- Восьмерица (двойной квартернер)
Опыт нумерологической колористики, или число и цвет
Восьмерица (двойной квартернер)
Двойная четверица содержится в системе творения.
Карл Эккартсгаузен
В одном из рассказов Артура Кларка есть такой драматический сюжет: герой выходит в путь, движется всё время вперед, не меняя направления, а приходит точно в то место, из которого вышел. История имеет печальный конец: не умея понять случившегося, герой повредился в рассудке и вскоре умер. По-видимому, сюжет этого рассказа писатель позаимствовал из древнего восточного фольклора. Аналогичная история происходит с героем рассказа Идриса Шаха «Рай из песни». Мудрый кузнец Ахангар добрался до тщательно огороженного Рая и увидел там, в точности такую же деревню, из которой он вышел в путь, с теми же людьми. Пытливый человек открыл симметричность мира, двойственность его; не выдержав этого знания, он «быстро состарился и умер».
«Тайна симметрии всего сущего невыносима для людей. Лишь раз в тысячу лет этот секрет виден человеку, — заключает Идрис Шах. Когда он видит это, он (человек) изменяется; когда он рассказывает голые факты другим, они лишаются сил и умирают… Люди считают, что такое событие — катастрофа, и поэтому они не должны знать о нем»…
Мы с Вами, уважаемый читатель, можем проделать такое же умопомрачительное путешествие в миниатюре, не выходя из комнаты и не нуждаясь в ишаке или верблюде. Всё, что нам понадобится — это полоска бумаги и капля клея. ...Наверное, Вы догадались, что речь идет о ленте Мёбиуса.
Рекомендуемые материалы
Мысленное путешествие по ней приводит к результатам, не менее загадочным, чем путешествия героев старинных легенд. Это небольшое замысловатое колечко обладает удивительными свойствами: у него одна поверхность и один край, хотя мы видим и осязаем две поверхности и два края. Разрешим сразу этот парадокс: мы видим и осязаем фрагмент ленты, ее небольшой отрезок. Здесь действительно, всё «нормально». Если же проследить путь точки (допустим, муравья) по ленте-то насекомое не заметит какой-либо разницы поверхностей, а также, ползя по краю ленты, ни разу не пересечет ее, чтобы перейти на другой край. Иными словами, ни другой поверхности, ни другого края не существует.
Я чувствую, читатель в нетерпении, какое отношение всё это имеет к числу восемь? Спешу ответить: самое прямое. Ведь загадочная фигура ленты Мёбиуса при взгляде «в профиль» имеет форму восьмерки. И это не только визуальное сходство. Положите восьмерку на бок — получится знак бесконечности. По этому знаку можете скользить без конца: здесь нет ни исходной, ни конечной точки; движение нигде не начинается и нигде не кончается. Не таково ли движение Времени и природа Пространства? И разве случайно песочные часы имеют форму восьмерки?
Есть у восьмерицы еще одно ценное свойство, благодаря которому её возлюбили восточные боги и мудрецы: это число четно-четное. Оно состоит из двух квартернеров (четвериц), а каждая четверица, в свою очередь — четное число. Сама конфигурация восьмерки дважды симметрична. В ней можно усмотреть верх и низ, небо и землю, правое и левое, мужское и женское. Космический процесс разделения Единого надвое повторяется во всяком живом организме, состоящем из клеток. Перед тем, как раздвоиться, клетка принимает форму восьмерки. Возникает вопрос: почему западная философия (в особенности та её часть, которая склонна к мистицизму), предпочитает нечетные числа, усматривая в них знаки Духа, Трансценденции, Абсолюта? «Неравные числа — божье наслаждение», свидетельствует Дионисий Фрейер (Парадоксальные эмблемы). Платон признает во всех вещах не только два начала, но ещё и третье как причину или связь этих двух. Среди пластических символов в культуре Запада самый трансцендентный — треугольник, поскольку он символизирует Святую Троицу. В почете также пятерица, седмица и девятка. Все нечетные числа первой десятки получили явное преимущество на Западе.
А на Востоке? Логически рассуждая, здесь всё должно быть не так, как на Западе. Ведь недаром сказано: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». (Пс. 102,12) Что касается четных чисел — то наше ожидание оправдывается.
Взгляните на «Книгу книг» Древнего Китая — И цзин. Её эмблема —восьмиугольник, в котором размещены восемь гексаграмм по шесть черточек в каждой; центр занимает схема Ян — Инь — воплощенная двойственность, стремящаяся к единению, то есть к возврату в первоначальное состояние нераздельности начал. Основу «Книги перемен» составляют 64 (т.е. 8х8) гексаграммы. Чтобы не забыть это священное число, китайцы вывели породу тыквы, видом подобную восьмерке. Высушенная и пустая внутри тыква служила сосудом для воды или вина (которое китайские поэты предпочитали воде). Скользя взглядом (или рукой) по бесконечным изгибам-извивам тыквы, поэт подсознательно воспринимал идею вечного движения по кругу — от рождения к смерти и от смерти к воскресению, от жизни к небытию и от небытия к повторному рождению; от сотворения к гибели и обратно к сотворению. Процесс этот не имеет ни начала, ни конца.
Кончен мой стих, не закончены думы, однако, — так выразил суть явления Сыкун Ту, поэт Старого Китая.
Идея вечного движения и возврата возникла в культуре древнейших народов; жива она и у современных «примитивных» племен. Обряды инициации у аборигенов Австралии, Новой Гвинеи, Африки и т.д. изображают ритуальную смерть посвящаемых и следующее за нею воскресение или новое рождение. В итоге посвятительных обрядов «главный жрец открывает неофитам тайну — за смертью всегда следует воскресение». (Элиаде М. Тайные общества и обряды инициации и посвящения) Живые постоянно чувствовали присутствие умерших предков, которые возвращались, чтобы принять непосредственное участие в жизни людей.
В ритуалах посвящения колесо бытия совершало полный круг, история племени зеркально отображала историю Мира, небесное опускалось на землю, а земное поднималось в небеса, чтобы снова опуститься на землю для приобщения следующего поколения к священной истории Мира, к духовной культуре. И этому движению не было конца, как и путешествию по ленте Мёбиуса (или по восьмерке).
В аборигенных культурах повсюду видим четность времени, пространства и человеческих дел. Первые слова членораздельного языка были, по-видимому, двойными: тамтам, пурпур, дзе- дзе, нула- нула, цеце, хуту- хуту… Всякое совершенство содержало в себе два симметричных начала: сутки — это день и ночь, год — зима и лето, человек — мужчина и женщина. Антропоморфные боги были двуполыми: Сурья, Кришна, Эрот, Зевс (имея вполне мужественную внешность, он был способен к деторождению). У многих аборигенных племен при инициациях девушки носят мужскую одежду, а мальчики — женскую; кроме того, у мальчиков вызывают кровотечение, чтобы уподобить их женщинам.
Ещё посмотрите лекцию "11.1. Классификация безнапорных потоков" по этой теме.
«В мифическом мышлении, — пишет М. Элиаде, — прежде, чем стать индивидуальным, необходимо стать тотальным. Двуполость воплощает тотальность, а, следовательно, — совершенство».
Особым уважением у древних народов пользовались близнецы. Их четность и симметрия были свидетельством необычных свойств, богоизбранности.
Четными числами размечена жизнь Будды и его бессмертные идеи. Уйдя из родного города, он просидел в лесу шесть лет, затем открыл четыре великие истины и благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла и страданий. Впоследствии символом буддизма стало «колесо Закона» с восемью спицами. В переводе на язык понятий это метафора безостановочного движения жизни, круговорота бытия…
В Тибетской Книге мертвых описаны восемь форм сознания, свойственных человеку. Их олицетворяют 8 бодхисаттв мужского пола и 8 — женского. Первые воплощают типы сознания, а вторые — объекты осознавания. Эти восемь пар кружатся в бесконечном танце, то сходясь, то расходясь, символизируя слияние противоположностей в сознании, расширенном до бесконечности. (Фримантл Ф. Сияющая пустота) Особенно наглядно это выражено в одной из тибетских икон, где в центре 8-лепесткового лотоса восседают божества Самантабхадра и Самантабхадри в тесном объятии.
В Древнем Иране, стране Заратуштры, мир четко расчислен и организован по принципу дуализма. Главные числа здесь — четные, кратные двум. Создатели мира — два бога — Ормузд и Ариман, соответственно сияющий и темный, добрый и злой. Светлому Ормузду возносят молитвы, которые составляют книгу Ясн из 72 глав (72 = 8х9); гаты (песни) Заратуштры, пророка Ормузда, насчитывают 17 глав (корень этого числа — 8). Время и пространство также исчисляются четными числами: в году имеется четыре фиксированные точки положения Солнца на горизонте и соответственно четыре астрономические даты — летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия. На компасе отмечаются также промежуточные точки: СВ, ЮВ, ЮЗ и СЗ. Итак, насчитывается восемь сторон горизонта и соответственно восемь астрономических дат — прочная и вечная основа исчисления времени и структуры пространства на Земле. А ведь это Время создал великий Ахура-Мазда!