Происхождение русских некалендарных и календарных имен
14.1. Происхождение русских некалендарных и календарных имен
Историческая антропонимика (греч. «антропос» – человек, «оним» – имя) – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая личные имена и их системы в историческом развитии как факты истории общества и разрабатывающая методы использования антропонимических данных как исторического источника.
Система личных имен. Современная русская антропонимическая система включает в наименование лица три элемента: имя, отчество и фамилию, при этом двойные имена не приняты, а двойные фамилии встречаются редко.
В большинстве же западноевропейских стран система именования состоит из имени и фамилии, но без отчества; вместе с тем там широко распространены двойные, тройные и т. д. имена. В антропонимическую систему входят и набор имен – именник, и большая или меньшая их распространенность, и мотивы на речения имени, и способы именования человека вне официального круга общения и т.п.
Антропонимические системы изменчивы. Быстрее всего меняется именник, хотя многие имена могут веками оставаться в числе фаворитов. Но может меняться и вся система как целое. Так, в России до ХV–ХVI вв. господствующий класс, а до середины ХIХ в. и значительная часть крестьянства были лишены фамилий. Зато в систему входили и вторые нехристианские имена, и дополнительное именование по деду.
В одно и то же время у разных социальных групп внутри одного и того же народа могут существовать разные антропонимические системы. Так, в ХVI в. на Руси боярин мог именоваться Петром Васильевичем Морозовым, дворянин – Петром Васильевым сыном Морозовым, а крестьянин – Петрушкой Васильевым. И даже в официальных документах конца ХIХ – начала ХХ в. «господа» именовались с «вичем» а «народ» – без него: офицер или чиновник – Петр Васильевич, а мещанин или крестьянин – Петр Васильев.
Древнейшие славянские имена, общие для многих славянских народов, состояли, как правило, из двух корней, или основ. Отсюда и их научное название – двуосновные имена. Они были образованы по древним индоевропейским именнм моделям: Святослав, Всеволод, Ростислав, Мирослав, Мечислав, Ратибор, Судимир, Дорогобуд, Ярослав, Ярополк, Святополк, Ярослав, Брячислав, Вячеслав и т.п.
Таблица 2
Сравнение по звучанию и происхождению германских
и славянских имен
Рекомендуемые материалыЛегенды отечественного спорта: спортивная карьера, судьба, наследие. FREE Лекции по истории(3) Постиндустриальное общество как этап инновационного развития социума История МГТУ им. Н.Э.Баумана в XIX веке История развития информатики Московский Государственный Областной Университет История России Германские имена | Славянские имена |
Вальдемар | Владимир |
Милард | Милорад |
Гудлейфр (бог + даровать) | Глеб (заимств. у германцев) Богдан |
Готтлиб | Боголюб |
Такие имена были характерны прежде всего для верхушки тогдашнего общества, главным образом для князей; поэтому их часто называют княжескими. Дохристианские имена дружинников и рядовых общинников также происходили от славянских корней, но имели одну основу: Добрыня, Гордята, Вышата и т. п. Многие древнерусские одноосновные имена были сокращениями двуосновных: Путило, Путята от Путислав или Путимир, Ярко или Ярило от Ярослав, Дедило от Дедослав.
Имена простого народа были прозвищными: Мал, Малуша, Зай, Зуй, Бобр. Прозвищные имена редко носили хвалебный характер. Прозвища стремятся развенчать всё неуклюжее, нехорошее: Ряб, Щерб, Невер, Лобан, Лысак, Мордас, Говоруха. Имена типа Мороз, Гроза, Буран могли быть даны по природным явлениям, сопровождавшим появление младенца на свет. Либо как охранные, чтобы ребенок не погиб от этих стихий. Волк, Медведь давались как охранные, чтобы ребенок не погиб при встрече с этими животными.
Бесплатная лекция: "17 Советское общество в 30-е годы" также доступна.
Внутрисемейные имена более древние, чем общественно-бытовые прозвания. Если ребенка ждали и хотели его называли Хотен, Ждан, Чаян. Не хотели – Неждан, Нечай, Лишний, Засуха, Забота. Подчеркивали особенности новорожденного – Голован, Губа, Сухой, Толстой, Кучерявый. Особенности поведения – Горлан, Молчан, Жмура, Лепетуха, Улыба, Несмеяна. Иногда детей называли по порядку появления на свет – Первой, Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятак, Шестак, Семик, Осмой, Девятой, Десятой. Время появления на свет – Вешняк, Зима, Сумарок, Суббота, Вечер, Постник, Мясоед. Некоторые имена передавали положительный настрой: Любава, Красава, Славна, Милава, Лапушка, Беляна, Ненагляда, Голуба, Хорошуха. Специальные русские имена Нелюба, Томило, Истома, Будило, Бессон, Очан, Зор, Поздей, Черней, Кудрявен. Особо популярными в древней Руси были имена Богдан, Истома, Томило, Ждан, Третьяк. На втором месте по популярности: Бессон, Бажен, Воин, Волк, Дружина, Жук, Меньшой, Некрас, Нечай, Первой, Постник, Пятак, Русин, Черной, Шестой. С введением христианства внутрисемейные имена стали активно вытесняться церковью. Сосуществовали вместе с христианскими до ХVIII в.
Общественно-бытовые прозвища давались взрослым людям. Связаны были с профессиональной деятельностью и социальным положением именуемых. Многие из них стали основами русских фамилий: боярин – Бояринов, Полубояринов, дворянин – Дворянский, Дворянкин. Профессии – Мельников, Гончаров, Кузнецов, Бочаров. О бедности и тяжелой доле говорят фамилии – Худокормов, Худяков, Огрызков, Невзгодов, Небогатиков.
Превращение в конце Х в. христианства в официальную религию стало переломом в русской антропонимической системе. Обряд крещения включал и наречение имени из строго определенного перечня святых, помещенного в святцах – церковном календаре. Эти имена принято называть календарными. На Руси был принят календарь восточнохристианской (византийской) церкви. Календарные имена поэтому называли на Руси греческими, хотя значительная их часть, пришедшая на Русь через посредство Византии, была иного происхождения: римского, древнееврейского и т. д. Многие из календарных имен прошли на Руси процесс адаптации, приспособления к русскому произношению: так, из Иоанна возник Иван, из Георгия (через Гюрга) – Юрий и Егор, из Иакова – Яков и т.д. Некоторые другие имена были также адаптированы, но в ХVIII–ХIХ вв. победила официальная церковная форма, следы же адаптации сохранились в уменьшительных именах (Костя – от Костянтин; Митя – от Митрий и т.п.) и в фамилиях (Ивонин из Ивона – от Иона).
Церковные имена распространялись с большим трудом. До ХII–ХIV вв. большинство князей называлось старыми некалендарными именами, а полученные при крещении имена (молитвенные) порой даже сохранялись в тайне, чтобы избежать сглаза. Под своими мирскими, или русскими, именами (так назывались некалендарные имена) известны знаменитые киевские князья Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах, оба крещенные именем Василий. Яро слав Мудрый носил христианское имя Георгий (Юрий). Сын Юрия Долгорукого Мстислав и племянник Мстислава – Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) были Федорами.
Параллельное употребление христианских и древнерусских имен ведет к взаимному влиянию их друг на друга. Например, популярными становятся двуосновные греческие имена Александр (защитник людей) и Николай (победитель народов). Распространяется калька – способ заимствования с переводом: Феодот – Богдан, Элпис – Надежда, Пистис – Вера, Агапе – Любовь. Однако мужские имена Пист и Агапий остались в первоначальной форме.
Однако уже в средние века в святцы вошло некоторое количество дохристианских имен, принадлежавших князьям, причисленным к лику святых. Хотя все эти князья носили одновременно христианские имена, в святцы они вошли под языческими (Владимир, Борис, Глеб, Всеволод, Игорь, Святополк), которые тем самым перешли в разряд календарных. Имена, вошедшие в святцы ХХ в. – более 800 мужских и около 250 женских.