Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Религиоведение » Католицизм и протестантизм

Католицизм и протестантизм

2021-03-09СтудИзба

6. Католицизм. Протестантизм

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации.

Католическая философия. Неотомизм.

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа.

Протестантская теология и философия.

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации

Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы подчеркнуть отличие западного (римского, латинского, вселенского) христианства от христианства восточного (православного, ортодоксального), то после Тридентского собора (1545-1563) название «Римско-католическая церковь» должно было указывать на отличие римского христианства от реформированного в XVI веке христианства, то есть от протестантизма.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное писание») и Традиции («Священное предание»). Как и в православии, в католической ветхозаветной части Библии на 11 книг больше, чем в иудейском тексте (50, а не 39 книг). Однако в то время как православные включают эти 11 книг в качестве неканонических - душеполезных, но не «богодухновенных», католики приравнивают эти книги к остальным каноническим частям Ветхого завета и признают их «богодухновенными». Католическое Священное предание представляет собой решения церковных соборов (двадцати одного), послания пап, установления епископских синодов и т.д.

Римско-католическая церковь признает Никеоцареградский символ веры, принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских церковных соборах: веру в единого Бога - творца Неба и Земли, существующего в трех равносущных ликах (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога - Духа Святого), в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву, воскресение, вознесение на небеса и последующее пришествие для суда над людьми, в спасительную силу Церкви Христовой и приобщение к ней через крещение. Наряду с этим по решению Толедского собора (589 г.) в католический символ веры добавлена формула «филиокве» («и от Сына»), что означает исхождение Святого Духа одновременно и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (тогда как в православии утверждается исхождение Святого Духа только от Бога-Отца через Бога-Сына). Указанная особенность в трактовке «функций» Троицы в православии отражала единоначалие императорской власти, а в католицизме, помимо своей направленности против распространенной на Западе ереси Ария (256 -336), утверждавшего, что Сын Божий не только не равен Отцу, но является его творением, должна была поднять авторитет главы католической церкви.

Рекомендуемые материалы

Согласно католическому учению передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов - учеников Христа, но оно, Откровение, и в наши дни может углубляться благодаря правильному его постижению. Епископ Рима, он же Римский папа, являющийся наместником Бога на Земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов - наследников апостолов - совместно создают церковное учение, обладающее статусом «истинности». Этим католическая церковь обосновывает правомерность принятия главой церкви и соборами новых догматов и прочих дополнений и изменений, которые должны восприниматься так же, как и Откровение самого Бога.

Из других особенностей католического учения следует упомянуть: о существовании, кроме рая и ада, чистилища; о божественном происхождении власти и непогрешимости Римского папы; о безбрачии духовенства (целибат); об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел», которыми церковь вправе распоряжаться по своему усмотрению, и т.д.

Принятое в XV веке учение о чистилище - временном местопребывании душ умерших до решения их участи - было не только средством воздействия церкви на верующих, но и источником ее доходов. Догмат о непогрешимости папы и церкви в целом, об обладании ими непреходящей истиной, а также вытекавшая из этого идея их главенства в мире должны были обосновывать распространение влияния католицизма в мире, в том числе и на нерелигиозные сферы жизни общества. Введенный еще в конце XI века обет безбрачия духовенства (целибат) имел целью стремление церкви сохранить свою земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками, а также укрепить церковную дисциплину.

К особенностям католицизма относится более развитый, чем в других христианских направлениях, культ Девы Марии. В 1854 г. церковь дополнила свое учение догматом о непорочном («бессеменном», как уточняют современные интерпретаторы догмата) зачатии Божьей Матери, а в 1950-м - о телесном ее вознесении. Представая в проповедях священнослужителей попечительницей семей католиков (семья - домашняя церковь), Дева Мария наряду с этим предстает в сознании верующих и как покровительница всех страждущих, обездоленных людей, их заступницей, любящей матерью.

Учение об оставленном Христом и святыми «запасе добрых дел» трактует о том, что церковь располагает заслугами Христа, Богоматери, святых, праведников.

Римско-католическая церковь, требуя от своих приверженцев строгого единства в вопросах вероучения, в то же время разрешает им придерживаться неодинаковой обрядности. В этом отношении выделяют католиков латинского обряда (98% всех сторонников католической церкви) и католиков различных восточных обрядов.

На протяжении двух тысячелетий обрядность в Риме претерпевала изменения, и в итоге латинский обряд приобрел свою специфику. Для него характерны относительная простота и некоторая сжатость. В IV в. греческий язык был вытеснен из богослужебной практики латинским. II Ватиканский собор (1962—1965 гг.) разрешил использовать во время богослужения наряду с латинским и национальные языки (до этого лишь, несколько церквей Хорватии и Словакии, несмотря на принятый ими латинский обряд, продолжали использовать церковно-славянский язык).

Главным богослужением у католиков латинского обряда считается месса. По сравнению с православной литургией она значительно короче и отличается от нее составом молитв и последовательностью чтения отрывков из Священного Писания.

У католиков латинского обряда (а в подавляющем большинстве стран мира католики придерживаются латинского обряда) богослужение сопровождается не только хоровым пением, но и инструментальной музыкой (обычно органной).

Католики восточных обрядов – это группы восточных христиан различных направлений, заключившие унию с Римско-католической церковью. При заключении унии все эти группы приняли догматику католицизма и подчинились папе Римскому, но сохранили свою обрядность.

Римско-католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Основное церковно-организационное отличие католицизма от православия состоит в том, что согласно учению католической церкви Римскому епископу принадлежит главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Апостол Петр, приняв в 64 г. в Риме мученическую смерть во время антихристианских гонений императора Нерона, по католическому вероучению, передал принадлежащую ему власть над церковью римским епископам как своим преемникам. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом, преемственно связанным с «князем апостолов» Петром (от него идет счет римских пап) и обеспечивающим единство церкви.

В качестве абсолютного главы видимой церкви и ее верховного вероучителя папа Римский считается земным наместником (викарием) Иисуса Христа. Полный папский титул звучит как «Епископ Рима, Викарий Иисуса Христа, преемник Князя апостолов, Верховный священник Всемирной Церкви, Патриарх Западный, Примас Итальянский, Митрополит-Архиепископ Римский, Владыка государства - города Ватикан, Раб Рабов Божиих».

В католицизме утвердился папский принцип формирования церкви в противоположность соборно-епископальному в православных церквах. Если высшая власть в церкви, по православному вероучению, принадлежит Собору, то по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности. Применительно к Ватикану употребляют два разных определения: «Апостольская столица» (Святой Престол) и «Государство Ватикан». Первое означает конфессиональный центр и сферу компетенции папы в качестве главы церкви, под вторым подразумевается абсолютистское государство во главе с тем же папой.

Папа Римский в переломные моменты в жизни церкви вправе созывать Соборы католической церкви. Последний по времени Собор проходил в 1962-1965 гг.

Без санкции главы католической церкви ни в одной стране не может быть назначен или отстранен епископ или издан какой-либо церковный закон. Резиденцией Папы Римского и центром католицизма является город-государство Ватикан.

Ватикан — это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии – города Рима. Занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства, Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях он представлен в ЮНЕСКО — организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организаций ООН по вопросам промышленного развития, по вопросам продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ — международном агентстве по атомной анергии, в Европейском совете и т.д.

Глава Ватикана — Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором в 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы. В 1978 году на папский престол был избран поляк — Кароль Войтыла — архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (род. 1920 г.).

Согласно конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Главное учреждение римской курии - государственный секретариат, возглавляемый государственным секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских советов, призванных расширять связи церкви с внешним миром.

Характерно, что в Ватикане функционирует Папская академия наук, назначение которой - содействовать развитию естественных и точных наук. Члены Академии назначаются Папой Римским из граждан различных государств, но они свободны в научных исследованиях.

Таким образом, статус Ватикана как государства и религиозного центра наложил свой отпечаток на систему управления государством и католической церковью.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал. Кардиналов назначает Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались с согласия Папы Римского и непосредственно ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена. Первые из них появились в V в. и сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на, так называемые, нищенствующие, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена, обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели. Из католических монашеских орденов наиболее известен орден иезуитов. Он насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и культурными центрами в различных странах, 500 школами, ведет активную религиозно-политическую пропаганду, хотя католическая церковь заявляет о своей аполитичности.

Римский католицизм — крупнейшая в мире конфессия. В 1996 г. насчитывалось 981 млн. католиков, что составляло 17% населения земного шара и 50% всех христиан.

Католики образуют абсолютное большинство во всех странах Латинской Америки. Много католиков сосредоточено в Северной Америке: в США их 70 млн. (28% населения страны), в Канаде – 12 млн. (46%).

Католики составляют абсолютное большинство населения и во многих странах Южной, Западной и Восточной Европы.

В Азии католики составляют большинство населения в двух странах — на Филиппинах и на оккупированном Индонезией Восточном Тиморе. Многочисленные группы католиков имеются в Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Республике Корее, Шри-Ланке. Довольно много католиков сконцентрировано в Австралии.

Католическая философия. Неотомизм

Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы модернизированный томизм (философское учение Фомы Аквинского, приспособленное к современным условиям) возродился в силу ряда субъективных причин в конце XIX в. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Энцикликой Льва XIII (1810 — 1903) философия Фомы Аквинского (1225 или 1226 —1274) была провозглашена вечной и единственно истинной. Вскоре, после обнародования энциклики Ватиканом, была создана сеть институтов, школ и специальных католических центров, задачей которых и ныне является изучение, развитие и популяризация учения Фомы Аквинского. Этим занимаются старейший папский Григорианский университет, основанный в 1552 г. создателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой (1491 —1556), Институт святого Фомы в Лувене (Бельгия), католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине, Академия Альберта Великого в Кельне и др. Только в Риме и его окрестностях действует около 50 католических вузов и исследовательских центров, в том числе 14 вузов, имеющих статус «папских университетов». Католические вузы и научные центры ежегодно издают сотни монографий и наименований журналов, истолковывающих различные аспекты современной цивилизации в духе неотомизма, ищущих в учении Фомы ключ к решению многих проблем конца XX в. Видные представители неотомизма — Ж.Маритен (1882—1973), Э.Жильсон (1884—1978), Г.Веттер, И.Бохенский, Г.Манзер (1866—1949), И. де Фриз (1874—1959) и др.

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый сотворенный мир и сверхъестественным образом — через Откровение, божественное слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них — наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.

Философия — более высокая ступень рационального знания. Главной ее задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Рациональное знание ценно, согласно утверждению теологов, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, кагорые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.

Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избирательного использования теоретических достижений наук о природе и идеалистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о «новом» лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов познания природы, и наличие «пограничных вопросов» между теологией, философией и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки и целостное религиозное мировоззрение.

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа

Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связывают его появление с поиском новых рациональных форм благочестия, объединенных пониманием мирской деятельности как особой формы служения Богу (мирская аскеза в противоположность аскезе монашеской).

По мнению известного немецкого историка и социолога Макса Вебера (1864-1920) высказавшемуся в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», что именно протестантская интерпретация христианства с ее пониманием мирской (в частности, предпринимательской) деятельности как выполнения Божиих заповедей, данных в Священном писании, явилась одной из главных духовных предпосылок формирования европейской буржуазной цивилизации.

Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которой якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространившейся практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства.

Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами, у него появилось немало последователей. Среди них были даже правители германских государств, в том числе - саксонский курфюрст Фридрих Мудрый. В ответ на решение Шпеерского имперского сейма 1529 г., осудившего взгляды Лютера, представители 14 германских государств и вольных городов выступили с «Протестацией» - несогласием с постановлением сейма. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами.

В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран.

В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений. Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего, протестантизм признает верховенство Библии как основы веры. Что же касается Священного Предания, то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одна из важнейших черт протестантизма, противопоставляющая его католицизму и православию, — та, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты полагают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в них нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а чисто функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

Таинства обычно рассматриваются протестантами как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признает лишь два таинства: крещение и причащение, так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

Богослужебная практика сильно разнится в протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое месте проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от, какой бы то ни было, специфичной для христиан обрядности.

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и, прежде всего, Римского папы), а во многих деноминациях — и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковная административная должность.

Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них — епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая — пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и, наконец, третья — конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большая часть современных протестантских конфессий имеет какие-либо объединения на национальном уровне.

Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации разновидности протестантизма стали дробиться, из них выделялись «дочерние» течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных течений протестантизма, возникших в XVI в., — англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три формы: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства — значительное число последователей имеют и такие протестантские течения, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные труппы образуют также Армия спасения, плимутские братья, квакеры, моравские братья, вальдёнсы. Особое явление в современном протестантизме — объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще.

Протестантов различных течений (не считая маргинальных конфессий) насчитывается свыше 600 млн. человек. Это составляет около трети всех христиан. Протестантизма придерживается подавляющее большинство населения всех стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. Значительную часть населения протестанты образуют и в некоторых странах Западной и Центральной Европы. Протестантов много в США, Канаде и Австралии, они составляют самую крупную религиозную группу в нескольких странах Африки: Намибии, Южно-Африканской Республике, Малави, Кении, Центральноафриканской Республике, Гане, на острове Святой Елены.

Одним из влиятельных течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиоведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии.

Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал «Акт о супрематии», в котором король провозглашался главой церкви (вместо Римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения.

Другим основным течением протестантизма является лютеранство.

Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм.

Это течение порвало с католицизмом гораздо радикальнее, чем англиканство. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианских символа веры, Аугсбургское исповедание и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый катехизис Лютера и Большой катехизис Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи и Формула согласия (1577 г.). Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел, и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране принимают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, носят лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения — кальвинизма — отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран характерен христоцентризм — определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.

Для лютеранства характерно отсутствие резкой границы между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.

Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена, по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах, отводится проповеди. Во время службы поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках. Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно католической церквах.

В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах действуют по нескольку церковных организаций). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не обладает управленческими функциями; она призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.

Общая численность последователей лютеранства достигает 76 млн. человек. Германское по происхождению, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее, наибольшее число лютеран по прежнему сосредоточено в Германии (27 млн. человек, или 35% населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия. Их немало в Эстонии и Латвии. Есть лютеране и в России. В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии и Индии. Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США, Бразилия, Канада. В Африке много лютеран живет в Танзании, Эфиопии, Намибии, на Мадагаскаре, в ЮАР.

Крупнейшие лютеранские церкви мира следующие: Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (самая многочисленная —13 млн.), Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (5,2 млн.), объединяющая консервативных лютеран США и др. Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.

Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм. Это течение было основано во Франции в 30-х гг. XVI в. Жаном Кальвином (1509-1564).

В конце XVI—начале XVII в. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли (1484-1531).

Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором Гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и других.

В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж.Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения предопределил одних своих людей к спасению, других же к вечным мукам в аду. По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два) крещение и причащение, они лишь знаки спасения человека. Крещение означает в кальвинизме приобщение человека к церкви с освобождением его от грехов. Если лютеранству свойственен христоцентризм, то кальвинизму — богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу. Обрядность в разных кальвинистских церквах не совсем одинакова, но в целом для нее характерна большая простота по сравнению не только с католицизмом, но и с лютеранством. Настенная живопись в храмах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения, как и у лютеран, совершаются на языке верующих.

Известны три формы кальвинизма: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две практически тождественны и различаются в основном лишь по месту своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство — в Шотландии и Англии).

Важное место среди протестантских конфессий занимает баптизм, основателем которого считается Джон Смит — бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения во взрослом возрасте.

Большинство баптистских церквей разделяет главные положения ортодоксального протестантизма. Основная часть баптистов верит, что человек духовно свободен и может трактовать Библию, полагаясь на свое сознание. В баптистских церквах принято несколько исповеданий, наиболее известные из которых — Лондонское (1689 г.), Филадельфийское (1748 г.) и Нью-Гэмпширское (1832 г.). Первые два близки к Вестминстерскому исповеданию кальвинистов Великобритании, в третьем же кальвинистское положение о предопределении несколько смягчено. Следует, однако, подчеркнуть, что абсолютным авторитетом для баптистов является только Священное Писание, а все принятые ими исповедания написаны скорее для того, чтобы показать, во что они верят.

Главной особенностью баптистской догматики, отличающей ее от учения многих других протестантских деноминаций, является, так называемое, сознательное крещение, или крещение по вере. Оно совершается по воле самого человека, готового принять веру (обычно это происходит по достижении 12—14 лет). Крещение у баптистов считается не таинством, а обрядом, символизирующим твердость веры человека. Второй баптистский обряд — хлебопреломление (так у баптистов именуется причащение). Причащаться в большинстве баптистских церквей разрешается и лицам, еще не принявшим крещения. По представлению баптистов, хлебопреломление символизирует воспоминание о последней трапезе, муках и смерти Иисуса Христа.

Богослужебная практика баптистов отличается простотой.

Основное внимание уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны и импровизированные молитвы, которые могут быть и молчаливыми, а также пение гимнов. Во время богослужений возжигаются свечи. Убранство баптистских церквей раньше тоже было очень простое: в аудиториях (так у баптистов называют помещения, где проводятся молитвенные собрания) находились лишь кафедры для проповеди, престолы с элементами причастия на них и баптистерии — специальные бассейны, предназначенные для совершения крещения.

Для баптизма характерно отсутствие резкой грани между священнослужителями и мирянами. Пасторы не рассматриваются как носителя сакральной или церковной власти. Нередко они лишь проводят молитвенные собрания, а общинами руководят миряне. Из мирян же избираются и диаконы, которые совершают обряд хлебопреломления. В некоторых баптистских общинах обязанности священнослужителей могут исполнять и женщины. Хотя каждая церковная община у баптистов зависима, общины, стоящие на близких догматических позициях, объединяются в конвенции, ассоциации, общества, товарищества в рамках штата, региона, страны или группы стран. Правда, властных функций эти объединения не имеют, а занимаются лишь просветительской, благотворительной и миссионерской работой.

Для баптизма очень характерна миссионерская деятельность: члены церкви должны заниматься распространением своей веры и стремиться обратить в нее возможно большее число людей. Это привело к быстрому увеличению численности баптистов. Основная часть сторонников баптизма (почти две трети) сосредоточена в США, где они составляют 19% населения и являются самой крупной протестантской группой. Хотя бы незначительные группы сторонников баптизма имеются в большинстве стран мира.

В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, объединяющий в настоящее время большую часть баптистских церквей.

Из баптистской среды вышел адвентизм. Он был основан в 1831 г. в США Уильямом Миллером, бывшим капитаном американской армии. Одним из основных догматических положений адвентизма является вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Адвентисты, подобно баптистам, единственным источником веры признают Библию.

В ходе догматических споров адвентисты распались на несколько групп. Подавляющее большинство их принадлежит к деноминации адвентистов седьмого дня, празднующих вместо воскресенья субботу. Эта группа обособилась от остальных адвентистов еще в 1844 г., а окончательно выделилась в отдельную деноминацию в 1863 г.

Как и остальные адвентисты, адвентисты седьмого дня придают большое значение второму пришествию Иисуса Христа и полагают, что оно должно скоро произойти. Адвентисты седьмого дня отвергли такой важный догмат христианства, как бессмертие души, пересмотрели положение о рае и аде. Они верят в условное бессмертие, даруемое Иисусом Христом не всем людям, а лишь праведникам, которые после второго пришествия воскреснут и будут находиться вместе с Христом на небе на протяжении тысячи лет. По истечении же этого тысячелетнего периода праведники станут жить с Христом на совершенно обновленной Земле. Что же касается грешников, то они, по представлению адвентистов седьмого дня, после второго пришествия тоже оживут, не пойдут в ад, а будут сожжены.

Адвентистам седьмого дня запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других «нечистых» животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, а также курить табак. Они должны скромно одеваться, не пользоваться декоративной косметикой и не носить украшений.

Большинство адвентистов седьмого дня добровольно платят десятину, т.е. отдают на нужды церкви десятую часть своих доходов.

Молитвенные собрания у адвентистов седьмого дня проводятся по субботам. Во время этих собраний поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди. Обряды у адвентистов седьмого дня выполняются пасторами, которые возводятся в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин, специальных облачений они не носят. Женщин в пасторы не посвящают.

Как и баптисты, адвентисты (и, прежде всего, адвентисты седьмого дня) ведут чрезвычайно активную прозелитическую работу, и поэтому сторонники адвентизма имеются сейчас в большинстве стран мира.

Помимо отмеченных выше протестантских деноминаций, в мире существуют разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты, культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Некоторые религиоведы называют их сторонников маргинальными протестантами.

Маргинальные протестанты часто дополняют Библию собственными источниками «Божественного откровения», а некоторые вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями.

К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых наиболее известны свидетели Иеговы, мормоны, Христианская наука, Церковь объединения.

Численность маргинальных протестантов составляет около 100 млн. человек. Их группы имеются в большинстве стран мира, но особенно широко представлены они в США.

Деноминация свидетелей Иеговы была основана в 1872 г выходцем из конгрегационалистской семьи Чарлзом Тейзом Расселлом в городе Питтсбурге.

Свидетели Иеговы отвергают христианский догмат о Святой Троице, считая Иисуса Христа не Богом, а лишь первым и лучшим Божьим творением. Святой Дух рассматривается ими как Божья невидимая сила.

Последователи деноминации не верят в бессмертие души и загробную жизнь (рай и ад) и считают, что после смерти человек, лишенный сознательного состояния, ждет в могиле Страшного суда. Они утверждают также, что скоро должен наступить Армагеддон — война между Богом и Сатаной, в ходе которой будут уничтожены все «плохие люди», а для оставшихся людей наступит тысячелетнее Царство Божие.

Священства в обычном понимании у свидетелей Иеговы нет, так как они считают священниками всех крещеных членов деноминации. Крещение совершается в сознательном возрасте путем полного погружения в воду и считается лишь символом посвящения, а не таинством.

Для свидетелей Иеговы характерны отрицательное отношение к государству, которое они называют орудием Сатаны. Тем не менее, деноминация призывает своих членов быть законопослушными.

Еще дальше, чем свидетели Иеговы, отошли от главных догматических положений христианства мормоны. Эта конфессия появилась в 1830 г. в штате Нью-Йорк. Основателем ее был Джозеф Смит.

Общехристианское Священное Писание — Библию мормоны дополняют своей особой Книгой Мормона. Мормоны отошли от христианского понимания Троицы, считая три ее ипостаси отдельными сущностями. Святой Дух представляется им как энергия, исходящая от Бога.

Рекомендуем посмотреть лекцию "Практическое занятие 6".

Протестантская теология и философия

Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, богооткровенную теологию, предметом которой является спасение грешника. Реформаторы отказывались от рациональных доказательств бытия Бога во имя учения о божественном откровении.

В своем учении о двойственности человеческого бытия Лютер, Кальвин и другие реформаторы развили важную в христианской философии и теологии тему греха как отчуждения человека от Бога и раскрывали личностные и социальные аспекты этого отчуждения. Человек, согласно известному тексту из послания апостола Павла, сознает, что делает не то доброе, что хочет делать, но злое, которого не хочет (Рим. 7:14—25). Лютер подчеркивал, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плоского. В отличие от средневековой доктрины о повреждении грехом природы человека Лютер учил, что грех полностью извращает природу человека. Вместе с тем в учении реформаторов о человеке как непостижимо оправданном грешнике выражен жгучий интерес к человеческой индивидуальности и обоснованию ее ценности. Настаивая на оправдании одной только верой в Иисуса Христа, подчеркивая личное преобразование человека, его «рождение свыше», покаяние, обращение, освящение, реформаторы заменили внешние чудеса чудом преобразования личности. Отсюда проистекало существенное усиление внимания в их теологии к религиозному опыту.

Христианин представляется Лютеру одновременно и свободным в вере господином всех вещей, и рабом, подчиненным законам тварного мира. В трактате «О рабстве воли» Лютер отрицает у падшего человека стремление к добру. Только по благодати, в вере обретает человек внутреннюю свободу и надеется получить в окончательном явлении Бога, в «свете славы» разрешение всех вопросов, неразрешимых в свете природного разума.

В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений. Человек, согласно Ж.Кальвину, предназначен быть «сосудом воли Божией», но в результате первородного греха утрачивает образ Божий, способность быть «зеркалом Божественной славы». Предопределение к спасению или к гибели считается непостижимым для живых людей, скрытым от них решением Божиим. Человек должен, безусловно, подчиниться воле Бога. Эта самоотдача себя Богу производит в истинно верующем, а значит, избранном человеке, чудо. Он становится, абсолютно, уверен в том, что предопределен к вечной жизни и его ничто не может похитить из рук Божиих. Человек должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Мир рассматривается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с ними. Интенсивная профессиональная деятельность понимается как религиозная обязанность, леность приравнивается к греху.

Основополагающие идеи основателей протестантизма явились в дальнейшем предметом философской рефлексии в контексте общей протестантской парадигмы. Модернистское протестантское богословие XIX в. получило название «либеральной теологии», поскольку исходило из принципа автономии субъекта, свободы разума, частной инициативы. Стремление обновить теологию с помощью экзистенциальной философии было свойственно Паулю Тиллиху (1886-1965), немецко-американскому теологу и философу. Протестантскую теологию и философию на разных этапах ее существования развивали Ф.Шлейермахер, Д.Штраус, А.Гарнак, К.Барт, Р.Бультман, Д.Бонхеффер и др

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее