Для студентов РАНХиГС по предмету СоциологияСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2024-04-252024-04-25СтудИзба
ВКР: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Описание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.1. Культурная глобализация как объект социологического анализа
1.2. Социологический подход к определению культурной глобализации
1.3. Методология и техника социологической оценки специфики культурной глобализации в России
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Отношение молодого поколения к культурной глобализации (по результатам метода опроса).
2.2. Экспертная оценка социальных последствий культурной глобализации в современном российском обществе
2.3. Репрезентация культурной глобализации в СМИ и сети Интернет (по результатам визуального анализа)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы диссертации. Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития. Этот факт отмечают практически все исследователи, которые подчеркивают, что историческая эпоха на рубеже веков характеризуется прежде всего расширением и углублением глобализационных процессов.
Термин «глобализация» был введен в научное пространство в 1960-х гг. Однако лишь к концу 1990-х гг. он приобрел реальную смысловую наполненность, так как именно в это время произошли качественные изменения в современных социумах[1].
Сегодня глобализационные процессы проявляются прежде всего в таких социальных сферах, как экономика, политика и культура. В культурной сфере глобализация проявляет себя наиболее неоднозначно, так как одни культуры объективно признаются источниками и двигателями глобализационных процессов, их выраженными субъектами (Северная Америка, страны ЕС), другие (все остальные) пассивными или умеренно активными объектами-субъектами, что служит по мнению многих исследователей причиной все углубляющегося экономического, политического, демографического и культурного неравенства. Под влиянием глобализации формируется некий общий, унифицированный культурный стандарт, разрушающий многообразие традиционных укладов жизни, обычаев и культурных идентичностей.
Согласно результатам исследований, проведенного ВЦИОМ[2], можно отметить, что на вопрос «насколько вероятным Вы считаете каждое из этих событий и явлений в нашей стране в ближайшем будущем: Утрата национальной самобытности и традиций, глобализация?» - 23 % респондентов ответили «меня не беспокоит», 36 % респондентов «испытывают некоторое беспокойство», 21 % «испытывают сильную тревогу», 9 % «испытывают постоянный страх», 11 % затруднились ответить[3], на вопрос «какое значение имеет для Вас слово «глобализация»?» - 30 % респондентов ответили «скорее положительное», 23 % ответили «скорее отрицательное», 47 % затруднились с ответом[4], на вопрос «как Вы считаете, глобализация приносит России в целом больше пользы или больше вреда?» - 20 % респондентов ответили «скорее больше пользы», 17 % ответили «скорее больше вреда», а 63 % затруднились с ответом[5]. Результаты исследований показывают, что большинство все же затрудняются с ответом. С помощью такого подхода сложно понять, как на самом деле общество относится к глобализации, в частности, культурной и осознает ее последствия.
Также анализ научной литературы показал, что многие теоретики, которые писали (пишут) о глобализации, касаются в основном экономических и политических аспектов данной проблемы. Вопросов же, связанных с последствием глобализации, в частности культурной они практически не касаются[6].
Все вышенаписанное определило актуальность, практическую значимость проблемы, выбор темы, логику и структуру диссертационной работы.
Проблемная ситуация, обусловлена особенностями периода развития современной культуры, которая на протяжении последних десятилетий находится в состоянии системной культурной трансформации. Такая ситуация в культуре обладает сложными, противоречивыми характеристиками и может рассматриваться как особое переходное состояние культуры, в котором в концентрированном виде выявляется динамизм и внутренняя логика развития культуры[7]. На внутреннюю культурную динамику накладывается влияние процессов, происходящих в мировой культуре и определяемых воздействием глобализации. Глобализация - многомерный процесс, действие которого сказывается на развитии, как всего мирового сообщества в целом, так и отдельных и затрагивает все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу культуры[8].
Основное противоречие. Сущность культурной глобализации формирование общечеловеческого пространства с единым для всего мира вектором развития, нормами, стереотипами, шкалой ценностных ориентиров, правил и предписаний[9]. Культурная глобализация неуклонно и последовательно разрушает прежнее пространство этнокультурных целостностей, и тем самым этот объективный процесс несет в себе противоречия, разъединяющие мировое сообщество. В начале XXI в. мы наблюдаем, с одной стороны, формирование культурного универсума, нивелировку этнической специфики, с другой локальное этническое своеобразие с акцентом на региональные особенности, а компьютеризация и Интернет способствуют коммуникативной прозрачности, свободному прохождению информационных потоков, расширяя возможности современного человека, но в то же время глобализация формирует культурное пространство, которое, по сути, монополярно, так как общая информационная сеть задает ему однотипные правила мышления и поведения[10].
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
1.1. Культурная глобализация как объект социологического анализа
1.2. Социологический подход к определению культурной глобализации
1.3. Методология и техника социологической оценки специфики культурной глобализации в России
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Отношение молодого поколения к культурной глобализации (по результатам метода опроса).
2.2. Экспертная оценка социальных последствий культурной глобализации в современном российском обществе
2.3. Репрезентация культурной глобализации в СМИ и сети Интернет (по результатам визуального анализа)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы диссертации. Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития. Этот факт отмечают практически все исследователи, которые подчеркивают, что историческая эпоха на рубеже веков характеризуется прежде всего расширением и углублением глобализационных процессов.
Термин «глобализация» был введен в научное пространство в 1960-х гг. Однако лишь к концу 1990-х гг. он приобрел реальную смысловую наполненность, так как именно в это время произошли качественные изменения в современных социумах[1].
Сегодня глобализационные процессы проявляются прежде всего в таких социальных сферах, как экономика, политика и культура. В культурной сфере глобализация проявляет себя наиболее неоднозначно, так как одни культуры объективно признаются источниками и двигателями глобализационных процессов, их выраженными субъектами (Северная Америка, страны ЕС), другие (все остальные) пассивными или умеренно активными объектами-субъектами, что служит по мнению многих исследователей причиной все углубляющегося экономического, политического, демографического и культурного неравенства. Под влиянием глобализации формируется некий общий, унифицированный культурный стандарт, разрушающий многообразие традиционных укладов жизни, обычаев и культурных идентичностей.
Согласно результатам исследований, проведенного ВЦИОМ[2], можно отметить, что на вопрос «насколько вероятным Вы считаете каждое из этих событий и явлений в нашей стране в ближайшем будущем: Утрата национальной самобытности и традиций, глобализация?» - 23 % респондентов ответили «меня не беспокоит», 36 % респондентов «испытывают некоторое беспокойство», 21 % «испытывают сильную тревогу», 9 % «испытывают постоянный страх», 11 % затруднились ответить[3], на вопрос «какое значение имеет для Вас слово «глобализация»?» - 30 % респондентов ответили «скорее положительное», 23 % ответили «скорее отрицательное», 47 % затруднились с ответом[4], на вопрос «как Вы считаете, глобализация приносит России в целом больше пользы или больше вреда?» - 20 % респондентов ответили «скорее больше пользы», 17 % ответили «скорее больше вреда», а 63 % затруднились с ответом[5]. Результаты исследований показывают, что большинство все же затрудняются с ответом. С помощью такого подхода сложно понять, как на самом деле общество относится к глобализации, в частности, культурной и осознает ее последствия.
Также анализ научной литературы показал, что многие теоретики, которые писали (пишут) о глобализации, касаются в основном экономических и политических аспектов данной проблемы. Вопросов же, связанных с последствием глобализации, в частности культурной они практически не касаются[6].
Все вышенаписанное определило актуальность, практическую значимость проблемы, выбор темы, логику и структуру диссертационной работы.
Проблемная ситуация, обусловлена особенностями периода развития современной культуры, которая на протяжении последних десятилетий находится в состоянии системной культурной трансформации. Такая ситуация в культуре обладает сложными, противоречивыми характеристиками и может рассматриваться как особое переходное состояние культуры, в котором в концентрированном виде выявляется динамизм и внутренняя логика развития культуры[7]. На внутреннюю культурную динамику накладывается влияние процессов, происходящих в мировой культуре и определяемых воздействием глобализации. Глобализация - многомерный процесс, действие которого сказывается на развитии, как всего мирового сообщества в целом, так и отдельных и затрагивает все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу культуры[8].
Основное противоречие. Сущность культурной глобализации формирование общечеловеческого пространства с единым для всего мира вектором развития, нормами, стереотипами, шкалой ценностных ориентиров, правил и предписаний[9]. Культурная глобализация неуклонно и последовательно разрушает прежнее пространство этнокультурных целостностей, и тем самым этот объективный процесс несет в себе противоречия, разъединяющие мировое сообщество. В начале XXI в. мы наблюдаем, с одной стороны, формирование культурного универсума, нивелировку этнической специфики, с другой локальное этническое своеобразие с акцентом на региональные особенности, а компьютеризация и Интернет способствуют коммуникативной прозрачности, свободному прохождению информационных потоков, расширяя возможности современного человека, но в то же время глобализация формирует культурное пространство, которое, по сути, монополярно, так как общая информационная сеть задает ему однотипные правила мышления и поведения[10].
Характеристики ВКР
Предмет
Учебное заведение
Семестр
Просмотров
1
Покупок
0
Размер
3,97 Mb
Список файлов
- СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.docx 3,97 Mb