Популярные услуги

Главная » Лекции » История » Лекционный курс - Праистория » Период разложения первобытнообщинного строя

Период разложения первобытнообщинного строя

2021-03-09СтудИзба

Период разложения первобытнообщинного строя и становления классов и государства. Эта тема представляет наиболее сложный комплекс проблем в истории человеческого общества. Процесс формирования классов и государства идет нелинейно, переживает спады и подъемы в силу различных факторов. Это длительный процесс (сотни лет), который никто в действительности не наблюдал. Письменные и этнографические материалы позволяют увидеть только отдельные этапы, сложившиеся формы. Поэтому изучение данного периода является в значительной мере теоретическим.

         Важным толчком дальнейшего разложения первобытного строя и движения общества в сторону государственности явилось освоение металла (сначала медь, затем бронза и железо).

         Медь в силу своей редкости тугоплавкости и мягкости большого распространения не получила. Она, по-видимому, обращалась в сфере престижной экономики (украшения, ритуальные орудия труда и оружие). Несмотря на это, в истории человечества выделяется исторический период энеолита (халколита) – медно-каменного века. Именно на этом историческом этапе сформировалась древнеегипетская цивилизация и начиналось складывание месопотамской.

          Бронза (сплав меди с оловом, цинком, свинцом и др.) произвела более радикальные изменения в хозяйственной жизни. Происходит выделение металлообработки как особой отрасли ремесла. Бронза использовалась в изготовлении оружия и доспехов, являлась дорогим металлом, поэтому в первую очередь изделия из нее были  доступны богатым общинникам  (родовым и племенным старейшинам). Часто именно их родственники выступали в качестве ремесленников-металлургов. Кроме того, это ремесло требовало специальных знаний, которые удобно было передавать по наследству. Начинается процесс специализации. Сама по себе металлообработка являлась источником прибавочного продукта и прямо способствовала обогащению родо-племенной верхушки.

         Металлические детали сельскохозяйственных орудий (сошник у плуга) повлекли за собой лучшую обработку земли и большую урожайность. Это создавало больший по объему избыточный, а где-то и прибавочный продукт.

         Рост урожайности позволяет использовать часть продукции для корма животных, и начинается увеличение поголовья стада. Причем стадо росло быстрее, чем урожайность земледельцев. Поэтому подножный корм для скота играл значительную роль. Постепенно животноводство самостоятельно начинает приносить большой по объему избыточный продукт, который легко перерастал в прибавочный. В истории человечества происходит общественное разделение труда – скотоводство отделяется от земледелия и формируется особый хозяйственно-культурный тип – номадизм (кочевничество). Появился стабильный регулярный обмен между земледельцами и скотоводами. При этом надо помнить, что земледельческие общины в чистом виде практически не существовали. Оседлое хозяйство оставалось комплексным с преобладанием земледелия. В кочевнических обществах также происходят процессы имущественной и социальной дифференциации. Но подвижный образ жизни, пребывание в районах, где может быть враждебное население либо надо поддерживать свое влияние, требовали длительного сохранения позднепервобытных общинных начал и высокой степени сплоченности из-за опасности со стороны других общин. Поэтому у номадов становление классов и государства очень растянуто во времени и имеет свою специфику.

         В период становления государственности происходят окончательное становление и закрепление патриархальной семьи. В результате женщина превращается в дополнительную рабочую силу, брак принимает форму покупного, так как за жену предоставляется выкуп. Имущество передается детям по отцовской линии. Становлению патриархальной семьи и общины способствовали тайные мужские союзы, которые появились на основе мужских домов. Отличие состояло в том, что в союзы формировались по-разному: у одних народов они объединяли все мужское население, в большинстве же принимали только состоятельную часть мужчин. Основная задача союзов заключалась в утверждении отцовской системы родства, мужской власти, собственности мужчин. Поэтому члены союзов в борьбе с женским влиянием не останавливались даже перед силовым воздействием, совершая террористические нападения на поселки и избивая женщин с целью запугивания.

         Рост богатства и внешняя военная активность приводят к появлению межобщинных форм эксплуатации. Наиболее яркая из них – это данничество. Более сильная в военном отношении община заставляет платить регулярную подать подчиненную общину. Иногда подчинение имеет форму включения общины в племенную организацию победителя, в иерархии которой проигравшие занимают низшую ступень, и в сущности происходит та же данническая эксплуатация.

         Кроме этого, начинается захват пленных и обращение их в рабство. Формируется патриархальное рабство.  Оно характеризуется следующими чертами: рабы используются на подсобных работах (пастухи, прислуга, помощники в ремесленном производстве, очень редко в земледелии), количество рабов небольшое, они представляют ценное престижное имущество (находятся в руках богатой верхушки или старейшин), статус рабов первоначально не наследственный, рабы признаются младшими родственниками без прав наследства, община либо господин предоставляет рабам земельный участок в аренду, дом и позволяет вступить в брак.

Рекомендуемые материалы

         Происходит оформление различных социальных групп: зарождаются сословные объединения (различаются по своим правам и обязанностям в обществе, которые передаются по наследству, что создает замкнутый характер сословия) – аристократия, свободные общинники, рабы. Правда, процесс еще не завершился, поэтому жестких рамок между рабами и свободными нет, так как еще окончательно не закрылся путь для свободного человека в аристократию через военную деятельность. Кроме названных, существуют социальные группы вне сословий – кабальники, клиенты, изгои. Они пока еще не многочисленные, поскольку представляют собой зависимое население, которое также имело тенденцию превращения в сословие. Изгои как люди, не связанные ни с какими родами, чаще всего оказывались в составе зависимого населения.

         С точки зрения классовой структуры возможно выделить формирующийся господствующий класс рабовладельцев, рабов и мелких производителей (свободных общинников не обладающих рабами, кабальников и клиентов).

Бесплатная лекция: "10 Организации переговоров конфликтующих сторон" также доступна.

         Постепенно происходит усиление военной составляющей жизни племен. Возрастает роль военного вождя, который формирует вокруг себя дружину, с помощью которой получает значительный прибавочный продукт. В отечественной литературе прошлых лет встречается термин «военная демократия», который обозначает целый этап в жизни человеческого общества, переходный к государственности. По-видимому, это была искусственная теоретическая конструкция. На стадии территориальной общины, когда особое значение приобретает военная деятельность, происходит довольно быстрое обособление военной дружины во главе с вождем от остальной части населения. Чаще всего дружинниками были молодое поколение из рода старейшин и даже рабы-чужеземцы, лично преданные вождю. Они становились профессионалами и играли главную роль в военных акциях. Значение общинного ополчения было невелико из-за его непрофессионализма и дороговизны снаряжения. В итоге складываются военная иерархия и военная аристократия, которая закрепляла неравенство в распределении добычи. В сущности, распределением занимался вождь со своими приближенными, а не все войско.

Некоторыми чертами «военной демократии» обладали гражданские коллективы античных полисов, но это социально-политическая организация, которая значительно продвинулась вперед по сравнению с первобытной общиной эпохи формирования государственности. 

Тем не менее война имела огромное значение в переходном процессе к государственности. Это был самый быстрый способ объединения больших территорий, присвоения и концентрации огромных ресурсов, которых иногда было достаточно для создания чиновничьего аппарата, отделенного от народа, и появления первых государств. Не случайно в науке выделяется военный путь формирования государства. Происходит противопоставление военного вождя и остальной аристократической верхушки. Иногда это могло привести к острым противоречиям и даже убийству вождя. Если военный вождь закреплял свое положение, то его власть становилась наследственной. Как правило, такая власть становилась сакральной, что позволяло вождю получать право жизни и смерти по отношению к соплеменникам. По-видимому, военный путь характерен для создания единого государства в Египте, Аккадского царства в Месопотамии, Хеттского государства в Малой Азии и др. Необходимо отметить, что военный путь формирования государства отличается от «теории насилия», которая считает войну основным механизмом создания государственности. Военный путь является скорее завершающим этапом создания государства, который был подготовлен продолжительным периодом имущественной и социальной дифференциации.

Выделяется еще аристократический путь формирования государства. В данном случае военная деятельность играла меньшую роль. По крайней мере, военный вождь не противопоставлялся аристократической верхушке. Аристократия в целом полностью брала под свой контроль производственный процесс и распределение продукта. Единство правящей верхушки облегчало сакрализацию власти. В определенной мере черты подобного пути можно проследить в греческих общинах в архаический период, когда полисные порядки еще полностью не сформировались, а основная власть находилась  у аристократии.

Указанные пути формирования государства не сразу приводят к появлению собственно государственной политической организации (публичная власть, обособленная от народа; система территориальных связей в виде соседских общин, постоянная налоговая система в форме податей). Отмечается, что сначала создается предгосударственная система, которая получила название – вождество. В этой системе складывается иерархическая субординация власти (вожди-субвожди-старейшины), власть передается по наследству, хотя формально сохраняется принцип выборности. Власть становится сакральной. По-видимому, близкий вождествам характер имели ранние деспотии Месопотамии (Раннединастический период).

Затем возникает государство, а в месте с ним и цивилизации.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее