Препятствия в области душепопечения и их преодоление
Препятствия в области душепопечения и их преодоление
В душепопечении пасторалисты видят препятствия с трех сторон: со стороны диавола, общины и самого пастыря.
а. Препятствия со стороны диавола
Враг рода человеческого напрягает все усилия к тому, чтобы разрушить пастырское дело в области душепопечения. Он создает соответствующие затруднения пастырю, когда угадает пастырское намерение сделать то или иное спасительное дело. Например, просят священника причастить умирающего на дому, диавол немедленно внушает пастырю опасение, боязнь, малодушие, немощь в силах, даже болезнь. Пришла добрая мысль помолиться за болящего дома в келейном правиле, вдруг является сразу масса житейских дел, более, будто бы, важных и неотложных.
Словом, враг спасения неотлучно пребывает при пастыре («прикомандированный»), чтобы разрушать пастырскую работу. И что ни ревностнее выполняет пастырь свое дело - сильнейшую имеет оппозицию со стороны невидимого противника.
Настоятельностью, памятованием своего долга, любовью и жалостью к людям пастырь препобеждает вражьи искушения и посрамляет невидимого противника.
б. Препятствия от общины
1) Нередко пастырь сталкивается с духовным невежеством народа, как в отношении сущности истинного покаяния и обращения к Богу, так и относительно возвышенных и основных истин веры, путей духовной жизни, христианского долга.
Рекомендуемые материалы
С подобным явлением пастырю необходимо бороться проповедью, посредством частной и общей исповеди и при всяком удобном случае в беседах и наставлениях.
2) Непонимание и равнодушие ко всему духовному, замечаемое у многих, отдающихся исключительно земным заботам и влечениям и совершенно забывших о своем вечном назначении.
Пастырю необходимо во всем рвением путем молитвы и проповеди преодолевать и это зло, обращая внимание страдающих от него на истинную цель и вечное их назначение.
3) Поверхностное, внешне-механическое отношение верующих к своим религиозным обязанностям, когда молитва превращается в бездушный лепет, вся набожность - в бесплодное исполнение обряда и когда все подобные религиозные упражнения не мешают крепнуть и развиваться в сердцах таких пасомых разным дурным склонностям и страстям.
Пастырю надо терпеливо указывать и разъяснять путь истинной веры и правой жизни, а также напоминать о сознательно-живом исполнении христианских обязанностей.
4) Нравственная распущенность, во многих местах достигающая значительных размеров. Против нее имеются два средства: молитва и покаяние.
5) Наконец, маловерие, сомнение, иноверная пропаганда, пользующаяся нестроениями в Церкви и старающаяся пожать за ее счет возможно большие плоды.
Пастырю следует разъяснять истины православия, красоту и спасительность его установлений. Важность и пользу веры в жизни человека.
Св. Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой»[1].
Бесплатная лекция: "Содержание" также доступна.
в. Препятствия от пастыря
Равным образом, со стороны самого пастыря могут представляться препятствия к успешному душепопечению.
Если перечислить такие созможные препятствия, то на первом месте надо поставить отсутствие у пастыря живой веры, делающее его и бездеятельным и крайне бессильным; холодность и бесчувственность, при которых пастырь свои обязанности несет, как тяжкое и принудительное бремя; пастырское высокомерие, омирщвленность, соперничество, необщительность, разность принципов, несогласованность в их действовании, частая перемена пастырями мест, - все это довольно значительные препятствия на пути доброго пастырского душепопечения.
С указанными препятствиями в себе пастырь борется молитвой, чтением Слова Божия, частой исповедью у духовника, слабую веру укрепляет сознанием важности долга; ответственностью пред Богом и народом побеждает свою холодность и бесчувственность; правильным понятием о самом себе устраняет свое высокомерие; объективным анализом серьезности пастырских дел погашает соперничество и необщительность со своими сослуживцами; готовностью любых неожиданностей, как посылаемых от Бога, он мирится с переменой мест служения, считая это промыслительным делом Божиим.
Словом, все препятствия в области душепопечения пастырь побеждает силой Христовой, пламенной молитвой, постоянством и пастырским терпением.
[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 7, кн. 1. СПб., 1901, с. 364.