Диссертация (Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися". PDF-файл из архива "Подготовка бакалавров педагогики в системе высшего профессионального образования к фасилитационному взаимодействию с учащимися", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Калиев): «Настоящий джигит имеет восемь гранейкачества: умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкость в беде,смелость в бою, знание генеалогии своего рода, наличие поэтического дарования,находчивость и остроумие» [19].37Пословицы и поговорки – кладезь мудрых мыслей народа. Русские говорят:«На пословицу ни суда, ни расправы». Казахи вторят: «Хорошее слово – душеопора» [19]. Внимательное прочтение казахских пословиц и поговорок позволяетпредполагать, что в них уже заложены ориентиры воспитания, этические нормы(кодекс) личности бакалавра педагогики.«Нет жизни без знания, нет знания без учения».«Подружись с наукой – всего достигнешь, сдружишься со злом – головупотеряешь».«Учителя почитай, как отца родного».«У знающего учителя, и ученики всезнающие».«Имя мастера остается в его творениях, имя ученого остается в его книгах»[19].Пословицы и поговорки раскрывают многие стороны межличностногообщения, забота о котором составляет суть фасилитационного взаимодействияпедагога-фасилитатора.Конечной целью официальной научной педагогики и психологии было иостается воспитание совершенного человека, гармонично развитого [79; 113;118;141; 142; 119; 117; 200; 225 и другие].«Казахский народ, – пишет К.
Ж. Кожахметова, – всегда имел свой идеалсовершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этойцели» [101; 102]. За многие века сформировались нормативно-ценностныекачества человека в представлении народа, необходимые для достижения цели:образ настоящего джигита и образ девушки, определены социальные ролипредставителей старшего поколения. Воспитание «совершенного» человека былои остается конечной целью воспитания. И всякий раз свои действия мы сверяем склассиками философской и педагогической мысли: Аристотелем, Демокритом,Дистервегом, Конфуцием, Сократом, Аль-Фараби, Ибраем Алтынсариным, АбаемКунанбаевым, Ахметом Байтурсыновым и др.
Их заветы мы относим к числуобщечеловеческих ценностей. Поэтому в основу современного процесса38социализации и воспитания бакалавра педагогики, педагога-фасилитатора долженбыть положен весь мир человеческой культуры.Ценностные ориентации личности педагога являются одной из главных,«глобальных» характеристик, а их развитие – основная задача гуманистическойпедагогики. «Формирование психосемантических паттернов педагога, – пишет Л.В. Блинов, – направляется …воздействием мировоззренческих ценностей,ценностями отношений человек-природа, области межличностных отношений…»[31].В помощь педагогам разработаны и утверждены законодательные инормативные акты, приняты программы, рекомендации по воспитанию иобучению детей толерантности, ненасилия, правовой культуры [107; 108; 110;111].Однако, разрабатывая модель подготовки бакалавров педагогики кфасилитативному взаимодействию с учащимися, нелишне обратиться к истокамтого родника, откуда можно извлечь животворящий огонь для современнойпедагогики, даже несмотря на то, что в настоящее время профессиографияпедагогического труда насчитывает свыше 100 личностных и профессиональнозначимых качеств педагога.
Конечно, это значительно усложняет как сам процессизучения профессии, так и подготовку к ней.«Однойизглобальныхпроблемсовременнойпедагогическойдействительности Казахстана, требующих безотлагательного решения, являетсяпроблема воспитания детей. … Наиболее верным выходом в решении этойпроблемы … может стать обращение к этническим истокам, к народному опыту ввоспитании детей, накопленному и испытанному на протяжении многих веков», –пишут К.
Ж. Кожахметова, Л. С. Сырымбетова, Б. Х. Жубанова [101].В модель подготовки бакалавров педагогики, готового к выполнениюфасилитативного взаимодействия с учащимися, на наш взгляд, необходимовключить качества личности человека, идущие из глубины веков – от Конфуция,Сократа, Аристотеля и др., педагогов эпохи Возрождения, Нового и Новейшего39времени до классиков педагогики советского периода (В. А.
Караковский, А. В.Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, М. Н. Скаткин, С. Т. Шацкий идр.), а также учитывать современную Я-концепцию личности студента – его«аксиологического стержня» (В. А. Сластенин) [203].Кратко рассмотрим суть Я-концепции выпускника-бакалавра педагогики.«Я-концепция» – это система осознания человеком своей сущности, егопредставленийосамомсебе:осознаниесвоихкачеств(физических,эмоциональных, интеллектуальных, иных). Она включает также самооценку.Первые теории, описывающие «Я-концепцию»:- теория У.
Джеймса (две стороны «Я» (Self): а) субъектная и объектная.Одна сторона личности – есть «сознающая Я» (I); в) которая осознается - «Я какобъект» (Ме).Автор, в структуре личности выделил четыре составляющие, которыерасположил в следующем порядке: от низшей – к высшей, от физической – кдуховной (табл. 1).Таблица 1. – Представление о «Я-концепции» У. ДжеймсаСоставляющие ЯКраткая характеристикаСубъективное бытие человека.
Его философские,религиозные, политические, нравственные установки.Отождествляемый с собой окружающий мир (его дом,Я-Материальноесемья, друзья, собственность, пр.).Уважение и признание, получаемое человек вЯ-Социальноеобществе.Тело человека и его первичные биологическиеЯ-Физическоепотребности.«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трехЯ-Духовноепроцессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений ипр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своихмыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними).В рамках каждой из указанных составляющих учеными выделены трикомпонента: когнитивный (представление индивида о самом себе), оценочный40(эмоциональная оценка образа Я) и поведенческий (поведенческие реакции илидействия, вызванные знаниями о себе и отношением к себе).По мнению многих ученых (И.
С. Кона, К. Роджерса, У. Джеймса и др.), «Яконцепция» играет важную роль в жизни личности и выполняет нескольковажныхфункций,способствующихразвитиюличностичеловека,егосоциализации:- обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействиясреды сопоставляются с «Я-концепцией» личности;- определение характера особенности жизненного опыта. «Я-концепция»действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию илизадерживающий ее;- источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяетпрогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение,завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок можетреализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном:«Реальное Я», «Идеальное Я», «Зеркальное Я».Особенностями конструктивного мышления как когнитивного компонентаЯ-концепции являются:– восприятие развивающегося мира в его единстве, взаимосвязях;– установка на национальные, этнические ценности при выборе решения,умение просчитывать последствия собственных решений и нести ответственностьза свой выбор;– нетерпимость к насилию и нарушению основных прав человека;– открытость личности к разным культурам, принятие нового;– реализм в подходе к возникающим проблемам, преодоление одномерного«черно-белого» мышления;– пластичность мышления, видение множественности путей преодолениястереотипов;41– учиться на собственных ошибках и уметь извлекать уроки из неудачногоопыта, подвергать его критической рефлексии.Рассмотрим понимание «Я-концепции» с точки зрения К.
Роджерса в нашейинтерпретации через «призму» фасилитации (табл. 2).Таблица 2. – Интерпретация положений «Я-концепции» К. Роджер через«призму» фасилитацииУтверждение К. РоджерсаНаша интерпретация«Я-концепция» – этопредставлениеивнутренняясущностьиндивида,котораятяготеет к ценностям,имеющимкультурноепроисхождениеБудущийпедагог-фасилитатортяготеет кмежличностному общению, желает презентоватьсебя в группе сверстников как представительэтнокультуры, показать «собственное лицо»,быть, а не казаться, креативной личностью.Деятельность по проектированию развитиясистемы должна стать потребностью иинструментом введения новаций и инновацийБудущийпедагог-фасилитатор,однаждыпринявший участие в занятии, проведенном врежиме фасилитации, интериоризует модельдеятельности для собственной практикиПедагог-фасилитатор – уникальное социальнопедагогическое явление.
Бакалавр педагогики,участвуя в разного вида учебных занятий в вузе(лекции,семинарскиезанятия,тренинги,практикумы), вступая во взаимоотношения спреподавателем-фасилитаторомначинаетформировать свое индивидуальное видениеобразовательного процесса. Включая себя ванализ учебных занятий, студент начинаетпроявлять творческую рефлексию и такимобразом, открывает и утверждает в себе новыемотивыкосвоениюпедагогическойдеятельности.Бакалавр педагогики, включѐнный в процессинтерактивногофасилитационноговзаимодействия, естественно и органичнопроходит все стадии социализации (личностнопрофессиональную, коммуникативную, др.).