Краткие пасторологические выводы
Краткие пасторологические выводы
к 1-му курсу1
Г л а в а 1. Пастырство, существующее по Божественному праву, имеет свои незыблемые основы: историческую, психологическую, мистическую, догматическую и экзегетическую. Сущность этих основ исходит из трех положений: исторических данных о пастырстве, психологических потребностей каждой души и Слова Божия как источника Божественной истины.
Основы пастырства, как нельзя лучше, формируют психологию студента, укрепляют его волю на позициях пастырского долга и создают наиболее зрелую организацию его внутреннего «я».
Естественно, «Основы» являются ключевыми истоками, из которых вытекают, как частное из целого, направленность и действенность науки Пастырского богословия.
Только апостольский дух может быть созидательным в богословской науке, только он может стать движущей силой на путях пастырского шествия за Христом. Живой апостольский дух в науке Пастырского богословия - жизненная артерия, соединяющая пастырство со Христом.
Правильная постановка преподавания пастырского дела, именно на путях единения с Апостолами и Христом, успешно решает проблематику студента о желании священства. Глубоко мыслящий студент воспринимает долг священства не как легкую наживу и расчетливую карьеру, но как подвиг, как совершенно добровольное решение идеи по пути самоотвержения, наилучшего служения людям.
Г л а в а II. Ветхозаветное священство - подготовление к Новозаветному. Это «начало» искупления человечества в жертвах овнов и козлов, прообразах и предсказаниях. Святой пророк Моисей - основатель Ветхозаветного священства (Синайское законодательство), Христос Спаситель - Основатель Новозаветного священства, как «завершения» процесса искупления рода человеческого.
Рекомендуемые материалы
Г л а в а III. Здесь наиболее ярко выражен сотериологический элемент пастырской деятельности. Красота служения Богу и человеку во всем своем величии открывается именно в Новозаветном пастырстве. Высок тот, кто служит другим. Кто хочет быть большим, будь всем слуга.
Детство, отрочество и юность Спасителя наитеснейшим образом связывает нашего кандидата священства со Христом, сближая и родня их на путях естественного развития и формирования личности пастыря. Особенно зрелая, вдумчивая юность ведет студента как бы в свою «пустыню», чтобы здесь глубже сосредоточиться, еще раз проверить методы предстоящей пастырской работы, разрушить планы вновь и вновь искушающего диавола-искусителя, выйти победителем в этой тяжелой борьбе.
Любовь к Богу и людям, любовь к ограничениям и лишениям жизни во имя вечных благ, наконец, любовь к Церкви Православной и Ее спасительным традициям решают исход «пустынной» борьбы нашего студента и ставят его в ряды последователей Христовых.
Первые шаги учительства наш юный пастырь проходит под благодатной сенью Евангелия. Святое Евангелие - его основное пособие, в проповеди его закон, его жизнь. Простота, задушевность, искренность, убежденность, единство слова и дела, - решающие факторы пастырского учительства.
Основательное и любовное изучение Евангельского текста открывает нашему пастырю дивные тайны, силу и высоту проповеди Спасителя, святых Его Апостолов. А послание Господом Своих учеников на проповедь наилучшим образом вдохновляет студента на благородное самоотвержение, искание пользы других и стояние за святую истину Христову до крови.
Душепопечение Спасителя и святых Апостолов открывают пути наилучшего слияния человечества в единое целое. Высшая любовь к людям - страдание за них до смерти. Кульминационная вершина душепопечения - быть отлученным от вечной жизни, чтобы наследовали ее другие, хотя и ниже стоящие по достоинству.
Физические и особенно духовные качества Пастыреначальника - живой пример для подражания, хотя и неполного, но в какой-то мере возможного и необходимого.
Жизнь пастыря во Христе и Его Святой Церкви, это живая деятельная церковная жизнь, жизнь полная благородного подвига, величия духа, всеобщего доброжелательства и абсолютной пользы. Если такая жизнь не вызовет симпатии со стороны людей, то она вызовет симпатии Бога, и ее по достоинству оценит история.
Итак, жизнь пастыря во Христе и Его Святой Церкви - всем быть полезным до конца во имя Святого Бога и счастья человека.
Обратите внимание на лекцию "4.8 Культура, образование и общественно-политическая мысль".
Г л а в а IV. История христианской Церкви - история бурного развития цивилизации человечества. Это живая книга судей народов, племен, государств. Создание Церкви Христовой Богочеловеком Христом ставит Ее в разряд Божественных Небесных учреждений. Возможное историческое умаление числа Ее членов повышает качественность и бесконечную ценность их душ.
Семейная жизнь пастыря строится на послушании и разумном подчинении друг другу. А главный источник семейного счастья пастыря - взаимотерпение и любовь к Богу и Церкви (людям).
Типичные образы святых Апостолов отражают пастырские индивидуумы всех веков. Их общность и единство в беззаветной любви ко Христу, доверии к Нему, жажда стать Его верным сослужителем.
Учение о пастырстве святых отцов - оживление и обновление опыта в пасторологии Пастыреначальника и Его святых учеников - Апостолов при изменении условий исторической эпохи того или иного века.
Каникулы - отрадная пора жизни студента. Время отдыха, но не безделья. Каникулы - продолжение процесса формирования пастыря, только не в стенах учебного заведения, а «на свободе», то есть, проведение времени в любимых бытовых занятиях. Каникулы - переключение на свободное мышление, наблюдение над природой, анализ наличной жизни. Каникулы - начальный опыт к самостоятельной жизни в будущем на приходе. Каникулы - накопление духовных и физических сил для нового перехода к вершинам дальнейшего богословского познания.
1 Краткие пасторологические выводы в конце каждого курса есть ни что иное, как своего рода заключение, помещаемое нами в итоге курса. Эти выводы наилучшим образом способствуют студентам кратко повторить материал всего курса и закрепить его в своем сознании на всю жизнь. С этой точки зрения ценность и значение данных выводов безусловны.