Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Генисаретский отмечает, что«отношение между проектированием и культурой тоже не дано само по себе, аявляется избранной проектной позицией» [33].Вопросамикультурыпроектнойдеятельностиипроблемамиееформирования в нашей стране занимается ряд авторов: В. Боюр, Т.Ю. Быстрова,В.Д. Васильева, М.М. Калиничева, О.В. Каукина, Е.Б. Коробий, В.И. Кулайкин,В.П. Наумов, Д.В. Наумов, А.А. Сидоров и др. При этом культура проектнойдеятельности не относится только к дизайну как сфере профессиональнойдеятельности, она междисциплинарна [126]. Тем не менее дизайн — одна изнемногихсфердеятельности(нарядусархитектуройитехническимпроектированием), которая начиная с момента своего зарождения как теории(конец XIX века) и профессиональной деятельности (начало XX века) носитпроектный характер, и ключевым видом деятельности будущего специалиста вобласти дизайна является именно проектная деятельность.
Эта особенностьдизайн-проектирования роднит его с проектированием архитектурным. Даже всистеме классификации пространственных искусств по Б.М. Неменскому дизайнвместе с архитектурой принадлежит к одной группе — конструктивные искусства[90]. Дословный перевод слова «дизайн» с английского языка на русский —«план, рисунок, чертеж».
В профессиональной среде часто словом «дизайн»обозначают сам результат проектирования, то есть «проект». Дизайн какдеятельность не существует вне проекта, а значит, и вне культуры проектнойдеятельности.Исследователи сегодня рассматривают культуру проектной деятельности вдвух основных ипостасях:1) культура проектной деятельности как общественное достояние;2) культура проектной деятельности как личное качество субъекта-носителяданной культуры.Приведённые значения культуры проектной деятельности взаимосвязаны ине существуют один без другого, ведь носителями любой культуры являются29конкретные субъекты, а в совокупности все их достижения питают культуру кактаковую. Понятие «культура проектной деятельности» вмещает в себя не толькоэргономическую, утилитарную функцию дизайна, но и его эстетическую идуховно-нравственную составляющую.
Этические ценности рассматриваются какоснова эстетического вкуса. На практике сегодня из образовательного процесса ввузе по специальности «Дизайн» часто исчезает глубинное понимание гармонии,как незыблемого закона природы, с точки зрения которого творения человекамогут быть красивы только в том случае, если они не нарушают этого закона.Подобный процесс искажения сути творческой деятельности не может несказаться негативно на результатах профессионального дизайн-образования.
«Навыходе» мы получаем специалиста, способного судить о своей проектировочнойдеятельности только лишь с точки зрения практической пользы и экономическойрентабельности.Соответственно,ниокакойсмысловойнаполненностидеятельности такого специалиста за пределами материального контекста не можетбыть и речи.С нашей точки зрения, эргономическая функция дизайна — этоматериальная основа «настройки» человека на духовное восприятие окружающейсреды, необходимое условие его эстетической чувственности, направленной нанепосредственное эстетическое восприятие гармонии окружающего мира,которое, в свою очередь, ведёт к сопричастности божественному.Эстетическая функция дизайна, как и других видов художественноготворчества, не всегда признавалась теоретиками и практиками существенной:вспомнимтеориюхудожников-производственников,атакжевзгляды,выработанные в середине ХХ века в школе формообразования в Ульме о том, чтодизайн — это проектирование промышленных изделий [57, с.
8–11]. С точкизрения подобного понимания природы дизайна, основными его функциямистановятся эргономичность и экономичность, а эстетические ценности объектовдизайна приравниваются к утилитарным или отвергаются вовсе. Абсолютизацияэргономической функции в 70-х годах XX века в СССР привела кобезличенности, однообразности продуцируемых проектировщиками форм.30Наоборот, чрезмерная эстетизация предметно-пространственной среды без опорына «человеческий фактор» ведёт к невозможности адекватного восприятиячеловеком той же самой эстетики.Принимая во внимание и субъективно-индивидуальные эстетическиепредпочтения, созвучные мироощущению конкретного человека, и объективныезаконы гармонии, пронизывающие всё мироздание, мы заключаем, чтоэргономическаяосновадизайнакакхудожественноготворчестваимеетнеобходимое, но недостаточное значение.
Полноту достижения своих целей,заключающихся прежде всего в преобразовании окружающей предметнопространственной среды в сторону наибольшей созвучности духовному,психологическомуифизиологическомусостояниючеловека,дизайн-проектирование обретает, создавая эстетически гармоничные объекты. Вантропологии св. Григория сказано, что способность человека к творчествуявляется одной из граней проявления в нём образа Божия [159]. Так мы приходимк мысли о необходимости организации рукотворной среды по законам красоты игармонии, по законам природы или, с христианской точки зрения, по законамБожиим.Представим графически наше видение взаимосвязи эргономической иэстетической функций культуры проектной деятельности будущих дизайнеров(рис. 1):Нравственнодуховная сущностьЭстетическая основаЭргономическая основаРис.
1. Пирамида функционально-сущностных характеристик культуры проектнойдеятельности дизайнера31Эстетическая основа дизайна (гармония и духовная созвучность), опираясьв свою очередь на эргономическую основу (удобство, комфорт, польза),«поддерживает»духовно-нравственнуюсущностьдизайнакаксоциальнозначимой деятельности по облагораживанию (гармонизации) искусственногоокружения человека. Духовно-нравственный аспект различных направленийдизайна также рассматривали в своих исследованиях М.М. Калиничева, В.И.Кулайкин, Н.Б. Хохлова и др., указывая на его воспитательный потенциал.Дизайн-проектирование соединяет в себе черты технического проектирования ихудожественного, поэтому современные исследователи определяют дизайн какхудожественно-проектную деятельность, которая имеет черты, роднящие её сискусством [47, 74]. Одной из таких черт является создание в процессе дизайнпроектирования художественного образа.
В основе художественного образа вдизайне, как и в искусстве, лежит духовно-нравственный аспект.Возвращаясь к теме формирования культуры проектной деятельностибудущих дизайнеров, рассмотрим пирамиду её сущностно-функциональныххарактеристик в образовательном контексте (рис. 2):Осознание духовнонравственных целей дизайнераВоспитание эстетического чувстваОбучение принципам эргономикиРис.
2. Пирамида основных целей формирования культуры проектнойдеятельности дизайнера32То есть, начиная с обучения принципам и методам эргономикиприменительно к дизайн-проектированию, мы переходим к воспитанию чувствапрекрасного (теме воспитания эстетического чувства посвящены исследованияИ.А. Бирич, М.Т. Ломоносовой, Б.М. Неменского, В.Г. Телегей и др.), или этицели могут достигаться параллельно в рамках различных дисциплин.
Достижениеэтих основных целей становится базой не только для формирования культурыпроектной деятельности в частности, но и в целом для осознания молодымспециалистом духовно-нравственных подтекстов своей профессии, осмыслениясвоего жизненного предназначения. Безусловно, подобное осознание можетпроизойти только самостоятельно, в рамках самообразования и самовоспитания.Сегодня в педагогической среде термин «культура проектной деятельности»используется для характеристики профессионализма дизайнера и обозначаетвысшую степень способности и готовности к проектной деятельности.
Культурупроектной деятельности будущих дизайнеров Е.Б. Коробий определяет как«уровневую характеристику системы знаний, способов и ценностей, способнуюопределять степень профессионального соответствия бакалавра дизайна, егокогнитивную, ценностную, творческую и системную сформированность» [66].Данное понимание оптимально с точки зрения дизайн-образования и задачформирования культуры проектной деятельности.В рамках данного исследования мы понимаем культуру проектнойдеятельности как сформированную на определённом уровне способностьчеловека воспринимать, интерпретировать, оценивать процесс и результатыпроектнойдеятельностисточкизренияеёэргономико-утилитарной,эстетической и духовно-нравственной значимости в социуме, а такжесамостоятельно и в коллективе осуществлять полный цикл проектирования втой или иной профессиональной сфере.
При этом существуют профессиональныесферы, такие как инженерное и архитектурное проектирование, зародившиесягораздораньшедизайн-проектированияиимеющиедавноустоявшиесяпредставления о ценностях процесса проектирования, на которых базируетсякультура проектной деятельности в производственно-технической сфере. В33современном инновационном обществе проектная деятельность, а следовательно,икультурапроектнойдеятельностипрофессиональныесферы:самопроектирование,педагогическоепроникаетпроектированиепрактическисоциальныхпроектированиеи,вовсесистем,конечноже,проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека,которая относится к сфере дизайн-проектирования.