Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Эйгбеонана(2013), хотя есть сходство в учебных программах подготовки архитекторов идизайнеров во всём мире, педагоги адаптируют их под себя различными методамии стилями. Это ведёт к несовпадениям в стандартах преподавания в проектныхмастерских [168]. В последние годы некоторые учёные отмечали отсутствиеобсуждения среди преподавателей мастерских и относительное отсутствиенаучных исследований феномена обучения в мастерских.
Дж.К. Ошнер [182, с.194]рассматриваетданныйвопросследующимобразом:«Характервзаимодействия между студентами и преподавателями будет способствоватьповышению качества обучения проектированию. Мало написано о том, как38коллективпреподавателейможетулучшитькачествопреподаваниявмастерской. Вместо этого, когда они начинают учить в проектной мастерской,кажется, предполагается, что они пройдут через “обучение действием” и всёналадится» [172].
Тем не менее ценность исследования обучения в мастерскойостаётся теоретической и не доходит до профессиональной педагогическойпрактики в проектных мастерских, которые Л.С. Шульман описал как«фирменнуюпедагогику»(«signaturepedagogy»)Большинство[186].исследований в области архитектурного и дизайн-образования не практикоориентированы (то есть, не описывают и не разъясняют природу взаимодействияинструктор—студент).
Выводы многих современных исследователей этойобласти говорят о низком уровне осведомлённости педагогов и их неспособностиописать свои профессиональные особенности и стиль. Марьям Ашкан в своёмисследовании мастерских архитектурного проектирования в университетеКанзаса выделяет четыре стиля преподавания в мастерской (преподаватель какпосредник, как делегирующий, как мастер или эксперт, как формальныйначальник)ичетыреметодапреподавания(кейс-стади,проектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и исследовательский) [164].Одной из последних зарубежных разработок в сфере формированияпроектнойкомпетентностиявляетсяинициативаCDIO1,относящаясякинженерному образованию. Данный проект продвигает идеи предоставленияобучающимся образования, которое акцентирует внимание на инженерныхоснова, изложенных в контексте жизненного цикла реально существующихструктур, процессов и результатов проектирования [85]. Международный экспертв области высшего образования П.
Скотт в 1999 году на конференции Ассоциацииевропейский университетов отметил, что университеты теперь становятся нетолькообразовательнымиинаучными,ноещёиинновационно-предпринимательскими центрами, функционирование которых основывается на1CDIO – Conceive – Design – Implement – Operate – (с англ.) Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй.Дополнительные сведения об Инициативе CDIO на сайте: http://www.cdio.org39совместной исследовательской и проектной деятельности преподавателей истудентов [88].С точки зрения концепции проектно-ориентированного университета,разработанной А.О Грудзинским, динамически устойчивые проектные структуры,существующие внутри современного инновационного университета, являютсязалогомконкурентоспособностиуниверситетавусловияхкапитализацииобразования.
А.О. Грудзинский опирается на следующие методологическиеразработки:идеяуниверситета,методологиягоризонтальныхметодологиясвязейвстратегическогоорганизациитрансфертаструктуреуправлениятрадиционногоуниверситетами,технологий,концепцияпредпринимательского университета. Обобщая ряд зарубежных и отечественныхисследований, автор описывает организационную структуру современногоинновационного университета как сочетание традиционных иерархическихструктур с новыми проектными структурами, существующими в условияхсетевого взаимодействия.
Авторская мастерская по дизайну или вузовская проектнаялаборатория, на базе которых могут осуществляться межгрупповые студенческиедизайн-проекты, на наш взгляд, также относятся к динамически устойчивымпроектным структурам, существующим внутри университета, описанным А.О.Грудзинским [38]. Однако отечественные педагоги профессиональной школыпостепенно начинают заново осознавать, что коммерциализация мышлениясовременных специалистов приводит к искажению понимания сути профессии,поэтому разрабатываются новые методики комплексного обучения и воспитаниябудущего профессионала. Данный процесс особенно трудно организовать вусловияхсокращениячасовнаизучениегуманитарныхдисциплинобщеобразовательной и общепрофессиональной направленности.
Ведь именноони были основой формирования созидающей личности в советскую эпоху.Дизайн-образование в плане воспитания проектных умений в контекстецелостной культуры проектной деятельности во многих аспектах опережаетдругие сферы образования. В переводе с английского языка слово «дизайн»означает «проект». Именно в создании проектов заключается сущность дизайна,40поэтому дизайн-образование на протяжении всей своей истории основной задачейставило развитие проектного мышления.
И уже с 80-х годов XX века вниманиестало уделяться, в целом, культуре проектной деятельности. Прежде всегорассмотрим подходы, которые принято использовать в педагогике приформировании культуры проектной деятельности. Ещё в 60-е — 70-е годыотечественные исследователи дизайн-проектирования работали над проблемамиинтеграции различных знаний, дисциплин, видов деятельности в проектировании.В качестве механизма интеграции был создан системный подход. Системныйподход отличается от классических научных подходов тем, что он не определяетсвой предмет однозначно, а использует совокупность многих позиций и точекзрения [126].Т.Ю.Быстроваотмечает,чтосуществуетпротиворечиемеждунеобходимостью опираться в практике дизайн-проектирования на теоретическиенаучные данные и недостаточной интеграцией теоретических дисциплинобщеобразовательногоиобщепрофессиональногоцикласпрактико-ориентированными дисциплинами профессионального цикла.
Опираясь в своихисследованияхнакультурологическийкультурологическоеподходзнание,помогаетработатьавторутверждает,системносчтопрактико-ориентированными дисциплинами, такими как проектирование, и с новымидисциплинами (философия дизайна, имидж-дизайн и др.). Культурология можетстать не только теоретической базой дизайн-проектов, но и мировоззренческойосновой воспитания будущих специалистов [23].Проектный метод в педагогике органично созвучен контекстному подходу,разработанному А.А.
Вербицким. Данный подход с учётом основных положенийдеятельностного подхода стремится снять ряд противоречий, характерных дляучебнойдеятельностиобучающихсяиихбудущейпрофессиональнойдеятельности:между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельностии реальным предметом будущей профессиональной деятельности;41между системным использованием знаний в профессиональнойдеятельности и их расчленением по различным учебным дисциплинам и кафедрамв процессе обучения;между индивидуальным усвоением знаний и опыта при обучении иколлективным характером профессиональной деятельности;между «ответным» положением студента и инициативнымхарактеромдеятельности профессионала;междуформамиорганизацииучебнойипрофессиональнойдеятельности и др.
[26, с. 51–65].Многие авторы видят залогом эффективного обучения и воспитанияпрофессионалов в области дизайна эстетический подход (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, Б.М. Неменский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, В.Г.Телегей и др.). Проблема формирования эстетического отношения личности кокружающему миру рассмотрена в исследованиях многих отечественных учёных,которые в большинстве своём приходят к выводу, что эстетическое отношение кмиру — это основа способности к творчеству.
Современные учёные-педагоги(В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.М Неменский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин,В.А. Сластенин и др.) смотрят на эмоционально-эстетическое отношение к мирукак на необходимое содержание общего и профессионального образования. Иконечно, существенным вкладом в разработку данной проблемы являются работыпо психологии творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А.
Мелик-Пашаев,С.Л. Рубинштейн и др.).Интересен опыт Бориса Михайловича Неменского, который разработалпрограммудляучениковобщеобразовательнойшколы«Изобразительноеискусство и художественный труд» [96]. Целью программы является духовнонравственное развитие ребёнка. Подлинным содержанием предметов искусстваавторы программы считают те чувства, которые ученик открывает в себе или впроизведениях искусства. Подобное понимание во многом соотносится сэкспрессионистскими принципами И.
Иттена — преподавателя немецкой школыдизайна начала ХХ века, а также с содержанием христианских проповедей о42способности человека к духовному зрению. Св. Максим Исповедник писал осозерцательной форме миропостижения следующее: «Для обладающих духовнымзрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным вовсём чувственном мире посредством символических образов» [159].В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Выработкаспособности идти к гармоничному решению интуитивно и является спецификойобразного мышления, а значит и художественного развития» [90,с.
24] ДизайнБ.М. Неменский относит к конструктивным видам искусства вместе сархитектурой, поэтому вышесказанное мы можем напрямую отнести кпониманию эстетической функции дизайна. Вслед за Э.В. Ильенковым, Б.М.Неменский утверждает, что истина, добро и красота «растут из одного корня»,поэтомувоспитаниепрекрасного.нравственностинеотделимоНравственно-эстетическоеотвоспитаниячувствасодержаниеискусстваимеетпервостепенное значение для педагога. На второе место Б.М. Неменский ставитопыт творческой деятельности и только на третье — язык искусства, егоизобразительные средства (линия, цвет, форма и др.).Различныедисциплины,помнениюБ.М.Неменского,должнывосприниматься не отдельно, а органично вплетаться в систему представленияобучающихся о мире, существующем не иначе, как по законам гармонии.Конечно же, цели вуза отличаются от целей общеобразовательной школы,поэтому умение пользоваться языком искусства и способность к проектнойдеятельности в профессиональном дизайн-образовании выдвигаются на переднийплан.
Однако потеря эстетической функции дизайна сделает предметнопространственноеокружениестандартизированным,человекаиндустриальным,однообразным,сциентистским.обезличенным,Даннаяпроблемаподнималась ещё в СССР в 70-е годы ХХ века, когда абсолютизироваласьэргономическая функция дизайна [74, с. 280]. Опасна и другая крайность —бессмысленная эклектика формообразования и погоня за модой, котораянаблюдается в начале ХХI века.43По мнению Б.М. Неменского «человек, развитый художественно, крешению оптимального варианта любой задачи приходит как к решениюнаиболее гармоничному» [90, с.