Часть 5
Cвятослав и Владимир
В 960 году на престол русского княжества вступил молодой, воинственный князь Святослав – сын Игоря и Ольги. С.М. Соловьев пишет, что « идя в поход, возов с собою не возил, мяса не варил, но изрезав говядину тонкими ломтями пек на углях, воевал, ходя легко, как барс...»[1]. Святослав не принял крещение, но дела его шли на пользу христианства. Видный современный историк Древней Руси А.Н.Сахаров, пишет, что под лаконичной фразой летописца: «Иде Святослав на хозары» стоит целая эпоха освобождения восточно - славянских земель из под ига хазар, превращения конфедерации восточно-славянских земель в единое Древнерусское государство.[2] В борьбе с Русью Каганат использовал поселенных у ее границ алан, болгар, а также венгров ( которые в IХ веке обитали в Причерноморье между Днестром и Доном - прим. авт.).
Предводитель венгров Алмуш, во второй половине IХ века воевал с русами и осаждал Киев, при этом венгры исполняли повеление их повелителя Кагана Хазарии. [3]В письме хазарского кагана Иосифа Хасдаю иби Шафруту, советнику кордовского халифа Абд ар Ра Рахмана III ан - Насира ( 912 - 961), написанном примерно в середине Х века ( в 954 - 961 гг.) говорится буквально следующее: " Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях, проходить морем, чтобы идти на исмаильтян. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада".[4]
Письмо заставляет задуматься: 1) почему документ адресован не Абд ар Ра Рахману III ан - Насиру, а его советнику (секретарю) ? 2) почему письмо написано в виде отсчета? 3) почему Иосиф считает себя «пограничником», закрывающим проход руссам в страну древних ариев, порабощенную арабами в VII в. н. э. Ответы на эти вопросы дал Святослав. Святослав был воином, и решал русские задачи решительно и быстро: так он в 965 г. покорил вятичей, а затем двинулся к Иттилю на Волге.
После захвата воинами Святослава волжской столицы каганата, хазары просто разбежались. Закрепив за собой Волгу, Святослав двинулся на Дон. Хазарский каган Иосиф успел собрать огромное войско. В сражении хазары построились в четыре боевые линии (фаланги). Первая называлась « Утро псового дня», вторая – « дни помощи», третья -« вечер потрясения» и четвертая - « знамение пророка» или как ее называли простые хазары «Солнце кагана». Русская рать наступала клином. На острие клина шли богатырского роста воины в железных панцирях и шлемах, с секирами в руках. За ними - пехотинцы. Конница и печенеги были сосредоточены на флангах. Все происходящее носило исключительно символический характер: русский клин " разорвал «утро псового дня», которому ничто не смогло помочь и у хазар началось « потрясение», а затем, когда конница русов замкнула кольцо, закатилось и «солнце кагана». Саркел (донская столица Хазарии по В.Н.Татищеву переводится с сарматского как « Белый Дом » - прим. авт.) был взят штурмом с использованием лестниц, тарана и катапульт, которые были построены для русских воинов византийскими мастерами. Сам Иосиф погиб вместе с телохранителями в одной из башен цитадели. Победители не щадили никого.[5]
Рекомендуемые материалы
Бой русов с хазарами
Х в. реконструкция по археологическим памятникам и документам
После разгрома Хазарского каганата, мавры воевавшие в Испании против христиан прекратили получать финансовую поддержку от хазарских евреев и были вытеснены испанцами со своей территории, арабский халифат в Багдаде ослабел и потерял контроль даже над Египтом, не говоря уже об Африке и северном Кавказе. Напротив, князь Святослав усилил русское влияние на Кавказе. Он осадил и взял крепость Семендер ( старую столицу Каганата - прим.авт.), покорил племена аланов, ясов и касогов, союзников каганата, тревоживших набегами Русь и основал город Тмутаракань.[6]
[1] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1.Т.1-2. История России с древнейших времен
древнейших времен. - М., 1993, т. 1, с 125-126.
[2] См. Сахаров А.Н. Мы от рода русского. Рождение русской
Вам также может быть полезна лекция "5.3 Списки".
дипломатии.- Л., 1986, с.263.
[3] Кожинов В. История Руси и русского слова. Наш современник, 1992,№ 7, с.179.
[4] Цит. по: Ланда Р.Г. Ислам в истории России. – М., 1995, с.30 -31.
[5] Шишов А.В. Святослав Игоревич (ок 942-972). Сто великих героев. - М., 2005, с.146-
147.
[6] Снычев Иоанн. - Самодержавие духа/ очерки русского самосознания/.- СП-Б, 1994.