Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе)

PDF-файл Диссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе) Педагогика (56098): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе) - PDF (56098) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе". PDF-файл из архива "Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиБелякова Татьяна ЕвгеньевнаФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИБУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ13.00.08 — «Теория и методика профессионального образования»Диссертация на соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель —доктор педагогических наук, профессорВоропаев Михаил ВладимировичМОСКВА ‒ 20172ОГЛАВЛЕНИЕВведение ................................................................................................................ 3Глава 1 Теоретические основы формирования культуры проектнойдеятельности в процессе обучения дизайн-проектированию в вузе.................

171.1 Проектный подход в образовании и педагогике ........................................ 171.2 Проблема формирования культуры проектной деятельности будущихбакалавров и магистров дизайна.................................................................................. 331.3 Взаимосвязь формирования культуры проектной деятельности иобразовательных результатов в процессе подготовки будущих дизайнеров .........

521.4 Педагогическая модель формирования культуры проектнойдеятельности будущих дизайнеров в вузе. ................................................................. 65Выводы по главе 1............................................................................................... 93Глава 2 Эмпирическая проверка педагогической модели формированиякультуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе ....................... 962.1 Педагогические условия формирования культуры проектнойдеятельности будущих дизайнеров в Российском государственном социальномуниверситете. .................................................................................................................

962.2 Эмпирическая проверка педагогической модели формированиякультуры проектной деятельности в условиях вузовской проектной лаборатории........................................................................................................................................ 1182.3 Результаты эмпирической проверки педагогической моделиформирования культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе.. 150Выводы по главе 2.............................................................................................

160Заключение....................................................................................................... 163Список литературы. ....................................................................................... 168Приложения .....................................................................................................

1903ВВЕДЕНИЕДизайн как сфера деятельности сформировался в середине ХIХ века, открывс одной стороны новое поле для деятельности в сфере культуры, искусства ипроизводства, с другой — новую сферу научных интересов. За времясуществования дизайна сменилось большое количество взглядов на его сущность,основные функции, закономерности становления и развития. Неизменнымостаётся лишь понимание, что дизайн носит проектный характер, и ключевымвидом деятельности будущего специалиста в области дизайна является именнопроектная деятельность.С 80-х годов ХХ века в науке происходило переосмысление сущностипроектирования как технологического процесса (В.Р. Аронов, Б. Арчер, О.И.Генисаретский, К.М.

Кантор, К.А. Кондратьева, Г.Г. Курьерова, В.Ф. Сидоренко идр.), а также активизировались исследования взаимосвязи предметной среды собразом жизни и культурой. Системно-деятельностный подход, господствующийв 1960-е годы в проектировании предметной среды привёл дизайн к кризисучрезмерной специализации, тогда в теории дизайн-проектирования произошёлпереход к культурологическому подходу, определявшему «проектность» вкачестве парадигмы и одной из основных ценностей нового общественногосознания. Отдельные статьи о культурологическом подходе в отношениипроектирования предметной среды начали появляться еще в 70-е годы(например: В.М.

Розин, 1974). В работах отечественных авторовбылиопределены:–требованиякпроектированиюкаккфункциицелеполагания,отделившейся от практики производства; взаимоотношения проектирования сдругимисоциальнымиинститутами–наукой,искусством,техникой,потреблением и др. (К.М. Кантор и др.);– особенности национальной проектной культуры, возможности сохраненияэтнокультурной идентичности в современном дизайне (К.А. Кондратьева);4– возможности экологической ориентации дизайна (Г.Г. Курьерова и др.);– вклад дизайн-проектирования в развитие культуры (В.Р.

Аронов, О.И.Генисаретский, К.М. Кантор, В.Ф. Сидоренко и др.);– особенности отечественного художественного конструирования поотношению к зарубежным концепциям дизайна (В.Р. Аронов, Г.Г. Курьерова идр.).Несмотря на то что начиная с 90-х годов ХХ века появляются работы В.А.Жукова, Г.Л. Ильина, В.Е. Радионова, В.И. Слободчикова и др.

по общимпроблемам педагогического проектирования, интеграции этих двух направлений вобласти подготовки дизайнеров не произошло. Проблема формирования культурыпроектной деятельности в дизайнерском образовании актуализируется уже в ХХIвеке в связи с присоединением России к Болонскому процессу и введением новыхобразовательныхстандартов,основанныхнакомпетентностномподходе.Значительное количество исследователей в настоящее время (Р.В.

Боюр, Т.Ю.Быстрова, М.М. Калиничева, О.В. Каукина, Е.Б. Коробий, В.И. Кулайкин, В.П.Наумов, Д.В. Наумов, А.А. Сидоров и др.) отмечают, что проблема формированиякультуры проектной деятельности будущих дизайнеров недостаточно разработанатеоретически, но особенно актуальна для современной образовательной практики.Во-первых, существует не решённая до сих пор задача технологизации этаповформирования культуры проектной деятельности дизайнеров с помощьюинструментов компетентностного подхода.

Во-вторых, в современных условияхтребуется дополнительное обеспечение преемственности при переходе отбакалавриатакмагистратуревпроцессепрофессиональнойподготовкидизайнеров; тем не менее имеющиеся работы не рассматривают этот аспект (Е.Б.Коробий, А.А. Сидоров, В.И. Кулайкин и др.).Степень разработанности проблемы исследования. Общетеоретическиеи методологические основы формирования культуры проектной деятельностиспециалиста в области дизайна раскрыты в трудах В.Р.

Аронова, О.И.Генисаретского,В.Ф.Сидоренко,А.А.Сидорова,К.М.Кантора,М.М.Калиничевой, Е.Б. Коробий, В.И. Кулайкина и др. Проблема исследования5проектных способностей обучающихся рассматривается в работах зарубежных(Б. Арчер, И. Иттен, Т. Мальдонадо, и др.) и отечественных учёных (А.Л. Дижур,Т.Л. Стенина, В.А. Чернобытов, В.М. Чигарьков и др.). Вопросы организациипроектной деятельности обучающихся отражены в трудах отечественныхпсихологов и педагогов: Ю.А. Володиной, Г.Л. Ильина, И.А. Колесниковой, Е.Б.Коробий, М.П.

Лапчика, Н.В. Матяш, И.В. Рудомаренко, В.П. Сергеевой, А.И.Шевченко и др. Проблема проектирования педагогических объектов и созданияличностно-развивающего пространства раскрыта в исследованиях Е.А. Алисова,В.Л. Белкиной, И.А. Колесниковой, Л.С. Подымовой, В.К. Рябцева, В.И.Слободчикова и др.Отечественные педагоги профессиональной школы постепенно начинаютзаново осознавать, что коммерциализация мышления современных специалистовприводит к искажению понимания сути профессии, поэтому разрабатываютсяновые методики комплексного обучения и воспитания будущих дизайнеров (Т.Ю.Быстрова, О.В.

Каукина, В.П. Наумов, Р.В. Боюр, М. Коник). Этот процессособенно трудно организовать в условиях сокращения часов на изучениегуманитарныхдисциплинобщеобразовательнойиобщепрофессиональнойнаправленности. Ведь именно они были основой формирования созидающейличности в советскую эпоху.

Достаточное количество современных работизучают формирование отдельных аспектов культуры проектной деятельности(эстетического, эргономико-утилитарного, реже – духовно-нравственного) (В.И.Кулайкин, М.М. Калиничева, А.А. Сидоров, В.Г. Телегей и др.). В данномисследованиирассматриваетсявзаимосвязьэтихосновныхаспектов(функциональных значений) в контексте сохранения традиций отечественнойпроектно-художественной школы, с одной стороны, и компетентностногоподхода в качестве принятого международного языка диалога в сфереобразования — с другой стороны.Сегоднясуществуетпотребностьпрофессиональногосообществавдизайнерах не только как в специалистах узкого профиля, но и какпроектировщиков,обладающихвысокойкультуройпрофессиональной6деятельностидляориентированнымисовременныеработынадмеждисциплинарнымивысокотехнологичнымиисследователи-педагогидизайн-проектами.отмечаютдефицитсоциальноОднакоинтегративныхмеждисциплинарных методик в процессе формирования культуры проектнойдеятельности (О.В.

Каукина, Е.Б. Коробий, В.П. Наумов, Д.В. Наумов и др.).Таким образом, формирование культуры проектной деятельности будущихдизайнеров в вузе сталкивается с рядом противоречий, выявленных в ходеанализа теоретических и эмпирических данных по данной проблеме:– между продолжающимся независимым развитием теории дизайнерскогопроектирования и проектным подходом в педагогике и необходимостьюинтеграции этих систем знания;– между системой обоснования понятия культуры проектной деятельности врамках культурологического подхода в педагогике и необходимостью егоинтерпретации в рамках компетентностного и проектного подходов;–междунеобходимостьюдальнейшегоусилениясамоорганизацииобучающихся в рамках участия в проектной деятельности и недостаточнымтеоретическим обеспечением этого процесса;– между требованием государства к подготовке бакалавров и магистровдизайна и отсутствием системы уровневого формирования культуры проектнойдеятельности, обеспечивающей преемственность при переходе от бакалавриата кмагистратуре;- между потребностью профессионального сообщества в бакалаврах имагистрах дизайна, обладающих высокой культурой проектной деятельности дляработы над современными междисциплинарными социально ориентированнымивысокотехнологичными дизайн-проектами и дефицитом междисциплинарныхпедагогических технологий, обеспечивающих формирование культуры проектнойдеятельности дизайнера на соответствующем уровне.Необходимостьпроблемурешениянастоящеговышеизложенныхисследования,котораяпротиворечийсостоитвопределяетразработке7педагогическоймоделиформированиякультурыпроектнойдеятельностибудущих бакалавров и магистров дизайна.Цель исследования:Разработатьиэмпирическипроверитьпедагогическуюмодельформирования культуры проектной деятельности будущих бакалавров имагистров дизайна.Объект исследования:Проектная деятельность будущих бакалавров и магистров дизайна впроцессе их профессиональной подготовки в системе уровневого образования ввузе.Предмет исследования:Процесс формированиякультуры проектной деятельности будущихбакалавров и магистров дизайна в системе уровневого образования в вузе.Гипотеза исследования:Культура проектной деятельности будущих бакалавров и магистров дизайнаформируется успешно, если:1.Эргономико-утилитарная,эстетическаяидуховно-нравственнаязначимость культуры проектной деятельности дизайнера для социума положена воснову профессиональной и личностной общности коллектива преподавателей иобучающихся.2.В процессе формирования культуры проектной деятельности будущихдизайнеров в вузе осуществляется гетерогенное сетевое взаимодействиеобразовательных, профессиональных организаций, а также индивидуальныхсубъектов, основанное на принципах, отражающих культурологический аспектпроектной деятельности:–приоритет эстетической и духовно-нравственной функции проектированиянад материально-экономической;––общественная значимость проектной деятельности дизайнера;креативность и творческая инициатива в проектной деятельностиобучающихся.83.Проектная деятельность будущих бакалавров и магистров дизайна впроцессе профессиональной подготовки осуществляется в условиях проектнойлаборатории, организационно-функциональное устройство которой имитируеторганизацию профессиональной среды, и в которой осуществляется уровневаясистема проектов и поэтапное усвоение обучающимися усложняющихсяпроектных задач.В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующиезадачи исследования:1.

Выявить теоретико-методологические основы формирования культурыпроектной деятельности в процессе обучения дизайн-проектированию в вузе.2. Разработать педагогическую модель формирования культуры проектнойдеятельности обучающихся в условиях уровневого дизайн-образования в вузе.3. Определитьпедагогическойпринципымоделиипедагогическиеформированиякультурыусловияпроектнойреализациидеятельностибудущих бакалавров и магистров дизайна в условиях уровневого образования ввузе.4. Провести эмпирическую проверку педагогической модели формированиякультуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе.Теоретические основы исследования: теория системного (Н.В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5221
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее