Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Религиоведение » Восточнославянское язычество

Восточнославянское язычество

2021-03-09СтудИзба

9. Конфессиональная история Беларуси - Часть 2

Конфессиональная история Беларуси - Часть 1.

Восточнославянское язычество (первые века I тыс. н.э. – XIIIв.).

Распространение и историческая судьба христианства на белорусских землях.

Западнорусские земли в составе Великого княжества Литовского, формирование белорусской народности (2-я половина XIII в. - 1569 г.).

Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг.) и историческая судьба христианства.

Конфессиональная история Беларуси - Часть 2.

Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795 - 1917 гг.).

Советский период истории Беларуси. Образование и консолидация белорусского национального государства - БССР (1917 - 1991 гг.).

Рекомендуемые материалы

Становление и развитие суверенной Республики Беларусь (с 1991 г.). Религиозная ситуация в современной Беларуси.

Белорусские земли в составе Российской империи. Становление белорусской нации (1795 - 1917 гг.)

Сразу же после первого раздела Речи Посполитой и включения части Беларуси в состав Российской империи (1772) Екатерина II во всеуслышание объявила, что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. Императрица повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» наблюдать за полной неприкосновенностью всех конфессий, в том числе православной, католической и греко-католической. Более того, по примеру западноевропейских стран она учредила в 1773 г. независимую от Рима Белорусскую католическую епархию с центром в Могилеве, во главе которой был поставлен епископ С.Богуш-Сестренцевич, представитель местного шляхетства. Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, Екатерина II не признала за папой права вмешательства в дела внутреннего устройства местного католического духовенства. Поэтому любые изменения в управлении католической церковью на территории Беларуси происходили без предварительных консультаций и соглашений с Римом. По своему новому устройству римско-католическая церковь на территории Беларуси не представляла собой замкнутого института, имевшего своего особого государя — папу, независимого от местной власти. В административном отношении белорусская католическая епархия стала полностью независимой от Рима. Все это вызвало опасение римской курии, что на территории Российской империи может возникнуть самостоятельная местная (наподобие галликанской) церковь, полностью независимая от власти папы.

Для управления делами католической церкви в начале XIX в. в Петербурге была создана особая римско-католическая коллегия. В ее состав входили: председатель - могилевский архиепископ, два члена - один из епископов, один - прелат и 6 заседателей - по одному из каждой епархии. В 1804 г. в состав коллегии были введены епископ и три заседателя греко-католической церкви. В 1805 г. по настоянию униатского митрополита Ираклия Лисовского коллегия была поделена на два департамента: римско-католический и греко-католический. Таким образом, было положено начало коллегиальной форме управления католической церковью, которая просуществовала до начала XX в.

На территории Беларуси была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов. С 1812 по 1820 гг. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом университета. Ей были подчинены иезуитские училища в Полоцке, Витебске, Могилеве, Орше, Мстиславле, Чечерске, Климовичах. Кроме того, на территории Беларуси функционировали школы доминиканцев, францисканцев и др. В 1816 - 1826 гг. в Могилеве, Витебске, Минске и Гродно были открыты отделения Российского Библейского общества. В целом на протяжении всего периода конца XVIII — первой трети XIX вв. католическая церковь в Беларуси оставалась крупнейшим собственником и влиятельнейшей политической силой.

Более сложным было положение греко-католической церкви. Ввиду оппозиции греко-католической иерархии действиям российского правительства Екатерина II оказала поддержку деятельности архиепископа Могилевского Георгия (Конисского), который уже в 1772 г. обратился к российской императрице с просьбой о переводе униатов в православие. Однако только в 1780 г. он получил разрешение назначать на вакантные униатские кафедры православных священников, если этого желали прихожане. Только за три года с 1781 по 1783 г. к православной церкви присоединилось 117161 человек. Переход в православие осуществлялся еще быстрее после второго и третьего разделов Речи Посполитой (1793, 1795). К концу царствования Екатерины II всех присоединившихся было более двух миллионов человек. После этого униатские епархии были закрыты, за исключением одной — Белорусской во главе с архиепископом.

В 1794 г. первым униатским архиепископом этой епархии стал Ираклий Лисовский, человек, воспитанный в уважении к греко-восточным обрядам, горячий сторонник реформирования и сближения униатской церкви с православной.

При императоре Павле I воссоединение униатов было остановлено. В то же время переход их в католичество не возбранялся.

В 1798 г. император учредил две новые униатские епархии: Брестскую (для губерний Минской и Литовской) и Луцкую (для Волынской и Подольской). Однако, не считая греко-католическую церковь канонически самостоятельной, император подчинил ее католической коллегии. Последствием этой политики стала активная пропаганда католичества и обращение в «латинство» как униатов, так и православных. В результате многочисленных протестов и активной деятельности Ираклия Лисовского в 1799 г. был издан указ, по которому католическому духовенству запрещалось «совращать униатов и православных в латинство».

Однако в первые годы правления Александра I процесс латинизации униатской церкви продолжился, и только усилия митрополита Ираклия Лисовского и его последователя митрополита Григория Кохановича спасли ее от окончательного поглощения католиками.

С присоединением территории современной Беларуси к России положение православных резко изменилось. Во вновь образованных Псковской и Могилевской епархиях были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие, под страхом строгой ответственности, совращать православных в унию и разрешавшие униатам при желании возвращаться в православие. Вместе с тем повелевалось, чтобы сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение православного населения Белоруссии, но и повлияли на настроения униатов. Последние стали возвращаться к вере отцов и дедов. В течение первых 8 лет в Беларуси около 250000 униатов обратились в православие.

В ином положении оказалось православное население, оставшееся в составе Речи Посполитой. Для того чтобы избежать религиозной опеки России, Великий сейм (1788-1791) высказался за организацию в Речи Посполитой особой православной церкви с подчинением ее Константинопольскому патриарху.

После второго раздела Речи Посполитой (1793) на присоединенных территориях была образована Минская епархия.

Смена внутриполитического курса в царствование Николая I (1825-1855), заключавшегося в укреплении консервативных начал в государстве как основе его стабильности, привела к кардинальным переменам в религиозной ситуации на Беларуси. Одним из ее проявлений стала ориентация на укрепление православной церкви. Эта политика совпала с реформаторскими настроениями ряда униатских иерархов, усилия которых были поддержаны российским правительством. Однако участие части униатского и римско-католического духовенства в восстании 1830—1831 гг. не только остановило реализацию замыслов; но и привело к возникновению идеи воссоединения греко-католической церкви с православной. Эта идея благодаря усилиям митрополита Иосифа (Семашко) получила свое разрешение на Полоцком церковном соборе. 12 февраля 1839 г. епископами и «начальствующим духовенством» был подписан «Соборный акт» о воссоединении униатской церкви с православной. 25 марта «Синодальное деяние» было утверждено императором. Всего в 1839 г. с православием воссоединилось свыше 1600 приходов (более 1 млн. 600 тыс. человек). Однако в 1839 г. уния была ликвидирована не везде: униаты оставались в Холмской епархии (Седлецкая, Люблинская и Сувалковская губернии). Соединение на этой территории произошло лишь в 1875 г.

Польское восстание 1830-1831 гг., способствовало принятию ряда мер по укреплению позиций православной церкви и ослаблению католицизма. В апреле 1833 г. была создана новая православная епархия - Полоцкая (губернии Витебская и Виленская) во главе с епископом Смарагдом Крыжановским. Дети белорусского духовенства посылались учиться во внутренние губернии России или на Украину. Открытая в 1832 г. в Вильно католическая духовная академия в 1841 г. была переведена в Петербург. Одновременно был предпринят ряд мер по ослаблению экономической мощи католического духовенства. Несмотря на подписанный в Риме конкордат (1847), российское правительство в 1850 г. закрыло еще 21 католический монастырь и вынашивало мысль о присоединении к православию всех римо-католиков.

Христианские конфессии Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX вв. были представлены относительно немногочисленными группами протестантов (лютеране и кальвинисты), а также старообрядцев, нашедших убежище на Беларуси еще в XVII в.

На современной территории Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв. существовало 5 православных епархий - Полоцкая, Минская, Могилевская, Виленская и Гродненская. Самой молодой из этих епархий являлась Гродненская, образованная в 1899 г. По данным статистики к 1914 г. в Беларуси насчитывалось 3552 церкви,

470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей, 3 духовные семинарии: Виленская, или Литовская, Минская и Витебская.

Можно выделить два этапа в системе межконфессиональных отношений этого периода. Водоразделом является указ 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповеданий. Фактически этот указ ставил в одинаковое положение все конфессии империи. До появления этого указа по российскому законодательству главенствующую роль занимало православие. Отношение правительства к католической церкви было осложнено активным участием католических священников в восстании 1863 г. Для Беларуси издается ряд дополнительных постановлений, целью которых было не допустить противогосударственной пропаганды в костелах. Однако принятие указа 17 апреля 1905 г. резко изменило положение католицизма, что привело к межконфессиональной напряженности, обусловленной борьбой за сферы влияния.

За период первой русской революции было принято около 24 законов и указов по религиозному вопросу. Важнейшим из них явился указ 17 апреля 1905 г., объявлявший юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую веру, хотя формально основное значение; «первенствующее и господствующее», оставалось за православием. Этот указ знаменовал собой введение демократического права свободы совести в России. Широко обсуждался вопрос о реформе духовной школы. Основная масса церковных деятелей склонялась к тому, чтобы духовная школа и ее система образования стали гибче, современней, шире привлекались бы достижения современного культурного творчества (при их соответствующем отборе и оценке с церковных позиций).

Церковноприходские школы, осуществлявшие начальное образование, существовали при церковных приходах. В конце XIX в. эти школы были одноклассными и двухклассными (двух и четырех годичными). В начале XX в. срок обучения в них увеличился соответственно до трех и пяти годичного.

Преподавали в этих школах священники, а также учителя, закончившие епархиальные училища и церковноучительские школы. Изучались закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика и т.п.

С присоединением Беларуси и Литвы к Российской империи иудаизм стал новой конфессией на ее территории. Отношение к ней были тесно связаны с отношениями к еврейскому народу, основная часть которого проживала в городах и местечках. Иудеи составляли довольно значительную в количественном отношении группу. В начале 60-х годов XIX века в целом по пяти губерниям они занимали третье место в конфессиональной структуре населения, а в Могилевской второе.

В 1793 и 1795 гг. в состав Российской империи входили Минщина, Виленщина и Гродненщина, на территории которых проживало немногочисленное население – татары. Татары белорусско-литовских губерний исповедовали ислам суннитского направления.

В XVI - XVIII вв. мусульманские общины Речи Посполитой были самостоятельными. При необходимости разрешения спорных вопросов в религиозных делах они обращались к муфтию Оттоманской империи (Турция) или Крыма.

В конце XVIII в. мусульманская конфессия белорусско-литовских губерний имела сеть мечетей. Возле них группировались татарские общины и начали формироваться мусульманские приходы. С конца XVI в. существовала мечеть в Минске. Функции общины были довольно просты. Она исполняла религиозные и общественные отправления. Собрание прихожан выбирал патронат мечети из числа наиболее уважаемых верующих. Они заботились о всех делах общины, выбирали муллу и муэдзина.

Строительство и содержание мечети было делом собрания прихожан. Мечети строились на землях (вакуфах), подаренных богатыми прихожанами, а деньги для строительства храма собирали с мусульманских семей.

Советский период истории Беларуси. Образование и консолидация белорусского национального государства – БССР (1917 - 1991 гг.)

Октябрьская революция (1917г.) явилась коренной ломкой всего прежнего образа жизни и прежней системы ценностей. С приходом к власти в октябре 1917 года большевиков положение всех конфессий в обществе коренным образом изменилось. Деятельность революционной власти началась с принятия специальных законодательных актов по национализации церковных и монастырских земель, с прекращения финансирования на содержание духовенства, храмов и религиозные церемонии. В январе 1918 года были ликвидированы государственные учреждения, которые занимались делами духовенства. 23 января 1918 года СНК РСФСР принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Соответствующий декрет, который сохранил основные положения законодательного акта РСФСР, принял 11 января 1922 года СНК БССР. Эти акты очерчивали правовые нормы взаимоотношений государства и церкви, при которых государство не должно вмешиваться в деятельность религиозных организаций.

Но на деле проводилась совсем иная политика. Вмешательство в конфессиональные дела стало нормой на протяжении всего существования СССР. В советский период (1917-1991 гг.), воинствующий атеизм был положен в основу государственной политики в отношении церкви. Всемерная государственная поддержка атеистической пропаганды и запрет на религиозную пропаганду имели своей целью изоляцию церкви, искоренение религии как пережитка прошлого. Жесточайшие репрессии против духовенства, разрушение церквей и монастырей должны были, по замыслу богоборцев, вытравить из сознания людей мысль о Боге, память о своих религиозных традициях. Наибольший размах репрессии достигли в 20-30 -е годы.

К концу 1936 г. в Беларуси осталось 74 действующих храма. А к началу 40-х годов в восточной части Беларуси насильственно были закрыты все церкви. Остались действующими только два храма, в которых изредка проходили богослужения. Остальные храмы были либо взорваны, либо закрыты и переоборудованы под культурно-просветительские заведения, склады, зернохранилища и т.п.

Репрессии не обошли стороной и римско-католическую церковь. К середине 1937 года в Восточной Беларуси действовали только 11 костелов, в том числе 5 с ксендзами, а 6 - без ксендзов. По обвинению в шпионско-подрывной деятельности в пользу Польши были арестованы более 1000 представителей католического духовенства, многие из которых были расстреляны. Приведенные данные показывают, что к концу 30-х годов деятельность римско-католической конфессии на востоке Беларуси фактически была также прекращена. Религиозная жизнь католиков в этих местах продолжалась в условиях глубокого подполья.

К началу Октябрьской революции Беларусь была покрыта густой сетью храмов иудейской конфессии. Здесь действовали 704 синагоги, в которых работал 271 раввин. Советская власть, которая старательно уничтожала вся систему религиозного образования, особенные усилия прилагала к разрушению синагог, превращения их в клубы, театры, склады.

После войны ситуация вновь стала ухудшаться, особенно для римско-католической церкви, многие представители которой были высланы или осуждены.

Относительная либерализация в отношении православной церкви со стороны государства в первые послевоенные годы не означала приостановления идеологического наступления. Во всех средствах массовой информации широко велась атеистическая пропаганда.

На местах продолжались нарушения прав человека на свободу вероисповедания, преследования лиц, которые хотя бы в некоторой степени имели отношение к религии. Более того, обвинения в исполнении тех или иных религиозных обрядов являлось основанием для оказания недоверия, а то и увольнения с работы. Особенно, и по преимуществу, это касалось интеллигенции.

В результате многолетних жестоких гонений на церковь ее позиции и влияние в обществе оказались сильно подорванными. Религиозные ценности утратили функцию стержня духовной культуры и были вынесены на периферию сознания и образа жизни. Их место заняла коммунистическая идеология, которая подмяла под себя мировоззрение, сделав последнее исключительно материалистическим и атеистическим. Соответствующей была и система образования и воспитания.

Становление и развитие суверенной Республики Беларусь (с 1991 г.). Религиозная ситуация в современной Беларуси

С распадом СССР (1991г.) рухнули привычные, устоявшиеся формы организации жизни и соответствующие фундаментальные идеологические и мировоззренческие ценности, которые казались незыблемыми. А новые продуктивные формы организации жизни и адекватные им ценности еще не сформировались. В этом и состоит суть современного духовно-нравственного кризиса.

В начале 90-х годов с падением коммунистической системы были приняты достаточно демократичные законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Начался трудный, сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения.

Религия и церковь стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мыслей многих людей. Роль церкви в обществе, ее авторитет существенно возросли. В настоящее время процесс религиозного возрождения затронул все религии (христианство, ислам, иудаизм).

Сегодня религиозная ситуация в республике динамично развивается и выглядит следующим образом. На 1 января 2003 г. в республике действуют 2825 религиозных общин, в том числе: в Брестской области - 662, Витебской - 448, Гомельской - 320, Гродненской -460, Могилевской - 201, Минской - 612 и в г. Минске -122.

Изменений в конфессиональной структуре не произошло, и, как в предыдущие годы, общины представляют 26 религиозных направлений.

В республике в соответствии со своими уставами действуют 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения) С их учетом численность религиозных организаций достигла 2965.

Ведущую роль в религиозной жизни страны играла и продолжает играть Белорусская православная церковь, ею зарегистрировано 1265 приходов. В 2002 году верующие создали 41 новый приход (в 2001 г. было зарегистрировано 52 общины). Действуют 1003 православных храма (построено в 2002 году 20 церквей), 157 находится в стадии строительства. В приходах работают 1154 священнослужителя.

В епархиях действует 16 религиозных братств и 8 сестричеств, которые занимаются различными направлениями социального служения и содействия церкви.

Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси. В октябре этого года были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 — восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 — учреждена Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 — Туровская и Витебская епархии. К началу 1991 года в республике насчитывалось 609 приходов. Канонически все десять епархий на территории Беларуси входят в состав учрежденного в 1990 году Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, имеющего административную самостоятельность и управляющегося Синодом во главе с митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, которым является Высокопреосвященнейший Филарет, принявший Минскую кафедру в 1978 году. Второе официальное наименование Белорусского Экзархата — Белорусская Православная Церковь.

В 1989 году (после закрытия в 1963 г.) возобновила свою деятельность Минская Духовная Семинария; в 1993 — решением Синода учреждена Белорусская Духовная Академия.

Значительным событием в общественной и религиозной жизни республики стал визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 18-20 мая 2002 г., в ходе которого при участии Главы государства был открыт Дом милосердия при Всехсвятском приходе в г. Минске.

Римско-католический костел объединяет 432 общины. В целом римско-католическая конфессия является одной из самых активных в республике. Происходит становление римско-католических общин в исторически традиционных регионах их деятельности.

Обратите внимание на лекцию "26 Основные источники российского законодательства о социальном государстве".

Продолжает иметь место проблема пополнения католического клира из числа граждан Республики Беларусь. В 2002 году среди 305 католических священнослужителей насчитывалось 177 иностранных граждан, в большинстве граждане Республики Польша.

В 2002 г. сохранилась тенденция количественного роста и влияния на население протестантских религий, которые и республике представлены 15 направлениями, объединяющими 1001 общину

(35,4 процента от общего числа общин в республике). Наиболее динамично развивающейся деноминацией за последнее десятилетие является объединение христиан веры евангельской, рост числа их общин уступает только православию.

Вполне естественно, что усложняющаяся религиозная ситуация в республике требует серьезного правового регулирования.

Процесс нашего духовного возрождения на основе христианских традиций и ценностей - это сложный, трудный, противоречивый и длительный процесс. Необходимо учитывать поликонфессиальность нашего общества и то, что образ жизни современного человека не является органически православным и даже органически религиозным, поэтому всякие попытки форсирования, нажима, преждевременного административного «внедрения» религии во все сферы жизни общества чреваты серьезным осложнением межконфессиальных: и межнациональных отношений. Мы не должны допустить в республике разжигания межрелигиозной розни. Еще одна опасность - возможность политизации религии и церкви.

Современная религиозная ситуация в республике стабильна и в то же время отличается динамизмом и продолжающимся процессом религиозного возрождения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее