) - технология, вскрывающая причины нежелательных ощущений и эмоций, несчастных случаев, ранений и психосоматических болезней, а также предлагающая эффективное решение этих проблем. Процедура, применяемая в центрах дианетики, содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению; ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде «отправляется» в прошлое. В конце сеанса его «возвращают», дают кодовую команду на отмену внушений, восстанавливая полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Такие процедуры растягиваются на много сеансов и стоят достаточно дорого.

Основное таинство в сайентологии - «одитинг» (букв, «выслушивание»), состоящее из ряда религиозных ритуалов, обращенных к тетану (дух, духовное существо). Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта и ориентация его как духовного существа. В результате одитинга якобы усиливаются духовное прозрение человека и его способности. В конечном счете, человек осознает себя духовной личностью и приобретает уверенность в бессмертии, освободившись от нежелательных барьеров и грузов, которые мешают в использовании своих врожденных способностей и в достижении счастья и бессмертия.

В отличие от религий, которых, прежде всего, интересует духовная жизнь человека, а потом уже следуют правила жизни и поведения, сайентология провозглашает, прежде всего, совершенствование поведения, и только те, кто прошел тщательный отбор, получают доступ в систему.

Эта находка не лишена тонкости: легко вербовать прохожих, преимущественно праздных, давая заполнить анкету, анализирующую их поведение. Неизбежно появляется что-нибудь неладное: каждый человек немного депрессивен, неуравновешен или несчастен.

Он может заплатить любые деньги для улучщения своего душевного здоровья.

Сайентология заявляет, что у нее есть верное научное средство для каждого случая, вызывающего озабоченность. Человек, поддавшийся этому искушению, представляет интерес для организации: он может покупать билеты на сеансы слушания и очищения и обширную сайентологическую литературу. Если заинтересованный человек отчаянно ищет решение своих проблем, он ощущает живое участие этих самоуверенных людей, которые используют такую наукообразную лексику, что ее трудно понять.

За всем этим нет никакого духовного содержания, а скорее коммерческий расчет.

Все многообразие новых культов и движений можно условно разделить на несколько групп. Авторы учебника «Основы религиоведения» под редакцией И.Н.Яблокова (Москва, 2001г.) выделяют

5 таких групп:

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддийские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний план выступает следование истинному пути.

2. Неохристианские объединения - это «Церковь объединения», «Семья Детей Бога» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской религии с элементами восточных религий, мессианство, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайентологии», «космические религии» и пр. В этих культах превозносится научность своих учений, мистическое значение воздействия неких неизвестных и таинственных высших реальностей и фактов на человека.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов, гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

5. «Сатанинские» группы». Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. «Общество Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Между этими группами культов не четких границ, деление весьма условно. Но что важно иметь в виду, что в целом это синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих «религий XX века», в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.

Социально-демографический состав неокультов достаточно однороден, как об этом свидетельствуют разные материалы (периодической печати, следственных органов и др.). В них преобладает учащаяся молодежь (от 14 до 25 лет), а также часть служащих, специалистов, инженеров, научно-технической интеллигенции, экономистов и др., по разным причинам ищущих выход из духовно-мировоззренческого тупика в различных вариантах богоискательства. Как видно, в неокультах преобладает образованная часть общества продуктивного возраста. Это - не случайный факт, а следствие реанимации религии как духовно-нравственного ориентира.

Формы проявления религиозности, облик верующего определяются многими факторами и не в последнюю очередь неокультом, его содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Поэтому существенное значение имеет выяснение характеристик неокультов. При всем разнообразии они имеют много сходных черт, что существенно отличает их от традиционных религий и определяет формы проявления религиозности.

Каковы эти общие черты?

1. Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то современные неокульты не имеют такой традиции. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя нового культа, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности.

2. Для большинства неокультов характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «новой религии». Причем типичным является самообожествление, провозглашение себя то Вторым Христом (Сан Мун, Сан-солнце), то Матерью Божьей, Марией Дэви

(М. Цвигун), то посредниками, передающими людям любовь, волю и слово божественной истины и т.п.

3. Активное миссионерство - главная и типичная черта всей неоконфессиальной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство неокультов, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждом культе разработана и функционирует система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы и многое другое.

4. Содержание учений неокультов претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них - обретения бессмертия (спасение через служение божеству, обретение божественной сущности, перевоплощение души и т.п.). Своеобразие современных «новых культов» состоит в том, что они не имеют своего «лица», это - псевдорелигиозное творчество, «синкретический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминалогией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

5. Учения и обрядовую практику неокультов пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности молодежь в первую очередь.

6. Все неокульты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных».

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для неокультов характерно единообразие. Если христианству свобода воли человека позволяет самому решать, как верить, то адепты неокультов лишены такого права выбора. Поэтому неокульты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Культист - это верующий, лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой культовой практики с учетом физиологической и психологической природы человека.

Для этого типа верующего характерны: 1) единомыслие, безоговорочное принятие доктрины; 2) слепое почитание Бога, служение ему; фанатичная преданность учителю, гуру, наставнику, лидеру-посреднику, «посланнику» божества; 3) безусловное выполнение требований-предписаний культа. В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Особую тревогу общественности республики вызывает широкое распространение за эти годы так называемых «тоталитарных сект», «деструктивных» культов. Деструктивные культы (секты) - термин, под которым подразумевают любую авторитарную иерархическую организацию (религиозную, политическую, психотерапевтическую, образовательную или коммерческую), практикующую обманную вербовку и прибегающую к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые, пользуясь психологической духовной неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно (стремясь к незаконному обогащению и незаконной власти) их обманывают и привязывают к себе, всячески сохраняя и усиливая состояние невежественности, неинформированности и формируя неестественное, противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Некоторые авторы в деятельности так называемых тоталитарных сект видят угрозу обществу, социокультурной, информационной, политической и управленческой безопасности, а также безопасности светской системе образования.

Деструктивный религиозный культ - иерархическая организация, лидеры которой, используя методы скрытого и явного психологического и физического воздействия, внедряют в сознание определенные религиозные представления и добиваются трансформации психики своих членов, на основе чего устанавливают контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет лидерам держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях.

В этом определении основные признаки деструктивной организации логически взаимосвязаны, вытекают один из другого. В определении как бы «свернута» логика деятельности организации. Иерархичность организации, ее пирамидальное строение подчеркивают железную дисциплину и субординацию в организации. Лидеры организации - это, как правило, люди, владеющие разнообразными методами воздействия на психику (гипноз, внушение и т.п.), хорошо знают психологию. Это позволяет им добиваться у своих членов измененного состояния сознания и в этом состоянии перепрограммировать их психику. Без этого они не смогут установить контроль над их сознанием и поведением. А, установив контроль, они ставят адептов в состояние зависимости, манипулируя ими и используя по своему усмотрению. Развертывая это определение, можно подробнее проанализировать стадии, формы и методы деятельности тоталитарной секты. При этом мы не ставим своей целью подробно описать методы деятельности каждой конкретной тоталитарной секты. Гораздо важнее выявить общую суть тоталитарных организаций, дать перечень приемов и методов их деятельности.

Технологию деятельности секты можно условно разбить на несколько стадий, на каждой из которых используются свои формы и методы работы. Подчеркнем, что описанные нами ниже стадии, формы и методы не обязательно используются в полном ассортименте и в строгой последовательности каждой отдельной тоталитарной организацией. В реальной практике используются те или иные методы и формы, поскольку секты все же различаются между собой. Но выделенные нами характеристики, признаки составляют сущность их деятельности, тогда как конкретные проявления, конечно, могут варьироваться.

Первую стадию можно назвать стадией внешней (завлекающей) деятельности или внешней вербовки. Вторая стадия - стадия внутренней деятельности с новичками уже внутри секты. На этой стадии, образно говоря, идет обработка «клюнувших». Самая серьезная и опасная — третья стадия, на которой происходит изменение сознания, установление и закрепление контроля над личностью, в результате чего происходит установление зависимости (физической, психологической).

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени

На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли во все сферы жизни — от литературы, музыки, живописи, театра до медицины и бизнеса. Нъю-Эйдж трудно считать религией в традиционном понимании, поскольку в нем нет вероучения, священных текстов, отсутствуют центральная организация, формальное членство и духовенство. Нью-Эйдж больше походит на саморазвивающееся, свободно текущее духовное движение, весьма неоднородное и пестрое по своему составу. А спектр нью-эйджевских воззрений необычайно широк. Легче всего, как говорят сами нью-эйджевцы, объединить последователей движения по признаку, который известный австрийский философ XX столетия Людвиг Витгенштейн назвал «семейным сходством»: два члена семьи могут быть очень непохожи друг на друга, однако вдвоем они сильно напоминают третьего члена семьи.

Лидеры Нью-Эйдж, определяя общие, свойственные всему движению черты, сходятся только в одном: Нью-Эйдж – это то, что содействует непрерывному развитию человека, расширению его кругозора и трансформации (преображению) сознания.

Нью-эйджевцы рассматривают настоящее как время великого преобразоания нашей планеты, как предверие новой эпохи появления более прогрессивной формы сознания, способной разрешить все глобальные социальные конфликты. Поэтому они стремятся направить свои усилия на перестраивание действительности и самих себя, пытаются ориентировать свое мышление только на положительное. Среди нью-эйджевцев очень популярна идея, что на Земле действильно установятся мир и гармония, если достаточное количество людей будут концентрировать свои мысли на этом устремлении. Такой процесс они называют гармоничной конвергенцией.

Каждый человек, считают последователи движения, обладает очень многим, что может предложить миру и другим людям. Нужно лишь раскрыть свой потенциал. Ключом к этому, по мнению нью-эйджевцев, является осознание того, что человек имеет Божественную природу, которая может быть пробуждена человеком в самом себе и направлена в повседневную жизнь. Это и есть главная цель существования каждого из нас.

Подобные идеи созвучны традиционному восточному пониманию природы Вселенной. Нью-эйджевцы также полагают, что Вселенная представляет собой единый организм, в котором все существующее — это часть органичного Целого. Применяя различные техники духовного развития, последователи движения стремятся прийти к переживанию, ощущению этого единства. Основная идея Нью-Эйдж, как считают многие лидеры движения, не нова. Она возникла более 2 тыс. лет назад и воплощала мечту человека о наступлении золотого века — мира добра, справедливости и прогресса. Многие религии и духовные традиции содержат сведения о том времени, когда люди обретут Бога в своем сердце и будут жить в любви, мире и полной гармонии с природой. У Нового Мира много имен: Земля обетованная, Новый Иерусалим, Новый Эдем, Шамбала, Сатья-Юга.

XX век породил огромное число духовных учителей, мудрецов, пророков и провозвестников новой эпохи в жизни человечества. Из разных уголков Земли они принесли в мир свои представления обустройства Вселенной и человека, о судьбах мира и целях его существования.

Многие мудрецы и учителя вышли из лона той или иной религиозной или религиозно-философской традиции, поэтому их взгляды близки к первоистокам. Таковы учения Рамакришны, Вивекананды, Йогананды, Шри Ауробиндо Гхоша, Джидду Кришнамурти опирающиеся на многовековые традиции индуизма. Другие учителя настолько самобытны и оригинальны, что их представления вряд ли возможно уместить в рамки какой-либо одной из существующих традиций. Можно провести лишь некоторые сравнения и параллели. Таковы, например, учения наших соотечественников Порфирия Иванова и Георгия Гурджиева, которые до сих пор поражают исследователей своей уникальностью.

Ярчайшей звездой на духовном небосклоне Индии в XIX в., был Шри Рамакришна (1836-1886). Идеи Рамакришны тесным образом связаны с ведантой. Одним из главных положений веданты является мысль о том, что подлинная природа людей Божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия — это то, что осуществляет поиски Бога внутри человека, поиски своего истинного состояния.

Учение Рамакришны провозглашает, что все религии истинны и ведут к познанию единой Высшей Реальности. Важными моментами в учении Рамакришны была сакрализация жизненных процессов, работа в миру, направленная на служение человеку, особенно наиболее униженному и угнетенному. Терпимое и уважительное отношение ко всем религиям, к которому так настойчиво призывал Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собой разумеющееся.

Ведантистская окраска учения Рамакришны роднила его с очень многими направлениями философской и религиозной мысли Индии и, безусловно, содействовала быстрому росту популярности учения. Другой определяющий момент учения состоял в самом взгляде Рамакришны на предназначение религии. По его мнению, истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия — в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, принести внутреннее удовлетворение может лишь одно — личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религии! Будьте религией!» — эта идея сквозила во всех его проповедях и беседах.

Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества. Он говорил, что учит людей выполнять мирские обязанности с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей, «с тем же рвением, с каким они стремятся к Богу...». Он учил «работать без привязанности, не ожидая никакой награды». «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, — заповедовал Рамакришна, — Любите так, как вы любите Бога».

Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще Божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.

После смерти Рамакришны его идеи развивал верный ученик Вивекананда (1863-1902). Практическим воплощением идей Рамакришны занимается организация «Миссия Рамакришны» (основана в 1897), имеющая филиалы но многих странах по всему миру, в том числе и в России (с 1991).

К числу великих духовных лидеров современности принадлежит Джидду Кришнамурти (1895-1986).

Кришнамурти был убежден, что полное понимание жизни приходит только с открытием и пониманием самого себя. Все, что существует во внешней жизни, есть лишь отражение внутренней жизни людей, полагал Кришнамурти. И если она дисгармонична, как возможна гармония вовне, в обществе?

Кришнамурти глубоко чувствовал необходимость наведения порядка, прежде всего, в себе. Только с преобразованием самого себя он связывал возможность каких-то реальных преобразований общества и решения социальных и экономических проблем человечества. Полное освобождение от какой бы то ни было прошлой обусловленности, утверждал Кришнамурти, возможно только через постижение содержания собственного ума, через понимание того, что такое обусловленность. Наблюдая за движением мысли, исследуя и осознавая старые привычки и привязанности, глубоко проникая в природу мысли, страха, удовольствия, можно прорваться сквозь пелену стереотипных образов и увидеть мир таким, каков он есть.

Идеи Кришнамурти побуждали людей по-новому взглянуть на свою жизнь и вселяли понимание того, что каждый находится в ответе за все, происходящее в мире. Кришнамурти всегда заботила, по его словам, только одна существенная вещь — свобода человека.

Он стремился освободить людей от страха и зависимости, от бесчисленных забот и проблем, от любых догм и предвзятых мнений, «от пут, отделяющих одного человека от другого, таких, как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции». Путь к свободе Кришнамурти видел в трансформации (преображении) человеческого ума.

Порфирий Корнеевич Иванов (1898— 1983), самобытный мыслитель и неутомимый исследователь человеческой природы, — одна из самых колоритных и ярких личностей, появившихся в России в XX столетии. Человек-самородок, «удивительной силы и крепости, как у вековых деревьев», стал создателем уникальной системы физического и духовного совершенствования.

С детства Порфирий видел, как тяжело живут люди, «всю жизнь гнут спину, хотят жить в достатке, а силы и здоровье свое теряют».

С ним происходило то же самое: он был от природы сильным и крепким, а потом серьезно заболел. У него обнаружили рак. Отчаявшись вылечиться, Иванов решил, что самое лучшее в подобной ситуации поскорее умереть. Он вышел раздетый на мороз и, чтобы быстрее найти свою смерть, облился холодной водой. Однако он не умер и даже не простудился, только сильно замерз. Иванов, повторил процедуру снова, и тогда случилось невероятное — болезнь отступила.

После этого удивительного случая исцеления Порфирий Корнеевич все чаще стал задумываться над тем, для чего человек живет на Земле, почему болеет, отчего «считает себя хозяином в Природе, а сил защитить себя от ее стихии не имеет». Размышляя, Иванов пришел к выводу, что именно Природа может дать необходимые человеку силы. Он начал пробовать понемногу выходить в Природу «чистым телом» (открытым навстречу Природе) и искать ее «живые силы». Он отказался от алкоголя и других вредных привычек, регулярно обливался холодной водой, ходил босиком по снегу и росе, сознательно голодал и не пил по нескольку дней. Так постепенно он выяснял, может ли человек жить за счет «живых сил» Природы.

Эксперимент открыл Иванову, что человек способен долго обходиться без еды, одежды, жилья, поддерживая свои силы лишь за счет «трех живых сил Природы» — воздуха, воды и земли. Вначале он сознательно отказывался от пищи один день в неделю, затем — два, три дня подряд. «Эксперимент над собой» показал, что можно голодать и десять, тридцать и более дней подряд. Иванов часто делал и другое — уходил в степь босой, без одежды, невзирая на непогоду, в любое время года, стремясь одинаково воспринимать и «плохие», и «хорошие» качества Природы.

На своем опыте Иванов все больше и больше убеждался в том, что только в согласии с Природой человек способен гармонично развиваться. Иванов также пришел к выводу — люди могут и должны не просто жить в Природе, но сотрудничать с ней на основе взаимного доверия.

Рекомендация для Вас - 63 Особенности наружного осмотра трупа в случае смерти от отравления.

Он считал, что люди давно попали в зависимость от уютного жилья, обильной пищи, теплой одежды. А привязанность к хорошим, комфортным условиям порождает другую, не менее прочную зависимость — зависимость от труда. Таким образом, человек с детства оказывается втянутым в жизненный круговорот, ведущий его к болезням и смерти. Разорвать этот порочный круг можно, считал Иванов, лишь осознав свое предназначение и отказавшись от массы нелепых условностей и, так называемых, благ цивилизации. Только тогда люди научатся использовать великий дар Природы — Жизнь.

Порфирий Иванов верил в «живые силы» Природы, верил в Человека, способного подняться до уровня, который К.Э.Циолковский назвал «разумной лучистой энергией». Последователями учения Иванова называют «ивановцами». Людей привлекает у ивановцев обещание полного исцеления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Для достижения этой цели используется механизм закаливания, основанный на обливании холодной водой и принятии воздушных ванн. Эти ритуалы всегда связаны с мистическим действием, обращением к Учителю, чтобы он дал энергию.

Установка на единение с природой, на оздоровление организма явились главной причиной растущей популярности учения П.К.Иванова. Однако его последователи порой усугубляют суровость закаливания и голодания, превращая их в изнурительные, опасные для здоровья аскетические процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на овладение мистическими силами природы и служащие формированию у человека чувства сектантской избранности и божественной просветленности.

Подводя итог нашим рассуждениям, можно дать следующие определения новым религиозным явлениям.

Нетрадиционные религии - это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Новые религиозные движения и культы - термин, которым обозначаются оформленные во второй половине XX века новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. Обусловленные изменением мировоззренческих парадигм, кризисом традиционных религий, взаимовлиянием различных культурных миров, неорелигии одновременно выступают результатом религиозной инициативы отдельных личностей, которые, базируясь на определенной вероисповедной традиции или синкретизме нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию. Во всем этом проявляются сложные процессы в духовной сфере современного общества.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее