Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 6

PDF-файл Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 6 Педагогика (56098): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе) - PDF, страница 6 (56098) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Соответственно, культурапроектной деятельности дизайнера основывается именно на способности кдизайн-проектированию, определяемому в широком смысле, как художественнопроектная, творческая деятельность, направленная на улучшение окружающейчеловекаискусственнойсредыпутемсозданияпринципиальноновыххудожественных моделей и культурных ценностей [74].Таким образом, мы рассмотрели последовательное развитие взглядов насущность проектной деятельности за рубежом и в нашей стране, раскрылипонятие «проект», этапы проектной деятельности и подходы к делению проектовна виды и группы, проследили историю проектного подхода в образовании ипедагогике и его место в современной педагогической науке; раскрыли понятия«культура проектной деятельности» и «культура проектной деятельностидизайнера», уделив внимание аспекту взаимосвязи эргономической, эстетическойи духовно-нравственной функций культуры проектной деятельности дизайнера.1.2.

Проблема формирования культуры проектной деятельностибудущих бакалавров и магистров дизайнаДизайн как проектно-художественная деятельность начинает своё развитиес эпохи промышленных революций и проходит как периоды усиленияинтернациональных тенденций, так и периоды формирования национальныхшкол дизайна, каждая из которых вкладывала особый смысл в пониманиеценностей проектирования, лежащих в основе культуры проектной деятельности.Одними из наиболее ярких представителей национальных школ дизайнаявляются: британская школа дизайна, скандинавский функционализм, японский34стиль, совмещающий традиции и новейшие технологии.

В 20-е годы XX века внашей стране начинает формироваться отечественная школа дизайна, тесносвязанная с художниками-конструктивистами и производственным искусством.Пропедевтические традиции немецкого Баухауса были во многом созвучныотечественной школе. Начиная с середины 30-х годов XX века, когда силунабирает такое направление в искусстве, как советский реализм, принципыдизайна тоже претерпевают соответствующие изменения. Сейчас, после развалаСоветского Союза, во многом произошло и отрицание наработок советскойшколы дизайна.

В результате сегодня остро встаёт вопрос о существовании нашейотечественной школы дизайн-проектирования: может ли она существовать иразвиваться в современных условиях, или мы полностью должны перенятьзападные образцы?Современное профессиональное образование в области дизайна до сих поропирается на принципы, заложенные основателями первых дизайнерских школ (вшироком смысле этого слова), возникших в начале XX века.

В России —ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), и Баухаус вГермании, которые при своей универсальности обладают своеобразнымипринципами преподавания и построения учебных программ.Профессиональная подготовка дизайнера в Баухаусе делилась на два этапа:первый—пропедевтика(абстрактно-аналитическийэтап),второй—проектирование (создание изделий из материала). Вводный пропедевтическийкурс в Баухаусе в первые годы существования этой школы вёл Йоханнес Иттен,знакомивший обучающихся с базовыми пластическими категориями, свойствамиформ, средствами выразительности. Залогом гармонии создаваемых студентамикомпозиций Й.

Иттен считал внутреннюю духовную гармонию. Главное в своихзанятиях со студентами он видел в эмоционально-чувственном воспитании,умении контролировать себя и свои движения, творческую энергию. Опираясь наопыт авангардного искусства ХХ века, Й. Иттен учил выражать свои ощущениячерез форму, опираясь на интуицию. Занятия претворяла дыхательная гимнастика[51,с.7–15].Примечательно,чтоА.С.Хоменковвследза35Максимом Исповедникомутверждает,чтоэстетическоечувствочеловеканаходится в прямой зависимости от его духовного состояния.

В подобной жезависимости от духовного состояния находится и его способность к творчеству[159].Во ВХУТЕМАСЕ обучение также начиналось с курса пропедевтики,который длился 2 года. В течение этих двух лет предлагалось создаватьабстрактные геометрические композиции, выявлявшие пластические особенностиэлементов в каждом из четырёх состояний формы: плоская, рельефная, объёмнаяи пространственная.

Возникшие позднее в послевоенные годы школы дизайна (вУльме (Германия), в Ленинграде (училище им. В.И. Мухиной), в Москве(преобразованное Строгановское училище)) в своих педагогических методикахпродолжают ставить во главу угла образовательного процесса художественныесредства выразительности, а на последних курсах — проектную деятельность [74,77].

Проектированию дизайнеров, как и архитекторов, традиционно обучали вмастерской. Считается, что впервые идея обучения теории в классе, апроектированию — в мастерской возникла в школе изящных искусств воФранции в XVIII веке, тогда как до этого преобладал принцип ученичества [178].Пройдя путь от Училища технического рисования, открытого в 1876 году,до высшего художественно-промышленного образовательного заведения, в 1948м ЛВХПУ им. В.И.

Мухиной (Ленинградская школа дизайна) накопилазначительный опыт подготовки проектировщиков в различных областяхдекоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме того, опыт Ленинградскойшколы дизайна особенно ценен для нас по причине свойственного ей стремлениясохранить культурные особенности предметно-пространственного творчестванашей страны и развивать отечественную школу дизайна. ВыпускникиЛенинградского художественно-промышленного училища внесли огромныйвклад в восстановление памятников культуры, общественных сооружений иобъектов народного хозяйства, разрушенных во времена Великой Отечественнойвойны.36За основу формирования кафедры промышленного искусства ЛВХПУ былвзят принцип творческой мастерской, традиционный для организациихудожественного процесса.

Однако мастерские формировались не по объектамдизайна, что, как правило, ведёт к узкой специализации обучающихся, а «подлидера», то есть по объектному или тематическому принципу. В каждойотдельной мастерской (программного дизайна Е.Н. Лазарева, экологическогодизайна среды В.А. Кирпичёва, дизайна информационной среды В.А. Суриной идр.) педагог обладал большой степенью свободы, при этом работая в духе общихтрадиций учебного заведения.

Таким образом были решены следующиепроблемы, свойственные обучению проектированию:1) при ведущей роли проектирования на базе мастерской нейтрализованпараллелизмотдельныхдисциплин,которыеначинаютслужитьцелямконкретного учебного проекта;2) высокий творческий потенциал педагога максимально раскрывается вусловиях творческой свободы в рамках мастерской, что способствует черезличностное взаимодействие с педагогом-носителем непосредственному усвоениюстудентами целостной культуры проектной деятельности, а не отдельныхаспектов проектировочного процесса [77].Современные процессы реформирования образования в нашей стране,связанные с Болонским соглашением, изменяют традиционный для отечественнойшколыхудожественногопроектированияобразовательныйпроцесс:широкораспространяются модульное построение образовательных программ, унификациямодулей, которые могут заменяться, убираться или добавляться к базовому курсу взависимости от направления подготовки.

Тенденция к уменьшению зависимостисодержания обучения от личности педагога приводит к отходу от основополагающихпринциповотечественногодизайн-образования.Существуетугроза,чтокоммерциализация мышления современных специалистов приведёт к искажениюпонимания сути профессии [122].Тем не менее теория и практика дизайн-образования в нашей странедоказывают, что упомянутые выше принципы (принцип творческой мастерской,37отказ от узкой специализации, авторские мастерские) — это основа успешногоформирования культуры проектной деятельностибудущих специалистов-проектировщиков.

Как отмечают зарубежные исследователи, преподавание вмастерской чаще всего осуществляется в большей степени интуитивно, так какнет систематизированных педагогических исследований на эту тему [175]. А.А.Сидоров отмечает, что эргономические данные используются в обучении дизайнпроектированию недостаточно полно [128]. Е.Б. Коробий обращает внимание,что культура проектной деятельности будущих дизайнеров недостаточно изучена,тогда как её потенциал для сохранения традиций отечественной школы дизайнпроектирования трудно переоценить. [67] О.В. Каукинасуществующейсистемевысшегообразованиясчитает, что «вощущаетсядефицитинновационных технологий и интегративных методик, эффективно повышающихпроцесс формирования проектной культуры…» [55].На основании традиционного подхода в школе изящных искусств воФранции [176], студии обычно считаются центральным звеном учебнойдисциплины, но роль инструкторов как педагогов и их профессиональныхпедагогических стилей и методов редко подвергается сомнению или изучается[175].

Современная система преподавания в мастерских относится к 1900–1914годам, когда этот альтернативный способ обучения проектированию отделился отпредыдущей традиции ученичества и университеты стали единственнымипоставщиками архитектурного образования [181]. По данным А.Б.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее