Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Хотя длядизайнеров сегодня не предусмотрено изучение курса маркетинга, но основыпроведения маркетинговых исследований целевой аудитории (как и продукцииконкурентов) необходимо давать в рамках таких дисциплин, как «Комплексноеформирование объектов и систем в дизайне», «Дизайн и рекламные технологии»и «Проектирование».Объект (предметы) дизайн-проектирования. Объект проектирования — этосреда или процесс, в контексте которого находится его предмет. Предметпроектирования — это конечный результат, предвосхищаемый образ которогоизначальнопредставленвпроекте,созданиючегопосвященпроцесспроектирования [117, с. 52.]. Объект и предмет проектирования соотносятся48между собой как общее и частное [69].
В рамках одного дизайн-проекта могутприсутствоватьнесколькопредметов,составляющихвсовокупностикомплексный объект. Объект (предметы) учебного проекта выбирается согласнопрофилю вуза и темам, заявленным в программах. При этом учитываются:– соответствие объекта (предметов) профилю вуза, целям вуза иприоритетам развития;– социальная значимость объекта (предметов) проектирования;– его образовательный потенциал (возможность реализации в процессепроектирования образовательных целей – дидактических и воспитательных);– наличие актуальной проблемы, решению которой будет способствоватьпроцесс дизайн-проектирования;–личнаязначимостьобъекта(предметов)длявсехсубъектовпроектирования (заинтересованность по тем или иным причинам);– комплексный характер объекта (наличие нескольких предметов в объекте,возможность задействовать несколько дисциплин и обучающихся с разныхкурсов).Рассмотрев различные методики обучения дизайн-проектированию [19, 44,66, 68, 77, 86, 150, 169 и др.], мы убедились, что в большинстве профильныхвысших учебных заведений существует тенденция постепенного усложненияобъекта проектирования.
Как правило, обучающиеся участвуют в проектированиикомплексного объекта уже только на выпускном курсе. С точки зренияуровневого формирования культуры проектной деятельности и как средство квысокой мотивации обучающихся, на первом-втором курсах более простойпредмет проектирования необходимо включать в комплексный проект, который всвою очередь курирует старшекурсник или магистр.
Именно поэтому мыупоминаем комплексный характер объекта учебного проектирования какобязательное условие успешного функционирования всей системы.Крометого,мыпридерживаемсятойточкизрения,чтопотерянациональной идентичности может обернуться для нашей страны навязываниемчуждых западных идеалов «общества потребления», что уже сейчас начинает49происходить. В связи с этим особенно важно в данной исторической ситуации,когда процесс глобализации ещё не завершился, внести в процесс формированияглобального человечества ценности русской национальной культуры.
Занимая вомногом серединное положение между Востоком и Западом, русская культураспособна предложить варианты мирного разрешения национальных противоречийи альтернативный «обществу потребления» образ жизни.Итак, выделим ключевые ценности русской национальной культуры:1.Общинность, коллективизм.2.Уважение к другим национальным культурам.3.Справедливость.4.Высокий творческий потенциал.5.Традиционные семейные ценности (общие для многих национальныхкультур).Такие исследователи русского национального архетипа как И.А.
Бирич, Е.И.Рачин [15, 112] подтверждают в своих работах особое значение перечисленныхценностей для русской культуры. Перенося выделенные ценности на системуобразования, мы можем понять, почему, например, не приживаются в нашихучебныхзаведенияхиндивидуальныетраекторииобучения,тогдакакколлективная проектная деятельность может привести к высоким педагогическимрезультатам, если она имеет доступную студентам духовно-нравственнуюсоставляющую и соответствует понятному русскому человеку критериюсправедливости.Если говорить о высоком творческом потенциале русского народа, которыйподтверждали многие исследователи данного вопроса, то его секрет кроется в томчисле в русском национальном языке, обладающем особой образностью иметафоричностью.
В подтверждение данного тезиса обратим внимание, что передвоплощением любой творческий замысел сначала появляется в виде мысли, амысль существует в языковой форме. Следовательно, для сохранения нашейнациональной идентичности и творческого потенциала становится по-настоящемуопасным упрощение или искажение русского языка, его латинизация. Метафора в50русской культуре стала универсальным механизмом творческой интуиции. Крометого, метафора — это один из приёмов создания художественного образа,который используется в различных направлениях дизайна. В основе невербальнойметафоры, лежащей в основе произведений изобразительного искусства и частообъектов дизайна, лежит метафора языковая.К концу 80-х годов в рамках социалистической идеологии воспитаниеэстетического чувства, которое базировалось на духовно-нравственных идеалахобщества, рассматривалось как ведущая цель программ художественногообразования, в том числе профессионального образования в сфере дизайна.Начиная с 90-х годов ХХ века, отмечается всё больший упор на развитиеузкопрофессиональных навыков, всё бóльшую специализацию.
Для сохранениятрадиций отечественной школы художественного проектирования, целостноговзгляда на дизайн-проектирование как комплексный процесс, культура проектнойдеятельности приобретает особое значение, так как ввиду своего метакультурногохарактера (объединяет в себе материальную и духовную культуру) она становитсяносителем национальных эстетических ценностей. В этой связи главной задачейсовременных педагогов-дизайнеров, с нашей точки зрения, является системноевозвращение в практику профессиональных образовательных учреждений в сфередизайна приоритета эстетических и этических модусов, которые сейчас можнонайти в философских и методологических разработках, но не на уровне учебныхпланов и программ (за редким исключением [24]).
Наши отечественныеисследования в сфере дизайн-образования, ведущиеся на протяжении всего XXвека в тесном взаимодействии с международным сообществом, должны бытьсистематизированы и переосмыслены в реалиях инновационного общества.Необходимо адаптировать результаты данных исследований под современнуюуровневуюсистемуобразования(дошкольное,школьное,среднеепрофессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и такжепривести в соответствие с компетентностным подходом — так, чтобы статьмаксимально прозрачными и доступными для применения каждым педагогомпрактиком.51Е.Б. Коробий выделяет в культуре проектной деятельности бакалаврадизайна следующиекомпоненты:когнитивныйкомпонент(необходимыепрофессионалу знания, познавательный интерес, готовность к самообразованию);деятельностный компонент (профессиональные умения и навыки); творческийкомпонент (креативность); ценностный компонент (осмысление значимостипрофессии и проектной культуры для общества) [67].Для дальнейшей разработки системы формирования и оценивания культурыпроектной деятельности будущих дизайнеров в вузе выделим в ней три основныхкомпонента:1.Когнитивный, или знаниевый компонент.2.Мотивационно-ценностныйкомпонент,связанныйсостепеньювовлечённости в процесс проектирования, осознанием его значения для обществав целом.3.Деятельностный, связанный с формированием умений и навыков.Мы не считаем целесообразным отдельно выделять творческий компоненткультуры проектной деятельности по причине того, что творчество не являетсясамоцелью дизайн-проектирования, а лишь его побочным продуктом.
Творческиеспособности формируются в прямой зависимости от мотивационно-ценностногокомпонента,эмоциональнойпричастностибудущихдизайнеровксвоейпроектной деятельности [10].Таким образом, мы проследили историю развития основных принциповобучениядизайн-проектированию,подходыкформированиюкультурыпроектной деятельности; рассмотрели субъекты, объекты и целевую аудиториюдизайн-проектирования, осуществляемого внутри образовательного процесса ввузе; выделили компоненты культуры проектной деятельности. Кроме того, мыраскрыли потенциал культуры проектной деятельности для сохранения традицийнациональной художественно-проектной школы и нравственно-эстетическоговоспитания обучающихся; прояснили, каким образом национальный архетипможет проявиться в культуре проектной деятельности дизайнера, а также при еёформировании у обучающихся.521.3.
Взаимосвязь формирования культуры проектной деятельности иобразовательных результатов в процессе подготовки будущих дизайнеровПодавляющее большинство современных учёных соглашаются с тем, чтодля успешного формирования культуры проектной деятельности обучающемусянеобходимо освоить значительный набор компетенций. А.А. Сидоров полагает,что профессиональное проектное мышление — одна из основных составляющихпрофессиональных компетенций будущего дизайнера. Процесс становленияданного типа мышления, с точки зрения автора, основывается на определённойсовокупности сформированных компетенций [128].C точки зрения Е.Б. Коробий,А.А. Сидорова, Л.А.
Филимонюка и др., культура проектной деятельности можетопределяться сочетанием общекультурных, профессиональных, специальнопроектных компетенций. Следовательно, с целью взаимосвязи культурыпроектной деятельности и образовательных результатов можно рассматривать еёне только как самостоятельное общекультурное исторически сложившеесяявление, но и как сумму компетенций. В основе данного взгляда лежиткомпетентностный подход к образованию, получивший распространение в нашейстране в связи с присоединением к Болонскому процессу. Формированиекомпетенций в области проектной деятельности мы рассматриваем как основуформирования целостной культуры проектной деятельности.Для сближения образовательных систем стран, участвующих в Болонскомпроцессе, разработан проект TUNING.
Согласно данному проекту, полученныеобучающимся в процессе обучения результаты определяются в терминологиикомпетентностного подхода [34, 183]. Выражение «обучение на основекомпетенций» (VET), принятое в ряде западноевропейских систем, в нашейстране трансформировалось в понятие компетентностного подхода. Именно этоттермин употребляется в официальных документах. Сегодня в научных кругахсуществует проблема определения компетенций. В европейском проекте TUNINGпредлагается следующее: «…понятие компетенций и навыков включает знание ипонимание (теоретическое знание академической области, способность знать и53понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применениезнаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемаячасть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)».