Античность
Античность
Древняя Греция и Древний Рим
По Древнему Риму есть вопрос в билетах по Цицерону. Но про него нам читать не будут. Его политические взгляды – цитатник из Аристотеля и Платона.
Древняя Греция. Платон
Когда возникает вопрос онтологии (учение о бытии), эстетики, этики – нам не особо важно, когда и где авторы теорий жили. Вещи довольно абстрактные.
А вот специфика политических учений в том, что есть жесткая привязка к конкретной эпохе. Фашизм, социализм, анархизм – они всегда тесно связаны с эпохой.
Древняя Греция. Общая характеристика.
Полисная система. Полисы – города-государства. Кто-то считает, что это очень похоже на конфедерацию. Но были общие связи, единая культура, политические союзы.
Что такое Древняя Греция эпохи полисной системы и дальше ближе к нам (до начала нашей эры). Древнегреческий полис – это нечто среднее между государством и обществом. Это и то, и другое. Если возьмем современное государство (Западное), то можешь четче отличить государство (государственный аппарат), а все что не государство – это общество.
В Древней Греции эту границу тяжело провести. Спарта – там каждый член общества – воин и участвует в управлении.
Рекомендуемые материалы
У Аристотеля – гражданин – это лицо, которое состоит на государственной службе. А у нас гражданин – лицо, которое состоит в политико-правовой связи с гражданством. Можно не участвовать в политике и быть гражданином нынче.
Для нормального грека тяжело было провести границу – «вот это мое дело, а вот это публичное дело». Дела государства – это мои личные дела, не было такой отстраненности от власти, какая сейчас есть у человека в Западном мире. Не было четкого индивидуального сознания. Берем даже нашу культуру – это культура наиболее индивидуалистическая – человек противопоставляет себя государству, среде, в которой он находится. Такое внутреннее эгоистическое общество.
А в Древней Греции у людей родовое сознание преобладает над индивидуальным (5-6 веков назад из общинно-родового строя вышли). Древняя Греция и Древний Рим – основа всей нынешней западной культуры.
До 18 века изучали наследие Древнего Рима и Древней Греции. Практически 1500 лет перелопачивали это наследие.
Древнегреческое общество основывается на рабовладении. Это, как говорит Аристотель, говорящее орудие. Чтобы быть рабовладельцем, чтобы чувствовать эти принципы, надо иметь такое сознание. Для современного человека это странно, революция в сознании – как делать работ себе подобных?! Но у арабов – даже есть кое-где законное рабовладение. Или во время Чеченских войн – торговали людьми как скотом.
Древнегреческие мыслители, поэты, философы создали совершенные образцы. Они классики, к которым человечество постоянно обращается. Например, Гомер! Непревзойденный классик. И мы можем к ним обращаться и сличать. А вот как там было в Древней Греции, что там у них было? Смотрим на этих мыслителей.
Достижение Рима – классические формы государственности, абсолютные образцы. Вся Европа потом будет равняться на это устройство. И римское право – уникальный феномен! Что касается политической мысли – то пальма первенства у греков все же.
Лекция "4 Объём дисциплины и виды учебной работы" также может быть Вам полезна.
Была у греков мысль «вечного возвращения» (этим отличается от средневекового европейца). Платон, Аристотель – все понимали циклически. Есть сводная точка, с которой все начинается, проходит ряд стадий, а потом туда возвращается и умирает.
Гераклит – миро возникает, а потом сгорает и так до бесконечности. Двухфазовая цикличность.
Средние века – у них линейное понимание времени. Вначале было создание мира, а потом будет второе пришествие Иисуса Христа.
Для древних греков было характерно рассматривать политику и праву в совокупности с этикой. С 18-19 века уже пошла специализация – вот тебе этик, вот политика, вот право. Как в праве – чем дальше, чем больше отраслей права, специализация более узкая.
В США хирурги даже специализируются на одной конкретной операции.
Для современного специалиста-юриста, который занимается политическими учениями. Берем политолога, ему характерно рассматривать политику в отрыве от религии, этики и т.п. А для грека это немыслимо – политика и этика рассматриваются вместе. Как человеческий организм, общество – целостная система. На общество влияют даже космические ритма (приливы и отливы делают отток от берега, а тут человек – песчинка).