Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Кузьмина,Ю.А. Кустов, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий и др.), деятельностного (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.),личностно-деятельностного (И.А. Зимняя и др.) и компетентностного (В.И.Байденко, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) подходов к организациипроцесса обучения; теория развития творческого потенциала и креативности(А.Н. Лощил, Т. Любарт, Е. Торренс, М.В. Щербакова); теория контекстногообучения (А.А.
Вербицкий); концепция моделирования и конструированияобразовательного процесса (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.М. Кларин, В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина); теория и историядизайна, дизайнерского образования (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, А.Н.Лаврентьев,В.Ф.Рунге,В.Б.Устин);фундаментальныеиприкладные9исследования по проблемам воспитания эстетического чувства, духовнонравственной культуры, основывающиеся на определяющем значении личностипедагога в становлении творческой личности (Й. Иттен, А.А. Мелик-Пашаев, А.С.Хоменков и др.); теория проектирования и управления проектами (В.Н.
Бурков,Н.В. Матяш, Д.А. Новиков, И.А. Урмина, В.Д. Шапиро и др.); основныеконцептуальные положения исторического подхода в эстетике (Л.М. Брагина,В.В. Бычков, А.В. Иконников, М.А. Марутаев, И.Ш. Шевелёв, И.П. Шмелёв идр.).Методологической основой исследования являются:– общенаучный системный подход, в основе которого лежит рассмотрениеобъектов как систем (Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий и др.);– фундаментальные положения теории деятельности (Л.С.
Выготский,А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);– личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская);– проектный подход (А.В. Горячев, В.В. Гузеев, Д. Дьюи, У.Х. Килпатрик,Е.А. Корсакова, Н.Ю. Пахомова, Н.Ф. Яковлева и др.);– концепция учебно-профессиональной деятельности (В.Н. Белкина, Н.А.Бреднева, И.В. Корякина, Е.С. Кувакина, А.В. Петровский, Г.В. Сергеева и др.);– компетентностный подход (В.И.
Байденко, А.И. Горылев, И.А. Зимняя,Е.А. Пономарёва, Дж. Равен, А.В. Русаков, Ш. Флетчер, А.В. Хуторской, В.Д.Шадриков и др.);– культурологический подход к анализу феномена проектной деятельности(В.Р. Аронов, Т.Ю. Быстрова, В.Ф. Сидоренко и др.);–теоретическиеосновы организацииинженерногообразованияконтексте реального жизненного цикла проектирования (Э. Кроули,вЙ.Малмквист, С. Остлунд, Д.Р. Бродер, К.Эдстрем);– концепция проектно-ориентированного университета (А.О. ГрудзинскийА.Ф.
Хохлов, Р.Г. Стронгин);10– теория сетевого взаимодействия образовательных организаций (Н.С.Бугрова, Д.Д. Катуков, Т.Н. Леван, В.Е. Малыгин, Е.И. Скидан, Н.В.Смородинская);– теоретические основы использования социальных сетей в образовании(О.М. Абрамова, Е.В. Ануфриева, С.Г. Григорьев, О.Л.
Довгий, Н.В. Дулина, Е.Г.Ефимов, А.М. Лещенко, Т.В. Малкова, И.А. Небыков, Е.Н. Павличева, О.Е.Саттарова).Методы: анализ литературы по проблеме исследования, изучениепедагогическогоопыта,моделирование,анкетирование,тестирование,наблюдение, беседа, экспертная оценка, изучение результатов практическойдеятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественныйанализэкспериментальныхданных,методыстатистическойобработкиэкспериментальных данных.Организация и этапы исследования. Исследование проведено в период с2013 по 2017 год и включает три основных этапа:Первый этап (2013 год) включал теоретический анализ и обобщениенаучной литературы, изучение состояния проблемы в практике вуза, проведениепоисковых экспериментов, что явилось основанием формулирования научногоаппарата;такжеосуществлялисьэкспериментальногоисследования,разработкаопределениеиобоснованиекритериевипрограммыпоказателейсформированности культуры проектной деятельности будущих бакалавров имагистров дизайна.Второйэтап(2014–2016годы)включалреализациюпрограммыэкспериментального исследования, проведение констатирующего, формирующегои контрольного этапов эксперимента.На третьем этапе (2017 год) осуществлялись обработка и интерпретацияполученных экспериментальных данных, формулирование выводов, оформлениетекста диссертации и автореферата.11Научная новизна:–разработанаиэмпирическипроверенапедагогическаямодельформирования культуры проектной деятельности обучающихся в условияхуровневого дизайн-образования в вузе (бакалавриат и магистратура), основаннаянапоэтапномосвоенииусложняющихсяпроектныхзадач,кросс-дисциплинарности, и сетевых форм взаимодействия;– предложена классификация образовательных проектов при подготовкебудущих дизайнеров в вузе (по уровню самостоятельности, по срокам, по ролиобучающегося в проекте, по количеству и составу субъектов проектирования, поколичеству решаемых проблем и задействованных областей знаний, по уровню виерархии структурных подразделений вуза, по значимости решаемых проблем, поосновному виду деятельности, по целям, по уровням реализации, по объектампроектирования;–разработаныкритериисформированностикультурыпроектнойдеятельности у обучающихся (будущих дизайнеров) в рамках вузовскойуровневойподготовки:когнитивный,мотивационно-ценностныйидеятельностный компоненты;– выявлены принципы и педагогические условия, обеспечивающиеэффективноеформированиекультурыпроектнойдеятельностибудущихбакалавров и магистров дизайна в вузе.Теоретическая значимость:–внесёнвклад в развитиеконцепциипроектно-ориентированногоуниверситета за счёт разработки форм, методов и содержания деятельностивузовской проектной лаборатории, как частного случая динамически устойчивойпроектной структуры инновационного университета;– разработано инструментальное определение понятия «культура проектнойдеятельности дизайнера», основанное на характеристике сущностной взаимосвязиэргономической,проектнойэстетическойдеятельностиидуховно-нравственнойдизайнера,вкоторойсторонвыделенымотивационно-ценностный и деятельностный компоненты.культурыкогнитивный,12– внесён вклад в развитие проектного и контекстного подхода винженерном образовании посредством интеграции временной и содержательнойструктурыпрофессиональногодизайн-проектированияиобразовательногопроектирования в актуальных условиях отечественной педагогической практикиобучения будущих бакалавров и магистров дизайна;– внесён вклад в развитие компетентностного подхода в отечественнойпрактике дизайн-образования: сформулированы компетенции, являющиесябазовыми для культуры проектной деятельности.Практическая значимость:Результатыисследованиямогутбытьиспользованывузамидлясовершенствования процесса формирования культуры проектной деятельностибудущих дизайнеров, улучшения работы вузовских проектных мастерских илабораторий дизайна в условиях сетевого взаимодействия.Разработанырекомендациидлясистемыповышенияквалификациипрофессорско-преподавательского состава по формированию культуры проектнойдеятельности будущих бакалавров и магистров дизайна.Разработанырекомендациидляадминистративно-управленческогоперсонала вузов, связанные с оптимизацией процесса формирования культурыпроектной деятельности будущих дизайнеров, повышением эффективностиработы проектных лабораторий.Разработанные образовательные программы подготовки обучающихся понаправлению подготовки «Дизайн» («Проектирование», «История искусства,науки и дизайна» - приложения 1 и 2) и модуль программы повышенияквалификации преподавателей «Формирование культуры проектной деятельностибудущих дизайнеров» (приложение 3) могут быть использованы преподавателямив практике вузовского дизайн-образования.Личный вклад автора заключается в разработке педагогической моделиформирования культуры проектной деятельности будущих бакалавров имагистров дизайна; в определении критериев сформированности культурыпроектной деятельности у обучающихся; в личном участии в эмпирической13проверкепедагогическоймоделиформированиякультурыпроектнойдеятельности будущих бакалавров и магистров дизайна, в количественной икачественной обработке результатов исследования; в разработке системысодержательных и технологических требований к образовательным программ имодулям.Диссертационная работа соответствует паспорту специальности 13.00.08 —«Теория и методика профессионального образования»: п.
4. «Подготовкаспециалистов в высших учебных заведениях».Положения, выносимые на защиту:1. Культура проектной деятельности дизайнера — сформированная наопределённом уровне способность воспринимать, интерпретировать, оцениватьпроцесс и результаты профессиональной проектной деятельности дизайнера сточки зрения её эргономико-утилитарной, эстетической и духовно-нравственнойзначимости для социума, а также самостоятельно и в коллективе осуществлятьполный цикл дизайн-проектирования в определённой сфере дизайна (графическийдизайн, дизайн среды, дизайн костюма и др.).2.
Структурапроектной деятельности дизайнера образована тремякомпонентами: когнитивным (знание этапов работы над дизайн-проектом испецифики каждого этапа, понимание их сущности и значения для результатовдизайн-проектирования), мотивационно-ценностным (стремление выполнить всеэтапы проектирования максимально эффективно, самосовершенствоваться отпроектакпроектувкачестветворческой,созидающей,социальноориентированной личности) и деятельностным (умение выполнять каждый изэтапов дизайн-проектирования, применяя методы и техники, соответствующиеконтексту).3. Педагогическая модель формирования культуры проектной деятельностибудущих дизайнеров включает следующие компоненты:– принципы: 1) кросс-предметность в организации проектной деятельностиобучающихся; 2) соответствие формы организации проектной деятельностиобучающихся в вузе форме организации проектной деятельности специалистов на14производстве;3)научнаяобоснованностьпроектнойдеятельности;4)постепенность формирования культуры проектной деятельности; 5) креативностьи творческая инициатива обучающихся в проектной деятельности; 6) приоритетэстетической и духовно-нравственной функций проектирования над материальноэкономической; 7) субъективная значимость проектной деятельности для еёучастников; 8) общественная значимость проектной деятельности; 9) сочетаниеиндивидуальной и коллективной форм организации проектной деятельности.– цель: формирование культуры проектной деятельности будущихдизайнеров соответствующего уровня (бакалавра и магистра);– задачи: 1) динамическое оценивание уровня культуры проектнойдеятельности будущих бакалавров и магистров дизайна; 2) обеспечениеактуальногоопытадизайн-проектированияобучающихся;3)овладениедизайн-проектирования;4)овладениеэргономико-утилитарнойфункциейэстетическойдизайн-проектирования;функцией5)овладениедуховно-нравственной функцией дизайн-проектирования;–организационныйкомпонент:адаптивныеформывзаимодействияучастников дизайн-проектирования (межгрупповые семинары, консультации,брифинги, конференции, коворкинги, мастерские); использование инновационныхIT-технологий и цифровых образовательных ресурсов; организация практикоориентированного образовательного процесса в рамках проектной лаборатории;интеграция профессиональной, образовательной и личностной сред в проектнойдеятельности; традиционные формы организации учебного процесса (лекции,семинары, лабораторные, практикумы, консультации, конференции);–процессуально-технологическийкомпонент:1)педагогическоепроектирование в рамках блока дисциплин, ориентированных на формированиеобщекультурныхиобщепрофессиональныхкомпетенций;2)квази-профессиональное проектирование в рамках блока дисциплин, ориентированныхна формирование профессиональных компетенций; 3) профессиональное дизайнпроектирование в рамках учебной, производственной и преддипломной практики;15– диагностический компонент: критерии оценивания (когнитивный,мотивационно-ценностный и деятельностный), методы и средства оценивания.4.Формирование культуры проектной деятельности обучающихсяопределяется совокупностью следующих педагогических условий:– профессиональная и личностная общность коллектива преподавателей иобучающихся одной или нескольких учебных групп, обучающихся различныхспециальностей и уровней образования;–гетерогенноедеятельностьсетевоевзаимодействие,образовательных,охватывающеепрофессиональныхсовместнуюорганизацийииндивидуальных субъектов во внешней профессиональной мезосреде (сторонниеконсультанты, заказчики, общественные организации, другие образовательныеучрежденияигосударственныеструктуры),внутреннейсредевуза(взаимодействие различных подразделений вуза: полиграфической службы,пресс-службы, факультетов, кафедр и др.), а также личностной микросреде(друзья, члены семьи);– наличие специальной профессиональной готовности профессорскопреподавательского состава к формированию культуры проектной деятельностибудущих дизайнеров в рамках вузовской проектной лаборатории;– творческий характер образовательной среды.Опытно-экспериментальнаябазаисследования.Исследованиепроводилось на базе ВГБОУ ВПО «Российский государственный социальныйуниверситет» (направления подготовки 072500 «Дизайн» — «Общий дизайн»(бакалавриат); «Графический дизайн» (магистратура)).