Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
29]. Соглашаясь с этой мыслью, одной из главныхзадач профессионального образования в сфере дизайна мы видим приобщение кзаконам гармонии, которые не достаточно выучить, но необходимо пережитьчерез эстетическое чувство. Таким образом, воспитание эстетического чувства,начавшись ещё в школе должно продолжаться на ступени высшего образования,что приобретает особенное значение для творческих специальностей, таких какдизайн. Б.М. Неменский акцентирует внимание на том, что методы и принципыпреподавания искусства должны быть созвучны с самой сущностью искусства[84, c.
112–124]:1.Б.М.Принцип уподобления — ведущий закон эстетического воспитания поНеменскому.Данныйпринципосновываетсянапедагогическойдраматургии.2.Принцип освоения вживанием при обязательной целостности инеспешностипедагогическогопроцессавоизбежаниелогического,нехудожественного освоения.3.Принцип постоянства связи с жизнью. Связь с восприятиемокружающего мира вне учебной аудитории.4.Принцип опоры на апогей явления в искусстве. Любое явлениенаиболее ясно понимается в чистоте его проявления.5.Принцип единства формы и содержания.
Неразрывность средствязыка искусства и образно-художественного содержания.Несмотря на различие целей общего среднего и высшего специальногообразования в сфере художественного творчества, вышеперечисленные принципыпредставляются нам способными воспитать эстетически и нравственно развитогочеловека и специалиста и, следовательно, подходящего для приобщения кэстетической функции дизайна в вузе. Тем не менее в реалиях современноговысшего образования в России, а именно в ситуации сокращения числа педагогов,укрупнения студенческих групп, повсеместной переориентации на электронные44образовательные ресурсы(сокращениячасов наличноевзаимодействиепреподавателя и студента), следовать таким принципам педагогическогопроцесса, как «уподобление», «освоение вживанием», «неспешности», становитсявсё сложнее и сложнее. На наш взгляд, уход от внеэстетического образованиябудущих дизайнеров сегодня — одна из главных причин низкого уровнясформированностикультурыпроектнойдеятельностивыпускников,ихпрофессиональной мотивированности и креативности.Далее остановимся на субъектах, объектах и целевой аудитории дизайнпроектирования, осуществляемого внутри образовательного процесса в вузе.Субъектами учебного дизайн-проектирования, то есть теми, кто активновоздействует на объект проектирования и преобразует его, являются прежде всегопреподаватели и обучающиеся.
Кроме того, субъектами могут выступать:заказчик, сторонние консультанты, целевая аудитория проекта.Преподаватель(илигруппапреподавателейприосуществлениимеждисциплинарного проекта). Преподаватель является носителем культурыпроектной деятельности; ставит в основу проектной деятельности концепцию,согласованную с целями вуза, города и государства; в соответствии с этимопределяет и корректирует принципы и цели проектирования. Преподаватель каксубъект проектирования должен быть заинтересован в хорошем результате (как впрактически осуществлённом продукте, так и в достижении дидактических ивоспитательных целей), что не может быть реализовано без удовлетворенияпотребностей преподавателей в самореализации.В рамках гуманистической парадигмы и личностно-деятельностногоподхода между преподавателями и студентами устанавливаются субъектсубъектные отношения, при которых именно обучающиеся во многом определяютпроцесс проектирования, а преподаватель является лишь координатором иэкспертом-консультантом.
При недостаточной мотивированности обучающихся косуществлениюпроектноймотивации и интереса.деятельностипреподавательрешаетпроблему45Большинство авторов, говоря о проектной деятельности, упоминаютинтерес к теме проекта как один из определяющих факторов мотивацииобучающихся. Тем не менее профессия дизайнера предполагает работу спроектами на постоянной основе, параллельное ведение нескольких проектов, ине каждый профессионал может себе позволить заниматься только темипроектами, которые его заинтересовали. Следовательно, необходимо научитьбудущих дизайнеров в любой проектной задаче, с которой они сталкиваются впроцессе обучения или в обычной жизни, находить свой личный интерес. Задачейпреподавателя в данном случае становится необходимость обращать вниманиеобучающихся на полезность тех навыков, которые они получают в процессеучебнойпроектнойдеятельностидляихбудущейпрофессиональнойдеятельности, на важность умения решать наиболее сложные задачи — умение,которое даёт уверенность в себе не только как в профессионале высокого уровня,но и как в полноправном члене современного общества.И.В.
Рудоманенко вслед за Н.Ю. Пахомовой [97, 117] утверждает, чтоучастник должен иметь возможность работать только над одним проектомединовременно, при этом добавляется, что наиболее эффективной будет всё жеработа над комплексом — проектов, как параллельных, так и идущихпоследовательно друг за другом, связанных между собой. Мы хотели бы добавитьк данному рассуждению, что особенно полезным будет дать возможность самимобучающихся организовывать для себя проектные комплексы в рамках тематикпроектов, предложенных преподавателями различных дисциплин. Если всепроекты в таком комплексе будут связаны на ценностном уровне в пониманиисамого обучающегося, то проблема интереса решается сама собой, так как,обозначив для себя цель выполнения того или иного проекта и их взаимосвязь,студент будет заинтересован в наилучшем выполнении каждого из проектов вкомплексе.
Здесь, решая проблему интереса, мы подошли к решению следующейне менеезначимойпроблемы— организациипроектнойдеятельностиобучающихся, в том числе согласование работы над проектами в рамкахразличных дисциплин.462) Обучающиеся как субъекты проектирования также должны иметьвозможность влиять на процесс дизайн-проектирования исходя из своих личныхинтересов, принципов, целей, потребностей и мировоззрения; при этом важнаопора на существующие нравственные нормы, духовную и материальнуюкультуру российского общества, социально значимые ориентиры.3) Заказчик.
При существовании заказчика необходимо его активноевзаимодействие с преподавателями и студентами, как это происходит в реальнойпрактике. Данное взаимодействие сегодня легко организовать, используяразличные электронные среды и информационные сети.4) Сторонние консультанты.
Если дизайн-проект имеет специфику, скоторой не знакомы штатные преподаватели вуза, возможно сотрудничество состоронними консультантами по специфичным вопросам. Данное сотрудничествоможет быть организовано как в рамках бизнес-инкубатора2, клуба выпускниковвуза3, так и посредством организации научно-практических конференций,круглых столов и семинаров.Сверх того, особое значение приобретает организация сотрудничества впроцессе учебного дизайн-проектирования с различными общественныминекоммерческими организациями, которые могут выступать как заказчики илицелевая аудитория проектов, или как дополнительная ресурсная база. Всовременной педагогической литературе [21, 45, 76, 129, 130, 137] большинствоинновационных проектов связываются с опытом сетевого взаимодействия2Бизнес-инкубатор РГСУ — структурное подразделение РГСУ.
Его основная цель — содействие созданиюуспешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами молодых предпринимателей.Резиденты Бизнес-инкубатора получают возможность в кратчайшие сроки создать с нуля свойсобственный проект или развить уже существующий бизнес.Площадка открыта для всех студентов, сотрудников, выпускников и друзей РГСУ, заинтересованных впредпринимательстве [http://bi.rgsu.net].Клуб выпускников РГСУ — единая площадка для взаимодействия студентов и выпускников РГСУ разных лет3[http://rgsu.club].47различных структур (школ, колледжей, вузов, благотворительных фондов,ассоциаций и др.)Целевая аудитория дизайн-проекта — группа людей, проблему которойрешает проект или чью потребность он удовлетворяет.
Целевая аудитория можетбыть двух типов:Реально существующая: в таком случае вуз устанавливает взаимоотношенияс заказчиком (организацией или физическими лицами), проблему которогонеобходимо решить (потребность которого необходимо удовлетворить) в рамкахучебного процесса конкретной дисциплины или в рамках производственнойпрактики;учебноепроектированиеприобретаетзначениеполноценнойпроизводственной практики и выходит за границы среды вуза.Выбрана гипотетически преподавателем или обучающимися: в данномслучае заказчик дизайна отсутствует, обучающиеся разрабатывают дизайнпроект, решающий выявленную проблему конкретной группы населения иличеловека.Целеваяаудиториядизайн-проектаобладаетсвоимиинтересами,потребностями, целями, принципами, образом жизни, мировоззрением, которыенеобходимо учитывать в рамках образовательного процесса, для того чтобыбудущие дизайнеры были готовы изучать и учитывать особенности целевойаудитории в своей будущей профессиональной деятельности.