Часть 23
Но недолго радовались на Руси удачному походу: царевич Арапша (Араб-паша) из Синей Орды (Кок-орда) разгромил наголову нижегородцев на реке Пьяне. Причина поражения заключалась в том, что воеводы занялись охотой, безрассудно разрешив ратникам снять доспехи и также заняться этой мирной забавой.
Напротив, четыре тумена (сорок тысяч всадников) Араб-паши соблюдали все меры предосторожности, а затем с четырех сторон внезапно ударили по русским полкам: безоружные воины, уже не думали о защите, только о спасении и почти все были перебиты или потоплены в реке.
Араб - паша беспрепятственно подошел к Нижнему Новгороду, взял его без боя и вернулся в Орду, обремененный добычей (1377г.).[1]Отомстить за обиду нанесенную татарами нижегородцам стало делом чести и Дмитрия и его тестя. А Степь была полна рассказов о «подвигах» батыров Арапши: успешный набег Араб – шаха привел в движение всю Степь. В следующем году уже Мамай отправил 50 тыс. войско против великого князя. Димитрий, узнав о планах татар, собрал дружину и ополчение в количестве 20 тыс. чел. Татары, под предводительством мирзы Бегича, перейдя реку Вежу, первые начали битву. Русские твердо выдержали их стремительную атаку и сами перешли в наступление. Русскую конницу поддержала пехота, и татары вскоре обратились в бегство. Русские воины преследовали татар. Татары гибли тысячами: в реке- от ран и страха, в арьергардных боях и бегстве -от русских стрел и копий, при этом отважные москвичи «убили всех крупных татарских военачальников, а именно Хозибея, Коверга, Кострова и Бегича».[2] Наступившая ночь спасла жалкие остатки орды. Эта, так легко доставшаяся Дмитрию победа, была первым серьезным поражением татар с 1223 года .
Получив известие о разгроме орд Бегича и гибели всех своих полководцев, Мамай пришел в ярость и летом 1380 года двинулся на Русь со словами: -Казним рабов строптивых! Да будут пеплом грады их; веси и церкви христианские! Обогатимся русским золотом!»[3]
Историк Д. Масловский пишет, что «сила и цель действий Мамая произвели сильное впечатление, в особенности на духовенство. Дело представлялось в том виде, что в состав войск Мамая входили, кроме всех татарских и половецких сил, еще наемные дружины закаспийских мусульман, алан, черкес и крымских фрягов (генуэзцев); наконец было известно, что Мамай заключил союз с Ягайло Ольгердовичем Литовским. Целью действий Мамая, по слухам было полное порабощение Руси, совершенное истребление русских князей и замена их ханскими баскаками. В заключение татары грозились истребить и веру православную, заменив ее магометанством»[4]. Но уже давно прошли те времена, когда на Руси трепетали от одного лишь
имени татарского. Дмитрий, думая, что настал час освобождения ненавистного ига, обратился в первую очередь к своему двоюродному брату-побратиму Владимиру Серпуховскому. В русской военной повести «Задонщина» так говорится об этом: «И сказал Дмитрий Иванович: «Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда (на татар ), прославим жизнь свою, удивим земли, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили. Не рождены мы на обиду ни ястребу, ни кречету, ни поганому Мамаю».[5] Братья стали деятельно готовиться к войне. Со всех сторон стекались к ним в Москву удельные князья с их дружинами, единодушно отозвавшись на призыв великого князя. Перед походом Дмитрий с князьями и воеводами отправился в Троицкую Лавру. Сергий Радонежский благословил великого князя и по его просьбе отпустил с ним двух иноков: Пересвета и Ослабю, которые прежде были боярами и предводителями дружин. Благословив крестом и окропив еще раз священной водой великого князя, своих иноков и всю княжескую дружину, игумен земли русской сказал Дмитрию на последок: " Господь Бог да будет твой Помощник и Заступник: Он победит и прославит тебя!"[6] 20 августа 1380 года русские полки, сверкая доспехами, выступили из Москвы. На девичьем поле Москвы Дмитрий сделал смотр войскам: собралось около 150 тысяч конных и пеших воинов. Конница (около 20 тыс. дружинников по словам» Л.Н.Гумилева, - состояла из крещеных татар, перебежавших литовцев и обученных конному строю русских».[7] Зная, что татарский «сброд» включал в себя в основном потомков алан, в свое время не поладивших с русами, становится понятно, что во Христе два племени наконец –то примирились.
1. См. Данилевский В. Александр Невский. Дмитрий Донской.-Иркутск, 1946, с.21.
Информация в лекции "Тема 9. ПОГАСАНИЕ ПЛАМЕНИ" поможет Вам.
1. См. Повесть о битве на реке Воже. За землю Русскую. Древнерусские воинские повести. Сост. М.Е.Устинов; пер. Л.А.Дмитриева, 1991с. 61.
2. Цит. по:Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».- М.,1988. С.353.
3. Цит.по:А. А. Бычков А.Ю.,Низовский П. Ю.Черносвитов. Загадки Древней Руси –М.,2000, с.411.
1. См. Задонщина. За землю Русскую. Древнерусские воинские повести.Сост. М.Е.Устинов; пер. Л.А.Дмитриева, 1991с. 102.
2. Цит. по: Никон (архимандрит). Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и Всея России чудотворца. Уроки истории.- М., 2004, с.64.
[7] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. –С-Пб., 1992, с.144.