Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Результаты исследования архивной документации БОУ СПО ВО«Вологодскийобластной(Приложение1.2.9)техникумпозволиликультуры»выяснитьзапериодкаков1985-2011процентгг.студентовхореографической специализации, прервали или оставили учебу по состояниюздоровья, в сравнении с другими специализациями данной специальности(табл.7).Таблица7.Соотношениеколичестваприказовопредоставленииакадемического отпуска, переводах на другие специализации, смены формыобучения и об отчислении учащихся дневного отделения по состоянию здоровья имедицинским показателям на различных специализациях в БОУ СПО ВО«Вологодский областной техникум культуры за 1985-2011 гг.*Хореографическаяспециализация (и всеназвания этойспециализации с 1985г.)Хоровая иоркестроваяспециализация(и все названияэтой специализации с 1985 г.)45,6%от всех отчислений ипереводов зауказанный период13,9%от всехотчислений ипереводов зауказанныйпериодТеатральнаяПТП (и всеБиблиотековеденспециализацияназвания этой ие (и все названия(и все названия специализации сэтойэтой1985 г.)специальности сспециализации с1985 г.)1985 г.)15,2%от всехотчислений ипереводов зауказанныйпериод12,6%от всехотчислений ипереводов зауказанныйпериод12,6%от всехотчислений ипереводов зауказанныйпериод*Примечание.
При исследовании не использовались сведения с указанием опредоставлении академических отпусков, переводе на другую специализацию или формуобучения, а также отчисления в связи с беременностью и родами. Наполняемость групп за этотпериод согласно той же архивной документации в среднем составляла 10 человек.Выяснилось, что почти половина (45,6%) всех случаев прерывания илиоставленияучебыхореографическуюстудентамиспециализацию.зауказанныйКоличествопериодэтихпришлисьслучаевнапревышаетаналогичные на других специализациях в несколько раз.
Таким образом,констатируется ситуация необходимости специального отбора по состояниюздоровья в хореографическом образовании направления народная художественнаякультура и творчество в соответствии с избранной специальностью.49Важным так же является тот факт, что при исследовании не учитывалисьтакие факторы прерывания и оставления учебы, как беременность и роды.Следовательно, речь идет только об ухудшении состояния здоровья в связи симеющими место или возникшими в процессе учебы заболеваниями.
Тот факт, чтоколичествостудентовхореографическойспециализациивременноилиокончательно оставивших учебу по состоянию здоровья значительно превышаетколичество таких студентов с других специализаций, указывает на связь междусостоянием здоровья и содержанием учебной деятельности студентов. В данномслучае ее можно расценить как фактор, оказывающий негативное влияние наздоровье.При анализе содержания вступительных испытаний констатировано такжеотсутствиетестированияспециальныхфизическихипсихосоматическихкондиций абитуриентов колледжа специальности «Народное художественноетворчество» [315, 316, 317, 318, 319, 320, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329,330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 342, 343].
Отсюда возникаетнесоответствие между требованиями техники классического танца и физическимивозможностями учащихся.2. Отсутствиеединыхтребованийкпоступающимвколледжнаспециальность «Народное художественное творчество».Отсутствие единых требований к уровню выраженности специальныхфизических кондиций, а также ограничений по состоянию здоровья абитуриентовколледжей специальности «Народное художественное творчество», допускает кобучениюклассическомутанцулицсразличнойстепеньюприроднойодаренности и физической готовности.Незатрагиваяобластьмедицины,остановимсянаустановлениивзаимосвязей между недостаточной выраженностью специальных физических ипсихосоматических кондиций с проблемами в освоении техники элементовклассического танца (табл.
8).50Таблица 8. Примеры взаимосвязей недостаточной выраженности некоторыхфизических и психосоматических кондиций с проблемами в освоении техникиэлементов классического танцаФизические иЗатруднение в освоении техники элементов:психосоматические кондициинедостаточная выворотностьбедравсе элементы, некоторые невозможно (элементы на 90, rondde jambe en l`aire, petit battement)недостаточно развитыйтанцевальный шагвattement relevé lent 90, battement devellopé, grand battementи все позы классического танцаискривление стопы,недостаточно развитый подъемположение раб. ноги sur le cou-de-pied и все элементы гдеоно используется, relevé, все элементы с подъемом наполупальцы и на полупальцах, все элементы на пальцахнедостаточная гибкостьпозвоночникавсе элементы с подъемом раб.
ноги на 90, перегибы корпуса,port de brasнедостаточный прыжоквсе виды assemblé, jeté, средние и большие прыжки, заноскинедостаточно развитая мелкаямоторикавсе мелкие движения в быстром темпе, например, заноскиКак показывают данные таблицы, каждый из указанных недостатковспециальных физических кондиций оказывает значительное влияние на процессосвоения элементов классического танца и даже целых разделов обучения.Учащимся колледжа специальности «Народное художественное творчество»может стать как абитуриент, имеющий развитые специальные физические ипсихосоматические кондиции, хорошее здоровье, опыт профессиональнойдеятельности и творческую одаренность, так и не имеющий одного, несколькихили всех указанных качеств.
В результате педагог должен добиваться результатовв обучении, независимо от исходных кондиций студента. Как следствие, онсталкивается со следующими проблемами:1) затруднения в формировании профессиональной компетентности вклассическомхудожественноетанцеуучащихсятворчество»,колледжейстрадающихспециальностифизическими«Народноенедостаткамиизаболеваниями, например, нарушением осанки, вегето-сосудистой дистонией, атакже искривлением ног и другими серьезными дефектами;512) затруднения в формировании профессиональной компетентности вклассическомтанцеуучащихсяколледжейспециальности«Народноехудожественное творчество» с отсутствием природной развитости физических ипсихосоматических кондиций, например, ограниченная выворотность бедра,подвижность суставов и позвоночника, недостаточная эластичность мышц исвязок;3) затруднения в формировании профессиональной компетентности вклассическомтанцеуучащихсяколледжейспециальности«Народноехудожественное творчество», обладающих разным уровнем здоровья, развитостифизическихипсихосоматическихкондиций,опытапрофессиональнойдеятельности в едином педагогическом пространстве (группе, курсе, потоке);4) сложности преподавателей в получении стабильного качественногорезультата в обучении;5) осложнения в формировании у учащихся необходимых компетенций,регламентированных требованиями ФГОС.Эти проблемы вынуждают педагога искать личные пути их решения.Отсюда разнообразие трактовок педагогических приемов и методов, зачастуювступающих в противоречие с методикой преподавания классического танца. «Иллюстративность» процесса преподавания классического танца.Под «иллюстративностью» необходимо понимать процесс преподавания,направленный на формирование представлений о технике классического танца, ане качественных навыков.
Такой процесс складывается благодаря следующемуряду условий.1. Не соответствие объема нагрузки и заданной скорости процессаформирования навыков техники классического танца теории физическойрегулярности и теории формирования физических навыков.Анализируя процесс формирования профессиональной компетентности вклассическомтанцеуучащихсяколледжейспециальности«Народноехудожественное творчество», мы можем опираться на разновременные источники— учебные программы по классическому танцу, учебные пособия, выпущенные52различными сузами и вузами, а также учебниками, выпущенными специально дляучебных заведений культуры и искусства [3, 66, 71, 90, 91, 101, 102, 103, 104,105,156, 177, 178, 180].Анализ данной учебной и учебно-методической литературы позволяетсделать следующий вывод: заявленное содержание учебных программ поклассическому танцу содержит слишком большой объем учебного материала(соответствовавший минимум 4- максимум 5, иногда 6 классам в системеподготовки артиста балета) как в высшем, так и среднем профессиональномобразовании.Например, в учебнике В.А.
Звездочкина [90] на изучение объема материалаклассического танца, соответствовавшего 1 классу в системе подготовки артистабалета, отводится 1 семестр учебного времени, в VII семестре изложен материалсоответствующий уровню высшего исполнительского образования в балете,например, jeté entrelacé, saut de basque и т.д.Как установлено, подобные программы реализовывались в недостаточноэффективных социально-педагогических условиях с точки зрения формированиянавыков в технике классического танца.Согласно официальным документам, часовая нагрузка по дисциплине«Классический танец» для среднего профессионального образования различна вучебных планах разных лет (табл.