Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
в п.9 встречаем: «Учебные группыдля практических занятий комплектуются:- по 10-12 человек: по мастерству актера, по классическому танцу идыхательной гимнастике – с раздельным обучением каждого пола на весь периодобучения, а по народно-сценическому - с раздельным обучением в 7-8 классах;- по 5-6 пар: по народно-сценическому танцу на 1-3 курсах, по музыкальноритмическому воспитанию, историко-бытовому и дуэтно-классическому танцам»[285, C.142].Учебные группы для практических занятий по «Внеурочной подготовке ксценической практике» комплектуются в составе 10-12 человек. В этом учебномплане также предусмотрен большой объем часов на индивидуальное обучение повсем предусмотренным видам практик, из всей часовой нагрузки только 100 часов– групповые, при общей нагрузке 1281 час, не считая учебной практики беззанятий на уроках (7 недель) [285].Разделение учащихся по половому признаку исторически обусловленотрадициями балетного образования, содержанием и требованиями методикипреподавания классического танца, которая в женском и мужском классесущественно отличается.
Поэтому раздельное обучение здесь - насущнаянеобходимость, продиктованная спецификой балетного образования.В пояснении к Проекту Концепции Академии русского балета им. А.Я.Вагановой (1994)обусловленаговориться, что «…специфика подготовки артистов балетапредельноиндивидуализированным…профессиональнымобразованием... » [285, С. 151].Таким образом, исполнительская подготовка по классическому танцубудущего артиста балета характеризуется:26- строгой этапностью в формировании навыков техники и четкимиграницами между уровнями и этапами сложности;- взаимосвязью уровней сложности техники с уровнями проявленияпрофессиональной компетентности в классическом танце;- ростом уровня выраженности специальных физических кондиций ипсихосоматических способностей от этапа к этапу;- ростом индивидуализации в становлении исполнительской подготовкикаждого учащегося, соответственно уровням сложности;- неизменно высоким качественным уровнем техники исполнения,независимым от уровня сложности.Сущностным основамисполнительской подготовки по классическомутанцу посвящены ряд работ автора данного диссертационного исследования: [55,56, 62, 63, 65].Физическаяипсихосоматическаяразвитостькаккомпонентпрофессиональной компетентности в классическом танце артиста балета.Важно подчеркнуть, что среди специфических черт балетного образования А.В.Фомкиным указывается ранняя профессионализация и специальная конкурснаяпроцедура приема [285].
Таким образом, с первых лет существования программыобучения танцовщиков определяющим условием являлось физическое состояниеорганизма абитуриента и его соответствие специальным параметрам.Попытки разработать методику отбора детей в хореографические училищабыли предприняты еще в середине прошлого века Н. Дембо (1941) [16, 17, 243].Методические рекомендации были основаны на опыте работы ленинградскогохореографического училища и учитывали в основном физические данные имедицинские показатели абитуриентов. В 1963 г.
М. Иваницкий и С. Холфина [16,17, 243], обобщая опыт работы Московского хореографического училища,предлагают свои методические рекомендации по приему, где предлагалосьучитывать также внешние данные и сценические способности абитуриентов.П. Коловарский в 1974 г. создает фундаментальный труд по ориентации иотбору одаренных детей для профессионального обучения хореографии [16, 17,27243]. Он подошел к проблеме с особой стороны – со стороны учетапсихоэмоциональных качеств ребенка. П.
Коловарским были разработаныспециальные тесты, позволяющие составлять прогнозы относительно степениобучаемости детей и выявлению наиболее способных.По мнению И.А. Баднина, специалиста в области балетной медицины,система отбора одаренных детей должна базироваться на трех ведущих критериях– темперамент, профессиональные данные и физическое развитие ребенка.Вопросам отбора и охраны труда и здоровья артистов балета посвящены многиеего работы [16, 17]. На примере деятельности Академии русского балета им.
А.Я.Вагановой проблемы отбора детей исследовал П.А. Силкин [243].Сегодня вступительные испытания в учреждениях профессиональногохореографического образования включают оценку внешних и профессиональныхфизическихданных,медицинскихпоказателей,особенностейразвития,темперамент и психомоторные характеристики экзаменуемого ребенка [Там же].Одной из основных задач является определение состояния здоровьяпоступающего ребенка. Оно осуществляется комиссией специалистов – педиатра,ортопеда, окулиста, кардиолога и психоневролога. В 1979 г. Министерствомздравоохранения СССР выпущен «Перечень заболеваний, патологическихсостояний,особенностейразвитияителосложения,препятствующихпоступлению в хореографические училища», который действует и в настоящеевремя [243].И.А. Баднин к медицинскому отборочному туру относит и определениеросто-весовых показателей, а такжеопределение функционального состоянияорганизма путем обследования статокинетической системы организма ребенка иего вестибулярного аппарата.
В настоящее время методы определения такихпоказателей представлены в диссертационном исследовании П.А. Силкина [243].Таким образом, система отбора абитуриентов в балетном образованиихарактеризуется следующими факторами:1) возраст профессионализации в балетном образовании – 9-10 лет;2) к обучению допускаются полностью здоровые дети, решение о28пригодностипринимаетсяспециальнойкомиссией,чьядеятельностьрегламентируется медицинскими и иными нормативными документами;3) к обучению допускаются дети, имеющие особые физические параметрытела, обладающие развитыми специальными физическими и психосоматическимикондициями, которые напрямую зависят от природной одаренности.Опыт исполнительского мастерства как компонент профессиональнойкомпетентности в классическом танце артиста балета.
Система ученик –преподаватель характеризуется четким определением пути формированияпрофессиональных компетенций и постоянной связью всех субъектов системыбалетного образования, где работодатель принимает активное участие вподготовке балетных кадров на всех уровнях обучения – школа, училище, вуз.Сценическая практика в театре и концертных программах является неотъемлемойчастью учебного процесса в балетном образовании со второго полугодия первогогода обучения на этапе начального и среднего профессионального образования.Анализ учебной документации ФГОУ ВПО «Академия русского балета им А.Я.Вагановой» позволяет проследить динамику развития исполнительской практикиучащихся в исследуемом периоде (табл. 1).Таблица1.Интенсивностьисполнительскойпрактикивучебнойдокументации 1928 года1928 г. – дисциплина «Сценическая практика», недельная нагрузка (часов в нед.)ШколатехникумС 1-7 классИсполнительскоеРежиссерское отд.Педагогическое отд.(2 года)(2 года)(2 года)1,2,2,1,1,1,11,1---В учебном плане техникума за 1934-1935 гг.
отдельно учебных часов неуказано, но нет оснований полагать, что сценическая практика отсутствовала(табл. 2).Таблица2.Интенсивностьисполнительскойпрактикивучебнойдокументации 1954-1955 гг.1954-1955 гг – дисциплина «Под-ка конц. ном. и произв. пр. в театре», нед. нагрузка – ч/нед.1кл2кл3кл4кл5кл6кл7кл8кл9кл0,511,51,51,5113329Учебный план 1983 г.
содержит уже несколько видов сценической практики(табл. 3).Таблица 3. Интенсивность исполнительской практики по данным учебнойдокументации 1983 г.4/ 1кл. 5/2 кл. 6/3 кл. 7/4 кл. 8/5 кл.ВсегоI к.II к.III к.Всего(школа)(училище)I Внеурочная сценическая практика под руководством педагога, часов в нед.111111572 2 2 2 2 4 292 (100 – гр.(инд.)192 – инд.)II.
Внеурочная сценическая практика в балетных спектаклях и концертных программах, часов внед.22233384 (инд.) 4 4 4 4 4 4448 (инд.)III. Учебная практика без занятий на уроках4 нед.3 нед. 2,4,6 сем5-8кл.Учебный план 1983 г. особенно интересен для исследования пояснениями,где напрямую указано значение сценической практики в учебном процессеподготовки артиста балета.
Так, в п.1 пояснений к учебному плану записано:«…Учебная практика является продолжением учебного процесса и проводитсясилами преподавательского состава…» [285, C. 140]. Там же согласно п. 12пояснений, разрешается использовать из часов, отводимых на «Внеурочнуюподготовку к сценической практике» дополнительно на занятия:- по классическому танцу – 3 ч/нед. в 4-7 кл., 2 ч/нед. в 8 кл.;- по народно-сценическому танцу – 2ч/нед.в 7-8 кл.и 1-3 сем., 1ч/нед. 4-5сем.;- по дуэтно-классическому танцу – 2 ч/нед.
в 1-3 сем., 1ч/нед. в 4-5 сем.В п.19 пояснений указывается: «Внеурочная учебная сценическая практикав балетных спектаклях и концертных программах проводится, начиная со второгополугодия первого года обучения, в течение всего учебного процесса сверх сеткичасов, в объеме, указанном в п. 3 учебного плана» [285, C. 141].Учебные планы последующих лет и по настоящее время существенныхизменений в отношении сценической практики не претерпели.На основе представленных данных можно сделать выводы о тесной связи30учебного процесса со сценической практикой и ее направленностью наприменение приобретенных исполнительских навыков в театре и концертныхпрограммах с первых классов и на протяжении всего периода обучения.Наблюдается единство целей учебного процесса и практики.
Практика какпервичный опыт применения профессиональных компетенций, в балетномобразовании является дополнительным фактором их формирования.Эмоционально-личностныйкомпонентпрофессиональнойкомпетентности в классическом танце – богатство эмоционального проявления втанце, способность и готовность к самовыражению - тесно связаны сисполнительской подготовкой и опытом исполнительства, так как ограниченыарсеналом средств выразительности классического танца, главным из которыхявляется его лексика.
Исполнительскую подготовку в классическом танце можноназвать также и процессом овладения лексикой классического танца - егопластическим языком.Рассмотрев динамику развития содержания балетного образования в Россииот его истоков до начала ХХI века (Приложение 1.1.1), можно выделить несколькоосновных направлений в процессе профессиональной подготовки танцовщиков:собственномузыкальноеисполнительскаяобразование,подготовка,актерское мастерствоизобразительноеискусство,вбалете,искусствоведение,искусство балетмейстера, педагогика балета.
В этих основных направленияхреализуютсяцелиобученияиформируютсяобщекультурные,общепрофессиональные и профессиональные компетенции артиста балета.В процессе обучения состав общекультурных, общепрофессиональных испециальных дисциплин прямо или косвенно связан с исполнительством испособствует задачам подготовки всесторонне развитого специалиста.В балетном образовании присутствует четкая иерархия целевых установок.Содержаниеначального,среднегоивысшегобалетногообразованияраспределены таким образом, что достичь следующей ступени возможно лишь,пройдя предыдущую. Среди специфических черт балетного образованияуказывается и такая – «высшее образование в области балетного искусства31предполагаетобязательноетребованиекналичиюпрофессиональногообразования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации«Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе» [284, С. 9].Объективной становится цепочка: курс начальной балетной школы - среднеепрофессиональное образование - опыт работы в балетной труппе -высшееобразование в области искусства балета.