Диалектика взаимоотношений государств и социумов в парадигме мир-война
4.4 Диалектика взаимоотношений государств и социумов в парадигме
«мир-война»
Нам представляется, что диалектика взаимоотношений государств в этой предлагаемой парадигме есть дело не ближайшего времени.
Основой этой диалектики мы считаем – умение и решимость наций честно ответить на вопрос «стоит ли игра свеч»?
Это значит, что политические и экономические элиты нации должны хорошо представить себе:
· каковы могут быть цели предполагаемой войны;
· каково существо предполагаемых позитивных стратегических эффектов войны в случае победы в ней;
· каковы могут оказаться негативные стратегические эффекты войны в случае ее проигрыша;
· что потребует от нации подготовка и ведение войны;
Рекомендуемые материалы
· способна ли нация выдержать предполагаемые, но неизбежные напряжения;
· чем война может закончиться для нации и их лично, и так далее
Другими словами, политическое руководство государство должно понять и решить:
· воевать или не воевать;
· воевать в одиночку или в коалиции с другими государствами;
· сможет ли быть данное государство лидером в данном военном союзе, а значит, понесет основные нагрузки предполагаемой войны, или нет;
· каковым может быть существо национальной стратегии или коалиционной стратегии в данной войне;
· каково может оказаться место и роль нации в будущей модели управления миром, и так далее.
Очевидно, что выводами из такой оценки обстановки должно стать решение, основанное на логике – «стоит ли игра свеч», то есть:
· «что делать если воевать нельзя»;
· «что делать если не воевать нельзя»;
· «что делать если воевать или не воевать одинаково исторически плохо», и так далее.
Как видим, все эти вопросы абсолютно жизненны и вполне конкретны.
Это значит, что из понимания различий условий бытия нации в состояниях «мир» и «война» должна выявляться диалектика взаимоотношений субъектов социума и выстраиваться их стратегия и текущая политика, которые будут определять будущее нации.
В конечном счете, именно из оценки стратегической обстановки в парадигме «мир-война» (и «война-мир») должна выстраиваться национальная стратегия, национальная внешняя политика, направления экономической активности и культурной экспансии, формулироваться и оформляться конкретные направления и сферы наших национальных интересов, понимаемые как необходимые условия успешного существования нации.
Безусловно, что подобные вопросы должны задаваться и при подготовке к принятию любых стратегических решений, тем более при подготовке войны.
Но государственная практика и анализ современных военных конфликтов говорит о том, что такая стратегически необходимая работа проводится недостаточно качественно в государствах любого уровня, от США до Украины и Грузии.
В нашем случае, сам необходимый ход рассуждений должен вырастать из понимания национальным истеблишментом и государственным руководством самого существа Общей теории войны, а это, к сожалению, вопрос не сегодняшнего дня
Это только подтверждает наше убеждение в том, что высшее руководство государств различного уровня обязано не только быть знакомо, но и владеть Общей теорией войны.
Эти тезисы в равной мере касаются социума всех уровней организации.
***
В целом
Вместе с развитием военного дела, по мере исторического развития и изменения конфликтной основы войны, ее средств и методов так же менялось отношение к войне и само ее понимание.
Война во все времена и всегда была в центре внимания людей, она всегда составляла одну из главных функций и центральным событием в бытии любого государств, в сфере и центре внимания любой национальной истории и культуры.
Войны не только решали и решают задачи социума, но с помощью войн социум контролировал собственный мир и определял направления его развития.
Исторически, окончательное решение в борьбе за все то, за что боролось человечество, диктовала сила и ее самое абсолютное воплощение - вооруженная сила, с помощью которой и велась эта борьба.
Именно вооруженные способы достижения целей борьбы и дало само название этой борьбе, и теперь почти все люди и большинство специалистов понимают войну как вооруженной противоборство.
С тех исторических времен именно такая «война» осталась в человеческом опыте, истории и менталитете, именно о такой войне говорят все информационные средства.
Но сегодня все радикально изменилось, так как стал другим мир.
Уже стали почти аксиоматичными утверждения о том, что: историческое время убыстрилось; что скорость технического прогресса человечества на порядки опережает прогресс его сознания и так далее.
Сегодня есть совсем другие средства борьбы субъектов человеческого социума за свои цели, которые являются гораздо менее разрушительными и более эффективными для их достижения.
Современное человечество накопило, создало и пользуется такими возможностями, что делает необязательным прибегать к самому разрушительному средству борьбы - прямому использованию вооруженных сил.
Нам представляется, что диалектики осмысления феномена войны шла параллельно с развитием средств вооруженной борьбы, совершенствованием способов и методов ее ведения, и увеличением масштабов войн.
Это значит, что новое оружие диктовало новые приемы его использования и порождало новые способы ведения боевых действий, а новые способы и масштабы ведения войны порождали новые требования к оружию, армии и к государству, ведущему и готовившему войну.
Так родились все вооруженные формирования людей: от отдельных бойцов и отрядов, до дружин и вооруженного народа; от ополчений, до наемных и добровольческих формирований; от всеобщей мобилизации до профессиональной армии.
Военная мысль работала над созданием приемов использования оружия и войск, методами их комплектования и обеспечения, военными хитростями, тактикой ведения боев (сражений) и стратегией войн.
Но сегодня оказалось, что только такого «вооруженного» взгляда на войну уже недостаточно, и сегодня военные специалисты, политики и стратеги всего мира пытаются нащупать новые универсалии войны, соотносящиеся с прочтением войны как явлением и феномена бытия человечества.
Собственно говоря, решению именно этой задачи и посвящена настоящая монография.
Возможно, что следующей научной проблемой теории войны станет осмысление диалектики взаимоотношений государств и разного уровня социумов, сосуществующих в парадигме «мир-война и война-мир» а насущной задачей политической практики станет нахождение новых форм их (возможно, конструктивного) сосуществования.
***
Нам представляется важным констатировать новое состояние военного дела и новую тенденцию в развитии средств, методов и поколений войн.
Мы убеждены, что:
· войны всех видов и всех поколений имеют единую общую основу – насилие;
· в мире сегодня имеют место войны всех поколений;
· в мире сегодня уже идут, но еще плохо распознаются военной и политической мыслью, войны нового («нового +») поколения войн, которое и будет доминировать в обозримой истории мира;
· современное поколение войн связано с войнами, уже ведущимися с применением геополитических (геоэкономических и геоинформационных) технологий, как новых операционных средств войны, притом, что средства вооруженной борьбы любых поколений войн являются в них только обеспечивающим фактором;
· новое поколение войн, с течением времени, будет связано с возможностью ведения войн инициированных транснациональными корпорациями и ведущихся вооруженными силами подручных им государств, а также профессиональными и несвязанными с государственной принадлежностью их собственными военными контингентами;
· новое состояние военного дела будет все более тесно связано не столько с новыми поколениями средств вооруженной борьбы, сколько с изменением взглядов на войну и совершенствованием теории войн;
· новое поколение войн и теоретическое осмысление их феномена будет неизбежно связано с новым пониманием и трактовкой базовых понятий теории войн: «война» и «мир»; «уничтожение» и «мобилизация»; «сокрушение» и «измор»; эталона и понятия «победа в войне» и так далее;
Выводы по теме
Анализ истории военной мысли и экстраполяция современного развития военного дела в обозримое будущее человечества дает возможность предположить, что теория и практика войны будет определяться тем, что со временем все яснее будут проявляться и осознаваться следующие факторы:
· все большую роль войны в решении коллизий развития человеческого социума;
· войны государств и армий против других государств и их армий сменяются войной цивилизаций за их выживание и историческую вечность;
· все причины войны социальны, все средства войны насильственны и политичны, а все итоги войны, относительно ее сторон, стратегичны;
· все большее «срастание войны и мира» в единую миро-военную модель[1] бытия человечества;
· все большая важность понимания сущности войн будущего, как столкновения ее субъектов, так и будущего войны как феномена бытия человеческой цивилизации;
· все большую необходимость формирования эффективных систем глобальной и региональной безопасности, и их ведущую роль в обеспечении стабильного развития мира;
Люди также интересуются этой лекцией: 9.4 Второй этап Нового времени.
· все большее доминирование «уничтожения» над «мобилизацией» в вооруженной борьбе, и все более вероятное конечное доминирование «мобилизации» над «уничтожением» в войне как специальном феномене бытия социума;
· все большее становление «измора» в качестве составной части «сокрушения»;
· все более широкий перенос военных действий из пространственных театров войны в сферу сознания людей и всех других субъектов человеческого социума.
В целом
Нам представляется, что современная теория и практика управления субъектами социума будут связаны с формированием нового мировоззренческого, понятийного и организационно-технологического аппарата, основанного на Общей теории войны.
[1] Впервые сформулирована известным российским военным историком Игнатом Семеновичем Даниленко