Диссертация (Лингвопрагматический потенциал текстов современных немецкоязычных песен (стиль рок))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвопрагматический потенциал текстов современных немецкоязычных песен (стиль рок)". PDF-файл из архива "Лингвопрагматический потенциал текстов современных немецкоязычных песен (стиль рок)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»_____________________________________На правах рукописиСоболев Игорь ДмитриевичЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВСОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПЕСЕН (СТИЛЬ РОК)Специальность 10.02.04. — германские языкиДиссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель —доктор филологических наук, профессорВ.А.
СобянинаМосква — 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................... 4ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКОМУИССЛЕДОВАНИЮ ТЕКСТА ...................................................................................... 131.1. Теоретические основы учения о прагматике .................................................. 131.2. Особенности прагматического исследования текста ..................................... 221.3.
Языковые средства создания лингвопрагматического потенциала втекстах ........................................................................................................................ 27ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ................................................................................................ 32ГЛАВА II. РОК-КУЛЬТУРА И РОК-ТЕКСТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА ..........................................
342.1. Развитие и история становления рок-культуры и рок-музыки в Германии:культурологический аспект...................................................................................... 342.2. Исследования рок-текстов в современной науке............................................ 392.3. Концептуализация рок-текстов......................................................................... 442.4. Исследование прагматического аспекта в современной наукеприменительно к рок-текстам ..................................................................................
51ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II .............................................................................................. 56ГЛАВА III. АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ РОК-ТЕКСТОВ: ЛЕКСИКОСЕМАНТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ............................... 583.1. Частотные концепты и их вербальные репрезентации в текстах немецкихрок-исполнителей ...................................................................................................... 583.1.1.Концепт-система «Свобода» — «Море» ................................................... 643.1.2. Концепт-система «Любовь — «Дружба» — «Ненависть» ..................... 743.1.3.
Концепт-система «Жизнь» — «Смерть» .................................................. 843.1.4. Концепт-система «Потусторонний мир».................................................. 893.1.5. Концепт-система «Война» — «Мир» ........................................................ 923.1.6. Концепт-система «Правда» — «Ложь») ................................................... 953.1.7.
Концепт «Наркотические вещества» ...................................................... 10033.1.8. Концепт «Политика и политические реалии» ........................................ 1023.2. Лексико-прагматический и стилистический анализ немецкихрок-текстов ...............................................................................................................
1103.2.1. Метафоры и другие средства образности ............................................... 1103.2.1.1. Метафоры с пейоративной оценочностью ...................................... 1163.2.1.2. Метафоры с мелиоративной оценочностью .................................... 1213.2.2. Оксюмороны ..............................................................................................
1233.2.3. Стилистически маркированная лексика, сленговые выражения ибранные слова .............................................................................................................. 1263.2.4. Глаголы как особенность рок-текстов .................................................... 1373.2.5. Англицизмы в немецкоязычных рок-текстах ........................................ 143ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III ...........................................................................................
148ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 154СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................... 160ПРИЛОЖЕНИЕ «ТЕКСТЫ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ РОК-ГРУПП» ..................... 1984ВВЕДЕНИЕРок-поэзия как неотъемлемая часть рок-культуры долгое время нерассматривалась официальной наукой в качестве объекта исследования. Сначала 1980-х годов прошлого века ситуация начала меняться: для многихлингвистов и литературоведов стал очевидным тот факт, что определенныйпласт языка и литературного рок-творчества, находясь за пределами сферынаучного знания, ограничивался узкими рамками интересов публицистическихизданий.За последние годы в отечественной лингвистике появился ряд научныхработ, посвященных рок-поэзии, авторы которых рассматривают этот жанр каксамостоятельный и требующий внимательного и глубокого изучения. Объектомбольшинства исследований стала русскоязычная рок-поэзия [Доманский 2010;Иванов 2016; Нефедов 2004; Новикова 2010; Хохлова 2016; Ярко 2008]; трудовпо року, в основном англоязычному, меньше [Дюжева 2007; Лисица 2008;Мельникова2004;Плотницкий2005].Проблемеисследованияпрагмалингвистики текстов современных субкультур в отечественной наукепосвящено немного работ, главным образом это диссертационные исследования,появившиеся за последние два десятилетия [Богданов 2007; Дорджиева 2005;Никонова 2009, 2016; Полякова 2009; Степанов 2018; Чурушкина 2012;Шенкнехт 2002]; вопросами лингвистики текстов немецкоязычного рока сталичаще интересоваться молодые ученые [Быкова 2006; Дубских 2014; Ким 2009;2010; Конюхов 2014; Кузнецова 2007; Пилюте 2010; Тимиргалеева 2006].Актуальностьлингвопрагматикиисследованиятекстовопределятсянемецкоязычногонеобходимостьюрокаиз-заанализанезначительногоколичества работ, посвященных данной теме; неизученностью особенностейрок-концептосферы и ее лингвопрагматического аспекта, формирующегосясубкультурнойкоммуникациейнемецкоязычногосоциума;отсутствиемсистемного описания средств выразительности немецкоязычного рока ифункционирования в микросистеме «автор — текст — адресат».
Выбор темы5настоящегоисследованияобусловлентакжевозросшиминтересомкпрагмалингвистике как к разделу языкознания, который «в настоящее времяоткрывает новые горизонты для исследования языковых явлений разныхуровней» [Попова 2002: 4] и рассматривает коммуникацию в качестве способаязыкового взаимодействия, что особенно актуально в отношении языкамолодежной субкультуры.Объектом данного исследования являются тексты рок-групп, популярныхв немецкоговорящих странах (Германии, Австрии и Швейцарии): DieApokalyptischen Reiter, Unheilig, Rammstein и др. Творчество этих рок-команд,чье музыкальное творчество определило новые направления в немецком роке,стало популярным не только среди носителей немецкого языка, но во многихстранах.
(Здесь и далее под немецким роком понимаются немецкоязычные роктексты авторов, для которых немецкий язык является родным; слово«немецкий» определяет языковую, а не гражданскую или национальнуюпринадлежность — примечание И.С.).Предметом исследования выступают лингвопрагматический потенциал испособы его выражения в рок-текстах немецкоязычных групп.Цель исследования состоит в интегральном анализе немецких роктекстов, заключающемся в определении лингвопрагматического потенциала,основных языковых средств его выражения и воздействия в коммуникативномакте, в систематизации основных концептов, создающих концептосферусубкультуры рока.Для достижения поставленной цели предполагается решение следующихзадач:1.сформулировать определения терминов концепт и концептосфера,описать концептосферу немецкоязычного рока;2.рассмотретьипроанализироватьпрагматическому описанию текста;теоретическиеподходык63.изучитьособенностилексическихединицврок-текстахииспользовать концептуально-семантическоий подход для анализа экспрессивностилистических характеристик;4.текстам,описать лингвопрагматический потенциал применительно к рокиспользуятеоретическийопытирезультатысовременныхлингвистических исследований;5.выявить систему языковых средств создания прагматическогопотенциала в рок-текстах.Для достижения цели исследования были применены следующие методы:прагматический метод, выявляющий эксплицитные и имплицитныесредства коммуникативной направленности текста;метод контекстуального анализа, раскрывающий коммуникативныеустановки адресанта;метод концептуального анализа, предполагающий выявление иисследование концептов, мотивационно-прагматических установок;семантико-стилистический метод, определяющий стилистическуюмаркированность лексических единиц;описательно-аналитический метод, позволяющий анализироватьполученные результаты и описать их с учетом выбранного аспекта;методгерменевтическогоподходакисследованиютекста,учитывающий различные обстоятельства его создания с привлечением данныхкультурного и ситуативно-стилистического контекстов;метод количественного анализа текста, позволяющий получитьстатистические данные о частотности употребления изучаемых элементов.Научная новизна работы заключается в том, что комплексный подход кизучениюпрагматикиилингвокультурологическогоаспектавтекстахнемецкоязычного рока был использован впервые.
Автором были выявленыконцепты,характерныедлянемецкоязычнойрок-культуры,которыевербализуются при помощи языковых средств: метафор, оксюморонов,7маркированной лексики, сленговых выражений; определен авторский выборлингвистического инструментария при создании прагматического потенциаланемецкоязычных рок-текстов. Введение термина концепт-система помоглоклассифицировать и описать лингвопрагматический потенциал рок-языканемецкоязычных стран.Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитиитеории коммуникации, лежащей в основе лингвопрагматики; определении исистематизации средств создания лингвопрагматического потенциала роктекстов с учетом установок коммуникантов.
Теоретически значимыми длядальнейшего развития и разработки отдельных аспектов прагмалингвистики иконцептуалистикиприизученииразличныхсубкультурпредставляютсякумулятивные методы, используемые в работе.Практическая ценность исследования заключается в возможностипримененияполученныхисследовательскойивыводовпедагогическойииспользованиидеятельности,материаловпривподготовкетеоретических курсов (лексикология, стилистика, литература немецкого язык) ипрактических занятий. Результаты исследования могут быть использованы присоставлении словарей и справочных материалов по лексикологии немецкогоязыка, разработке учебных пособий и справочников по лингвокультурологии.Материалы диссертационного сочинения могут иметь прикладное значение влингвистике, социологии, культурологии, музыковедении и быть полезными длявсех, кто интересуется феноменом немецкой рок-поэзии.Материалом исследования послужили поэтические рок-тексты более 20немецкоязычныхрок-групп;проанализированоболее100текстов,опубликованных на сайтах в сети интернет (URL: http://www.lacrimosa.ch; URL:http://www.onkelz.de;http://www.reitermania.de;URL:URL:http://www.rammstein.de;http://www.tanzwut.comидр.)определения лингвопрагматического потенциала немецкой рок-поэзии.RL:сцелью8Руководством при выборе рок-групп послужили статьи и мнения авторовизвестныхмузыкальныхhttp://www.nme.com],изданий:NewMelodyhttp://www.rocklistmusic.co.uk/mmpage.html],MusicalExpressMakerRolling[URL:[URL:Stone[URL:http://www.rollingstone.com], а также монографии по музыкальному дискурсу,изданные в разные годы в ФРГ, ГДР и США: M.