Диссертация (Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися". PDF-файл из архива "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Унего вырабатываются позитивные установки насмыслы и ценности гуманистического порядка.«Я-концепция» обладаетстабильностьюиобеспечивает устойчивыеспособы поведенияИндивидуальностьиуникальность«Яконцепции»«Я-концепция» - этовосприятиечеловекомокружающего мира, егоотражение в сознании изакреплении42Продолжение таблицы 2«Я-концепция» - эторасхождениемеждуимеющимсяопытомконкретного индивида ипринимаемымизокружающегомира,включая психологическиемеханизмы защитыЯ-концепция» - результатсамосознанияразвивающейся личностиПсихологическая защита бакалавров педагогикиможет ему выйти на новый уровень восприятияпроцесса обучения, когда он начинает получатьудовлетворение от самого процесса участия взанятиях, возникающих взаимодействиях ивзаимоотношениях в режиме фасилитации.«Я-концепция» – какрезультат психическогоразвития личности, егорезультат взаимодействияБакалавр педагогики, сознательно включѐнный вобразовательную деятельность вуза, воспринимаяогромный материал образовательной программы,который им осмысливается, подвергаетсяпсихологической рефлексии и, постепенно,принимаетформуустоявшихсяпозиций,установок, привычек, которые и определяют егоактивную педагогическую позицию.Образовательная среда вуза – выступает особоймодельюфасилитационного,творческоговзаимодействия на личностном и личностнопрофессиональном уровнях, объединяя в единуюс окружающей средой,которая определяет егоспособыорганизациивзаимодействийсистему всех субъектов образовательногопроцесса, позволяющая каждому студентупроявлять свою индивидуальную позицию и, темсамым самоактуализироваться.Синергетическое видение педагогической реальности расширяет горизонтысамооценки в личностной Я-концепции и позволяет будущему бакалаврупедагогики, педагогу-фасилитатору в практической деятельности утвердиться:-проектироватьразвитиесистемразличногоуровняорганизации(программы, учебные планы, образовательные проекты, проекты управления этимразвитием);- единство цели, средств и взаимосоглассованность нормативно-правовыхдокументов;43-построитьмодельфасилитационногоуправленияразвитияобразовательной системы;-овладетьпрофессионально-педагогическимикачествамисамоактуализации.Когнитивный компонент Я-концепции – представление индивида о самомсебе, своих знаниях, умениях, навыках, т.
е. формирующихся профессиональнопедагогических компетентностях, проверяется на понимании места и роли«атрибутивного кольца» В. Белича [25]. Владение умением анализа (самооценкой)– важнейший когнитивный компонент формирующейся Я-концепции будущегобакалавра педагогики, педагога-фасилитатора. В монографии «Атрибутивныйанализ педагогической деятельности» Современный учѐный В. В. Белич наглядноотразил методику его применения в обучении. Учѐный отметил, рассуждая опонятие атрибутивного анализа деятельности: «С введением этого понятияудается уточнить понятия цели, процесса, способа, метода педагогическойдеятельности в их взаимной обусловленности» [25].Им было установлено, что структура категориальной схемы может бытьпреобразована в «кольцо», замкнутое на атрибут – «потребность».В обобщенном виде основные компоненты кольца, их функции ивзаимосвязи с атрибутами применительно к фасилитационной деятельностиможно представить следующим алгоритмом (табл.3).Таблица 3.
– Атрибутивное кольцо фасилитационной деятельности(по В. В. Беличу)Потребность → мотив ↓↓ Фасилитация мотивообразующей деятельности↓Фасилитация цели ↓Цель ↓Фасилитация познания предмета ↓Предмет ↓44Продолжение таблицы 3Фасилитация поиска метода деятельности ↓Метод ↓Фасилитация средства ↓Средство ↓Фасилитация реализации↓Результат ↓Фасилитация рефлексии ↓Предвосхищение будущей потребности ↓Потребность →мотив ↑В схеме В. В. Белича предположительно определено место фасилитатора,раскрывается собственно механизм фасилитации, направленный на фасилитациюмотивообразующей, целеобразующей деятельности. Данный алгоритм положен воснование технологии фасилитации.Знание синергетических основ образования и применение их в практике,отмечает Р. С.
Димухаметов, расширяет «горизонты» Я-концепции будущегобакалаврапедагогикифасилитационной,противоречийиориентируетрефлексивнойобразовательнойиегоспособомсистемы,сделатьэтуопределенияфакторомихдеятельностьпродуктивныхконструктивногоразрешения, направленного на фасилитацию саморазвития педагога и в целомсистемы.Универсальностьзаконовразвитияобразовательногопространствапозволяет организовывать и реализовывать процесс проектирование развитиявоспитательно-образовательных систем, учитывая принцип фасилитации.Историяпедагогикииобразованияубеждает,чтофилософско-педагогическая мысль обладает уникальным качеством проникать в культурудругого народа, пополняться ценными приобретениями.
Поэтому особую роль45для нас играют философские и педагогические воззрения гуманистов Востока(Аль-Фараби, Низами, Рудаки, Бобур и др.), основоположника педагогики Я. А.Коменского,основоположникарусскойпедагогикиК.Д.Ушинского,итальянского педагога Марии Монтессори и других, так как в результатевзаимообогащения, синергетического проникновения культур тюркоязычныхнародов Поволжья, Востока, Средней Азии и Казахстана, взаимовлиянияантичной, Западно-Европейской философской мысли и пр.
сформироваласьособенная культура, особая философия, особая этика, т. е. собирательная,синергетическая модель качеств человека.Ученые В. П. Бранский и С. Д. Пожарский, Е. Н. Князева [34;95; 96; 97; 98].,С. П. Курдюмов и др. отмечают, что синергетика предполагает примиритьвосточный и западный типы мышления и мировосприятия, ценностномировоззренческий плюрализм и диалог культур и цивилизаций.В настоящее время в мире более 157 млн. чел., говорящих на тюркскомязыке.Этообстоятельствоподчеркиваетособуюзначимостьнашегоисследования. Ученые И. С. Бестужев-Лада, З.
М. Большакова [32]. Е. В.Бондаревская [33], И. Д. Демакова [59], Н. Л. Селиванова [131], Н. Н. Тулькибаева[212], Н. Е. Щуркова [240], Н. Д. Хмель [231] и другие утверждают, чтообразованиедолжнобытькультуросообразным.Этойточкизренияпридерживаются этнопедагоги К. Ш. Ахияров [21], Г. Н.
Волков [40], К. Ж.Кожахметова [101; 102], А. З. Рахимов [189] и др., которые в народной педагогикеоткрыли общие черты, соединяющие и обогащающие народы.К. Д. Ушинский, с трудами которого был хорошо знаком ИбрайАлтынсарин, утверждал, что каждый народ создает свою собственную системуобучения и воспитания со своими национальными чертами и творческимипроявлениями, считал невозможным подражать или механически переносить внее принципы воспитания других народов, не отрицая возможности использоватьэти достижения в области педагогики других народов.46Педагогические идеи восточных мыслителей основополагались на идеяхислама.
Ислам – сравнительно молодая религия. Нравственные нормы,предписываемые исламом, весьма многочисленны: правдивость, надежность,верность, искренность, вежливость, корректность, правила ведения беседы испора, сила нравственная и физическая, терпимость и умение прощать,скромность, достоинство и самоуважение, стремление к самообразованию иинтеллектуальному самосовершенствованию, желание посвятить свою жизньдобрым делам и пр. Согласно установлениям ислама, при воспитании ребенканеобходимоучитыватьследующиеаспекты:религиозный,нравственный,физический, психологический и интеллектуальный.
Соответственно требованияисламских философов, писателей, предъявляемые к учителям, были достаточнострогими.Абу-Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби (870–950 гг., родился на территориисовременного Казахстана) – философ, ученый-энциклопедист, один из главныхпредставителей восточного аристотелизма, Аль-Фараби к чертам характерачеловека как результату воспитания и самовоспитания относил: смелость,мужество, дружелюбие, щедрость, остроумие, правдивость. НравственноевоспитаниемолодежиАль-Фарабиставилнапервоеместо,котороеучителю:еслиучительвырабатывается многократными упражнениями.Аль-Фарабивыработалтребованиякнедобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или невыполняет их, то не заслуживает уважения и занимаемой должности; не каждыйчеловек способен руководить другим и не каждый способен побуждать другого ксовершению соответствующих действий; норма поведения преподавателязаключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ничрезмерного потворства, т.
к. суровость восстанавливает против наставника,потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаваниюи его науке [2].47Интересную работу по изучению философского наследия тюркскихмыслителей-гуманистов проводят ученые Татарстана под руководством докторапедагогическихнаук,профессораР.Ш.Маликова,посвятившиесвоиисследования творчеству средневекового просветителя Юсуфа Баласагуни (жил вXI в., родился в средневековом городе Баласагун в Чуйской долине (Казахстан,Семиречье).Главной целью воспитания, по мнению Г. Баруди, является воспитаниечеловека, полезного члена общества.
Образ учителя-наставника занимаетпочетное место в художественных произведениях Закир Хади (род. в марте 1863г.).Волкова Л. М. в диссертационном исследовании «Влияние античнойпедагогической мысли на тюркский средневековый утопический гуманизм» [41]проследила, что представления тюрков об идеальной личности обосновывалисьтакими качествами, как справедливость, знание, рассудительность, мудрость,правдивость, бесстрашие, добродушие, мужественность, честь и достоинство [41].Профессор К.
Ж. Кожахметова в монографии «Казахская этнопедагогика:методология, теория, практика» представляет ряд мыслителей, педагогов, которыеоказали существенное влияние на формирование теории и практики воспитаниямолодого поколения казахов [102].Махмуд ибн Аль-Хусейн ибн Мухаммед аль-Кашгари (1028 или 1029–1101или 1126 гг.) известен благодаря созданному им «Собранию тюркских наречий»(Диван Лугат ат-Турк) – словарю-справочнику тюркских языков о хозяйстве ибыте, языках и фольклоре, этнографии и культуре тюркских народов, выразилосновную направленность общественной жизни тюрок, обращенную к духовнонравственным основам человека.
Понимание слитности человека и Вселенной,индивида и мироздания, души и тела, духа и сердца воплотились внравственности. В труде М. Кашгари красной нитью проходит идея единствачеловека и природы, обращенность, прежде всего, к духовно-нравственнымосновам человека.48Учение Ясави (Иассауи) Ходжа Ахмеда (1093–1166 гг.) – духовногонаставника всех мусульман Востока представляет интерес с точки зрения идеи овоспитании совершенного человека, воспитания таких качеств личности, кактерпеливостьитерпимость,осознаннаясдержанность,выдержанность,благодарность, удовлетворенность (в смысле противоположности ненасытности,алчности).
В трактате «Диван-и-хикмет» («Книга о премудрости») бедных ипростых людей призывает к аскетизму и терпению. Озабоченность проблемойразвития духовности личности Ясави Ходжа Ахмед выразил в следующихстроках:Благовоспитанность покинула народ,Изящных девушек бесстыдство охватило.Где стыд – там нравственность, – сказал пророк,– Бессовестность – всеобщая могила [1, с.