Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Там гдепрямо на это не указывается, приведены требования, которые априорипредполагаютданныекомпетенции,например,«воплощатьманеру,совершенствовать технику и выразительность исполнения народных танцев» илизнать «систему и принципы развития психофизического и двигательного аппаратахореографа, специальную терминологию», владеть «методикой преподаванияхореографических дисциплин».Если в тексте требований [274, 277] конкретно не указывается, какогоуровняисполнительскойподготовкидолжныдостичьстуденты,тоэтоподразумевается другими указанными требованиями.
Так, например, в стандартахдлясреднегопрофессиональногообразования«Народноехудожественноетворчество» [277] указано, что студенты должны уметь: «...осваивать техники,манеры и стили исполнения основных элементов (от простейших форм дозаконченной композиции) различных видов танца: классического, народносценического, дуэтного…» [Там же, С. 27]. Если исполнительская подготовка понародно-сценическому танцу в данном виде хореографического образованияпрактически всегда велась в параллели с классическим танцем, т.е.
с нарушениемдидактических взаимосвязей между этими дисциплинами, и поэтому может недаватьточногоуказаниянауровеньисполнительскойподготовкипоклассическому танцу, то дуэтный танец – дисциплина, соответствующая высшейступени исполнительства в системе подготовки артистов балета.Еслижерассматриватьсодержаниевысшегопрофессиональногообразования в отношении классического танца, как продолжение и развитие егосреднего уровня, как это существует в балетном образовании, то тогда на уровнеФГОСдолжносодержанияибытьчеткоевыпускныхурегулированиетребованийвступительныхмеждусреднимиспытаний,ивысшим38профессиональным образованием. Но, как показывает анализ документов, такойпреемственности нет.Наше исследование показало, что процесс обучения классическому танцу ив среднем, и в высшем профессиональном образовании проходит через одни и теже этапы.
Содержание дисциплины «Классический танец» не меняется взависимости от уровня образования, может варьироваться лишь объем изучаемогоматериала.Основныекомпонентыпрофессиональнойподготовкипоклассическому танцу на всех уровнях образования также представлены одинаково.К ним относятся:- исполнительская подготовка;теоретическая-подготовка(приобретениезнанийпотеорииклассического танца);- педагогическая подготовка (приобретение теоретических знаний ипрактических умений по методике преподавания классического танца);- постановочная деятельность (приобретение знаний и умений посочинению и постановке хореографических произведений).Все они заимствованы из содержания балетного образования в периодсоздания «хореографической специализации» в культурно-просветительномобразовании [63].
При этом в балетном образовании данные компонентыпрофессиональной подготовки представлены поэтапно (рис.3).приобретение знаний и умений по методикепреподавания классического танцаприобретение знаний и умений по сочинению ипостановке классической хореографииисполнительская подготовка и в процессе ееосущ ествления приобретение теоретических знанийРисунок 3. Этапность компонентов профессиональной подготовки вбалетном образовании.Важно, что исполнительская подготовка в системе подготовки артистовбалета занимает начальную, среднюю и высшую ступень образования, другиекомпоненты профессиональной подготовки осуществляются только на высшейступени.39В хореографическом образовании в сфере народной художественнойкультуры и творчества эта логичная последовательность нарушена, всекомпоненты профессиональной подготовки представлены одновременно на всехуровнях профессионального образования – и в сузе, и в вузе.На практике это реализуется следующим образом.В хореографическом образовании в сфере народной художественнойкультуры и творчества реализация компонентов профессиональной подготовкиосуществляется в рамках двух предметов - «Классический танец» и «Методикапреподавания хореографических дисциплин», кроме направления учебнойдеятельности «приобретение теоретических знаний и практических умений посочинению и постановке классической хореографии» [277, C.
46], котороереализуются в рамках дисциплины «Композиция и постановка танца» в колледжеи «Мастерство хореографа» в вузах.По данным исследования, исполнительская подготовка составляет 95,3% отобщего количества часов учебной дисциплины. Одновременно с исполнительскойподготовкой проводилось и обучение педагогике классического танца путемпрактических занятий.
На это указывают пояснения к учебным программам [201,202, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217]. Обучение проходило в формеассистирования преподавателю, проведения учащимися части или всего урока,сочинения учебных комбинаций разного уровня сложности. Требования к уровнюпедагогической подготовки по классическому танцу студентов прописывались и вплан-задании по квалификационной практике. Как показывает анализ программыкурса «Методика преподавания классического танца», утвержденной Ученымсоветом факультета искусств, СПбГУП, 1996 г.
[217], содержание требований кпедагогической подготовке по классическому танцу выпускников данного вузасоответствуют аналогичным требованиям в балетном образовании. Но при этомподготовка осуществлялась в рамках очень малого объема нагрузки — 4,7% отобщей нагрузки по дисциплине.Такимобразом,констатируетсяотсутствиенеобходимойлогичнойпоследовательности в реализации этапов профессиональной подготовки по40классическому танцу, а также отсутствие преемственности уровней образования всфере народной художественной культуры и творчества, в отличие от балетного.Об этом свидетельствуют и особенности отбора абитуриентов в колледжах ивузах культуры и искусства.Основным инструментом отбора абитуриентов здесь, кроме экзаменов пообщеобразовательным дисциплинам (до введения ЕГЭ) и ЕГЭ, являетсятворческий конкурс.
Он проводится по классическому, народно-сценическомутанцам и композиции. Основание - Приказ Министерства образования и науки РФ№ 356 от 28.09.09 «О перечне специальностей СПО, по которым при приеме вимеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения СПО иВПО могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или)профессиональной направленности» (зарегистрирован Минюстом РФ 27.10.09 г.,№ 15129.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти, 2009, № 46).Как показывает анализ учебной документации, требования к вступительнымиспытаниям проходят в форме экзаменационных уроков по классическому инародному танцу, а также показа творческой работы по композиции и постановкетанца, как приготовленной абитуриентом заранее, так и в форме творческогозадания приемной комиссии.
Такая процедура творческого экзамена традиционнопроводится как в среднем, так и в высшем профессиональном образовании.Требования к творческим конкурсам разрабатываются самими образовательнымиучреждениями. С ними можно ознакомиться как в печатных изданиях,выпущенных образовательными учреждениями, так и на их официальных сайтах[315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330, 331,332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 342, 343].Анализируя данные требования можно сделать выводы: содержание требований не всегда определено четко - как правило,отсутствуют конкретные задания (состав комбинаций, требования к объемуматериала, который должен знать абитуриент); как в среднем, так и в высшем профессиональном образовании41наблюдается большой разброс в уровне требований между различнымиобразовательными учреждениями, они могут быть как очень низкими, например, вБОУ СПО ВО «Вологодский техникум культуры», где вступительные испытаниявключают оценку специальных физических кондиций, так и исключительновысокими,каквФГБОУВПО«Санкт-Петербургскийгосударственныйуниверситет культуры и искусства», где объем требований к абитуриентам поклассическому танцу составляет объем начального балетного образования.
Внормативно-правовых актах Минобрнауки России формирование содержаниятаких испытаний предоставлено самим образовательным учреждениям. Этопозволяет им ориентироваться на творческие, традиционные, региональные исоциальные особенности состава абитуриентов.Таким образом, требования к творческому конкурсу на вступительныхиспытанияхпоспециальности«Народноехудожественноетворчество»(хореография) не имеют единых критериев.По нашему мнению, разброс в уровне сложности и содержании требованийне позволяет в полной мере реализовывать требования ФГОС.Очевидно, что знания и умения абитуриента по классическому танцуявляются одним из важных критериев отбора, но оптимальный объем этих знанийи умений четко не определен для среднего и высшего уровней образования. Нампредставляется, что эта проблема может быть решена путем урегулированиявзаимосвязеймеждусистемаминачального,среднегоивысшегопрофессионального образования. Неосознанность ведущей роли классического танца в профессиональнойподготовке по специальным дисциплинам.Комплекс исполнительских дисциплин, включенных в профессиональнуюподготовкупоспециальности«Народноехудожественноетворчество»сформировался под влиянием балетного образования.