Диссертация (Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися". PDF-файл из архива "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
77].Жиембет-жирау (XVII в.) особое внимание обращает на военно-физическуюзакалку молодежи, клеймит жизнь тщеславных и честолюбивых ханов и визирей,ставивших свои корыстные интересы выше интересов народа. Махамбет Утемисулы (1804–1846 гг.) делает попытку соединить вопросы воспитания молодежи сборьбой за честь трудового народа, осмысливает социальное значение задачивоспитания подрастающего поколения.ПедагогическиевоззренияСуюнбайАрон-улы(1815–1898гг.)многогранны. В стихотворении «Разница между хорошим и плохим» он пишет:Мужественного джигита крепостью можно считать.Заменит умная женщина роду целому мать.Джигит настоящий умеет словом своим дорожить,Доблесть ему позволяет в орлиные выси вспарить …В ряду величайших имен достойное место занимает Чокан Валиханов,выпускник Сибирского кадетского корпуса (Омск), штаб-ротмистр русскойармии, чиновник Азиатского департамента Министерства иностранных дел49России, ученый-этнограф, археолог, путешественник, действительный членРусского географического общества, друг Ф.
М. Достоевского.Чокан Чингисович Валиханов (1835–1865 гг.) – «промелькнувший метеор»(умер в неполные 30 лет) – явление, принадлежащее не только Казахстану, но иРоссии. Исчерпывающим образом данное обстоятельство охарактеризовал Н. Г.Потанин. Валиханов выстроил свою систему мировоззренческих приоритетов.Его мировоззрение было для него основополагающим и носило характер глубокойнациональной ориентации. Центром философии Валиханова был человекобразованный. Валиханов критиковал практику обучения детей кочевниковмуллами и дервишами как не отвечающую подлинным интересам народа.Валиханов высказывался за обучение казахских детей в русских учебныхзаведения, которые привлекали его образовательными программами и методамиобучения. По убеждению Валиханова, только научное («истинное») знаниеформирует в человеке «спасительный дух сомнения» и умение по-настоящемуценить жизнь и материальное благосостояние.
Жизнь, научный подвиг Ч.Валиханова и сегодня служат нравственным ориентиром казахской молодежи.Ибрай Алтынсарин (20 октября/1 ноября 1841 г. – 17 июля/29 июля 1889 г.)– первый казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественныйдеятель, ученый-этнограф, положил начало светскому образованию казахскогонарода.И.
Алтынсарин – последовательный поборник просвещения, отстаивалгуманные принципы и идеалы общечеловеческого образования. Он страстножелал видеть свой народ в ряду цивилизованных народов. Образование онрассматривал не как самоцель, а как средство, как оружие, которым необходимоовладеть молодежи для активной борьбы за преобразование социальной среды.По его мнению, школа должна давать реальные знания, обеспечивающиедостижение целей умственного и нравственного развития личности ребенка.«Надо давать хорошее образование, учить как попало нельзя …», «учебная книгадолжна быть проникнута духом нации» [4, с.198].50Большая часть педагогического наследия Ибрая Алтынсарина отражаетдружбу Алтынсарина с русскими учеными-педагогами, писателями, философами– Н.
И. Ильминским, А. А. Мозохиным, В. В. Катаринским, Ф. М. Достоевским ипронизана идеями этнокультурности и поликультурности [102].На формирование этих качеств у подрастающего поколения казахов былиустремлены помыслы и дела великого казахского педагога-просветителя АбаяКунанбаева (29 июля/10 августа 1845 г. – 23 июня/6 июля 1904 г.) – выдающегосяпоэта, философа, просветителя-демократа, родоначальника новой казахскойреалистической литературы, воспитанного под влиянием, с одной стороны,восточных мыслителей и поэтов (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули,Ибн Сина), а с другой, – русских и западноевропейских классиков.Абай нашел свое призвание в том, чтобы познакомить народ сдостижениями западной культуры.
Он выступал как переводчик и популяризаторзападной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова,поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гете и Байрона.Центром философии Абая был человек, и именно к нему обращается Абай,выступив с великим призывом: «Адам бол!» («Будь человеком!»). Здесьпоявляется его созвучие с великими гуманистами Востока.
Абай об этом пишет:«Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделюили хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное длясвоего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе,потом испить горечь сожаления?». Обратите внимание, как приведенные вышесловаАбаясогласуютсясоднимизкомпонентовфасилитационноговзаимодействия – рефлексивной деятельностью, которую каждый раз в концезанятия организует преподаватель вуза.На склоне лет, познав искушения власти, тяготы земных дел, признаниенарода и потерю близких, Абай написал самое известное произведение –прозаическую поэму «Слова назидания», состоящую из 45 кратких притч ифилософских размышлений по проблемам истории, педагогики, морали и права.51Половина «Слов назидания» (22 из 45) посвящена бичеванию нравственныхизъянов человека.
В шестом слове Абай пишет: «Самое дорогое у человека – этоего сердце. У казахов понятия «мужество» и «трусость» родились от слова«сердце». В народе батыра называют «журектi», что означает «джигит снастоящим сердцем», труса кличут «журексiз», т. е. человеком, у которого сердцеотсутствует… Все лучшие человеческие качества … рождаются сердцем» [1, с.133].«Философская идея Абая «Адам бол!», – пишет профессор К. Ж.Кожахметова, – многогранна и многомерна, и в этом смысле ее возможности вразвитии этнопедагогического миропонимания велики, она помогает осознатьреалии, и с учетом этого устремиться к самосовершенствованию» [102].Абай Кунанбаев призывал свой народ к изучению русского языка и русскойлитературы, к дружбе с русскими.
«Для того чтобы избежать пороков судьбы идостичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русскиевидят мир. Если ты будешь знать язык, то на мир откроются и твои глаза», –писал Абай в двадцать пятом слове своего философского трактата «Слованазидания».Напиши Абай только одну вышеприведенную строку – призыв к дружбе иединению народов, и этого было бы достаточно, чтобы остаться в истории.Гениальная мысль того стоит!Ахмет Байтурсынов (1873–1937 гг.) – редактор первой национальной газеты«Казах», основоположник казахского языкознания, нарком просвещения в 20-егоды ХХ столетия, автор первых учебников по казахскому языку длянациональных школ, создатель казахской терминологии по лингвистике илитературоведению [22].Нургалиев Кумаш Нургалиевич (29 октября 1925 г. – 27 мая 1988 г.) –советский педагог, Народный учитель СССР [168].Ценнейшим источником опыта воспитания казахов является духовноенаследие великого казахского писателя Мухтара Ауэзова (28 сентября 1897 г.– 2752июня 1961 г.), понимавшего воспитание как всеобщую и вечную категорию.
Вэпопее «Путь Абая» – своеобразной энциклопедии жизни казахов – мы находиммассу сведений о взаимоотношениях в семье, старших и младших, самосознаниинарода, воспитательных традициях, сведения этнокультурного характера, мысли онеобходимости их систематического изучения с детьми. Знание детьми родногоязыка и культуры, обычаев, обрядов, традиций, сохранение этнокультурнойидентичности личности наряду с приобщение к ценностям мировой культуры –вот те нравственные заповеди, оставленные в наследство М. О. Ауэзовымказахскому народу.Философско-педагогическиеэтнокультурныеидеиМ.Ауэзоваперекликаются с идеями немецкого педагога Ф. В.
Адольфа Дистервега (1790–1866 гг.), утверждавшего: «Человек – мое имя, немец – прозвище» [66].Вклад ученых Казахстана в разработку проблем формирования гражданскихкачеств личности представлен различными подходами и направлениямивоспитания: семейным (Г. К. Байдельдинова), нравственным (В. А. Ким, Э. А.Урунбасарова, Л. А. Байсерке и др.), этнопедагогическим (С. К. Калиев, Ж. Ж.Наурызбай, С. А. Узакбаева, К. Ж. Кожахметова и др.), гуманистическим (А. А.Бейсембаева, Р. К. Толеубекова и др.), аксиологическим (А. К.
Нургалиева, Б. К.Кудышева и др.)ОсобенностиКазахстана,характеризующегосяполиэтническим,поликонфессиональным составом населения, актуализируют необходимостьвоспитания у молодого поколения стремления и готовности активно участвовать впостроении правового государства и гражданского общества.Значительнуюрольвстановленииказахскойпедагогикисыгралосновоположник русской педагогики К. Д. Ушинский, который много вниманияуделял формированию у учителей профессионально-педагогических качеств.Автор особо подчеркивал, что учитель не должен ограничиваться полученнымизнаниями.