Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по религиоведению » Правовоые основы религиозной деятельности в РФ и Свердловской области

Правовоые основы религиозной деятельности в РФ и Свердловской области

2021-03-09СтудИзба

ТЕМА 4. Правовоые основы религиозной деятельности в российской федерации и свердловской области

§ 1. История взаимоотношений религии и государства в России

Религия, распространяясь в обществе, в большинстве случаев вызывала к себе активное отношение со стороны государства: от признания и поддержки, до осуждения и преследования. В древности сама государственная власть освящалась религией, зачастую, сам верховный правитель был объектом религиозного поклонения, например, император в Риме или фараон в Египте .

Первоначально древнерусская государственность была связана с языческой религией поклонения силам природы и целому пантеону (группе) богов – как добрых, так и злых. Это была воинственная и где-то даже  жестокая религия, допускающая культ грубой силы, человеческие жертвоприношения, многоженство и буйные увеселения. Крещение Киевской Руси происходило постепенно, первые христиане появились еще при княгине Ольге, бабке Владимира-крестителя. Однако самого Владимира сначала вполне устраивало язычество: он возглавлял дружину воинов, вел воинственную жизнь, не чуждался насилия даже по отношении к своим родственникам, имел три гарема с восемью сотнями наложниц. Обратить внимание на христианство его заставили отношения с  православной Византией. В ту пору Владимир искал религию, которая могла бы помочь ему укрепить свою личную власть. Нужна была религия с единым Богом, освящавшая власть одного князя. Такой религией стало православие, показывающее, что всякая власть от Бога, и повиноваться ей – долг каждого верующего. Крестив Русь, Владимир насаждал новую веру «сверху», в том числе и силой. Но, с другой стороны, крещение повлияло и на самого Владимира: он укротил свой буйный нрав, стал заниматься благотворительностью и даже одно время не хотел как правитель выносить смертные приговоры, боясь греха. Впоследствии все русские князья были православными, испрашивали благословения у церкви на свои государственные дела.  В эпоху феодальной раздробленности Руси и монголо-татарского ига церковь была единственным социальным институтом, объединявшим русский народ. В 1380 г. настоятель монастыря Сергей Радонежский благословил единую дружину всех русских земель под началом князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. С образованием единого Русского государства со столицей в Москве Православная Церковь стала неотделимой от русской государственности. Иоанн IV (Иван Грозный) стал первым русским правителем – царем (от лат. «цезарь»), которого церковь венчала на царство, сделав его помазанником Божиим, совершив над ним таинство миропомазания, подавая ему тем самым дары Святого Духа. Церковь хотела, чтобы царь правил, скорее, не силой, а духовным убеждением. У разных русских царей это получалось по-разному, но церковь всегда поддерживала благочестивых царей и обличала царей, отступавших от христианских принципов. Уже при Иване Грозном был замучен митрополит московский Филипп (Колычев), обличавший царя за жестокость и произвол.

С XVI в. в России складывается доктрина, согласно которой Московское царство есть последнее прибежище правой веры на земле. Русское государство, по сути дела, является социальным продолжением церкви. В Соборном уложении 1649 г. (тогдашнем кодексе законов) главным преступлением считалась «хула» на Бога и церковь.

Серьезной трещиной между церковью и государством стало царствование Петра I, который проводил политику секуляризации, разделения жизни общества на светское и церковное. Петр I упразднил пост Патриарха всея Руси и учредил Священный Синод при правительствующем Сенате – по сути министерство по делам Церкви. Петр I, провозгласив себя Императором, во многом подчинил церковь государству. При Петре начались активные гонения на старообрядцев – членов церкви, не принявших в XVII в. церковных нововведений патриарха Никона. Однако формально Петр оставался православным царем, а Россия – православной империей. В дореволюционной России, как и в других странах, где церковь не была отделена от государства, положение человека в официальном обществе, его возможности в государственной деятельности, право на преподавание в школе определялись не только подготовкой и способностями, но и принадлежностью к официальной религии. Все официальные акты государства – рождение ребенка, брак, смерть фиксировались только религиозными организациями и сопровождались религиозными обрядами. В школах  и гимназиях существовал обязательный курс Закона Божьего.

Православие было государственной религией, но также признавались и другие религии коренных народов России: ислам, иудаизм, буддизм, лютеранство. В официальных документах подданных империи не указывалась национальность, но обязательно указывалось вероисповедание: каждый житель России должен быть служить ей, присягая по обычаям своей веры.

Революция 1917 г. имела не только социально-политическую, но и религиозную подоплеку. В основе идеологии большевизма лежало атеистическое мировоззрение: стремление построить «рай на земле», объяснение человека и общества исключительно материальными факторами. Костяк большевистской партии составили люди, порвавшие с традициями своей культуры и веры, противопоставившие себя России. Им удалось привлечь на свою сторону  значительную часть населения, искренне поверившую в лозунги социальной справедливости, равенства  и братства. Религия же вообще, и православная церковь в особенности, была объявлена «пережитком» реакционной контрреволюционной организации. Декрет Совнаркома 1918 г. отделил церковь от государства и декларировал свободу совести. Это способствовало тому, что после 200-летнего перерыва Церковь вновь избрала Патриарха всея Руси. Однако построение коммунистического общества требовало тотальной перестройки человека, поэтому религию планировалось ликвидировать  как социальное явление. Начиная с 1918 г. ВЧК обрушила жестокий террор на духовенство, но церковь заняла принципиальную позицию невмешательства в политику, не деля народ на «красных» и «белых». Известно, что тогдашний патриарх Тихон отказался благословить вождей белого движения. В своих посланиях Тихон призывал народ к покаянию, рассматривая большевиков как наказание за грехи.

Действия Советской власти по отношению к церкви вполне попадают под юридическое определение «геноцида», подразумевающее планомерное истребление национальной или религиозной группы. Уже к 1919 г. из ста тысяч дореволюционных священников осталось сорок тысяч. В 1927 г. митрополит Сергий  вынужден был принять декларацию, в которой признал Советскую власть. В 1932 г. в СССР была объявлена «безбожная» пятилетка, в ходе которой к 1937 г. планировалось закрыть последнюю церковь, но в эти планы вмешалась наступившая война. Выяснилось, что одолеть врага, нацеленного на уничтожение народа и страны, невозможно без задействования патриотических чувств русского народа как мощного морально-психологического фактора. Все это вынудило советское руководство обратиться к пропаганде русской национальной культуры и истории, неотъемлемой частью которых являлось православие. 4 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с церковными иерархами, на которой было объявлено о коренном изменении политики государства по отношению к церкви. В течение нескольких ближайших лет на территории СССР, где к началу войны оставалось всего около 150 действующих церквей, число последних было доведено до 22000, освобождены тысячи священников, открылись духовные семинарии, был избран патриарх. Последующее десятилетие было временем терпимого отношения государства к Церкви.

Рекомендуемые материалы

После смерти Сталина советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым предприняло новые попытки гонения на Церковь. Они не были связаны с прямым насилием, как в годы революции, но была поставлена задача ликвидировать в советском обществе религию как таковую. Сам «дорогой Никита Сергеевич» обещал через несколько лет показать советскому народу по телевизору «последнего попа». В октябре 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды». За период 1953–1964 гг. количество православных приходов было сокращено в три раза. При Хрущеве по религиозным мотивам  были осуждены 1 234 человек. В последующую эпоху «застоя» данные тенденции продолжали сохраняться.

Все выше сказанное относится  и к другим традиционным религиям народов России и СССР: исламу, буддизму, иудаизму, католицизму и лютеранству.  Они также подвергались гонениям и запретам. Но их специфика заключалась в том, что они всегда отождествлялись с национальной культурой и самосознанием народов СССР, поэтому выступления националистов и сепаратистов сопровождались религиозными лозунгами: католическими – у «лесных братьев» в Литве, исламскими – у басмачей Средней Азии, иудейскими – у евреев-сионистов.

В эпоху перестройки и крушения СССР получившие власть так называемые «реформаторы» и «демократы» дали формальную свободу религии, Церкви, что многими воспринималось сначала как возрождение духовности. Однако для последующего «смутного» десятилетия был характерен разгул в России религиозных сект самого различного рода, угрожающих  национально-государственным интересам страны и правам и свободам ее граждан. Современное российское государство начинает понимать важность роли традиционных религий в возрождении духовных ценностей общества, воспитания чувств патриотизма и ответственности перед своими близкими и Родиной. Важной вехой явилось принятие в 1997 г. Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, в котором государство регламентирует взаимоотношения религии с обществом и государством.

§ 2. Религия и право в современной России

Правовые нормы, регулирующие религиозную деятельность в нашей стране, можно разделить на две взаимосвязанные группы:

1. Обеспечивающие права и свободы граждан в этой сфере.

2. Регламентирующие статус различных религий и их организаций в нашем обществе.

Права человека в религиозной сфере гарантируются Конституцией РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Представитель государства должен доброжелательно относиться к представителям любой религии и пресекать любые попытки проявления религиозной вражды и ненависти, дискриминации граждан по религиозному признаку. Первичным в человеке является то, что он гражданин России, а уже потом православный, мусульманин или еврей.

Религиозная принадлежность является частью личности, поэтому неуважение и оскорбление религии и ее символов – оскорбление какого-либо человека, эту религию исповедующего.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право открыто и свободно проповедовать свою веру и осуществлять религиозную деятельность. Но его свобода не может посягать на свободу другого человека. Как говорят философы «Свобода моей руки кончается там, где начинается нос моего соседа». Поэтому государство, обеспечивая религиозную свободу одной группы, должно учитывать интересы другой. Конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания также раскрываются в статьях Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ.

В пункте 2 статьи данного закона содержится важное указание на то, что права гражданина в религиозной сфере могут ограничиваться в интересах остальных граждан, когда необходимо защитить их жизнь и здоровье, общественную нравственность, обеспечить государственную безопасность и оборону страны от агрессоров. Представители власти не вправе требовать от человека отречения от своих взглядов, как это было, например, в Римской Империи во время гонения на христиан. Но можно и нужно указать гражданину на недопустимость пропаганды религиозного учения, посягающего на права граждан и безопасность государства.

Система статей кодексов РФ конкретизирует права и обязанности граждан в религиозной сфере, а также ответственность за их нарушение.

Законы Российской Федерации также определяют статус религиозных объединений и их взаимоотношения с государством. В современном мире существует два основных  типа государственно-церковных  отношений:

Рекомендуем посмотреть лекцию "1 Культура Древних Славян".

1. Светские государства, в которых отсутствует официальная, государственная религия и ни одно из вероисповеданий не рассматривается в качестве обязательного или принудительного, все религии и конфессии равны перед законом. В таких государствах принцип отделения церкви от государства может быть закреплен в Конституции, либо вообще не упоминаться.

2. Государства, имеющие ту или иную религию в качестве официальной (государственной). Таковы, например, Дания, Исландия, Египет, Иордания.

Российская Федерация относится к первому типу, являясь светским  государством (ст. 14 Конституции РФ). Однако в преамбуле закона РФ «О свободе совести и религиозных организаций» говорится об особой роли православия в истории России и уважении других традиционных религий коренных народов России (ислам, буддизм, иудаизм). Государство уважает эти религии, уважая своих собственных граждан, рассматривающих эти религии как часть своих духовных традиций, уважая культуру и историю своей страны. Такие религии называют традиционными, подчеркивая их основной статус в обществе, который, тем не менее не нарушает принцип равенства всех религий перед законом и гражданские права верующих иных религий.

В Свердловской области преамбулой закона предусмотрено признание традиционными следующих религиозных организаций: Русская православная церковь (Московский Патриархат), мусульманские общины Духовного управления мусульман Свердловской области, православные старообрядческие общины, религиозные организации иудаизма, приходы евангелическо-лютеранской и римско-католической церкви.

Принцип отделения церкви от государства, невмешательство религии в сфере управления общества конкретизируется рядом нормативных актов. Согласно им религиозные организации не вправе использовать политические институты и их властные структуры для реализации своих целей. В свою очередь государство гарантирует свое невмешательство в религиозную деятельность, если она не противозаконна.

Этот принцип выражается также в недопустимости государственным  служащим руководствоваться в своей служебной деятельности решениями и интересами религиозных объединений.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее