Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
1):менталитеткультурапрофессиональнаякомпетентностьобразованностьграмотностьРисунок 1. Схема восхождения человека ко все более индивидуальноличностным культурно-образовательным приобретениям [75, С. 13]Согласно словарю методических терминов и понятий Э.Г. Азимова и А.Н.Щукина, компетентность - термин, который получил широкое распространение влитературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов XX века дляобозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности ирешению профессиональных задач на основе жизненного опыта и приобретенныхзнаний, умений и навыков [2].В словаре С.М.
Вишняковой «Профессиональное образование. Словарь.Ключевыепонятия,термины,актуальнаялексика»,профессиональнаякомпетентность – это сформированные на базе общего образования такиепрофессионально значимые для личности и общества качества, которыепозволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видахтрудовой деятельности [46].Профессиональная компетентность является одним из системообразующихкачеств современного специалиста.Идеи и положения в области профессионального образования, в том числе,15профессиональнойкомпетентности, широкорассмотренывтрудахВ.М.Журавского [78], Э.Ф. Зеер [82, 83, 84, 85, 86, 87], А.
Г. Каспаржак [97], П.Ф.Курбушко [142], Никитиной Н.Н. [98], Г.М. Романцева [87, 225], Г.А. Федотова[279] и др. Различные теории о профессиональном образовании, личностномразвитии и профессиональном становлении специалиста исследовали С.Я.Батышев [20, 218], А.С. Белкин [21], В.И. Загвязинский [80], В.С. Леднев [145],А.К. Маркова [155], А.М. Новиков [218], В.В. Сериков [240, 241], В.А. Сластенин[245], И.С. Якиманская [308] и др.В современной педагогической науке установлены основные положениякомпетентностного (В.А.
Болотов [29], В.В. Сериков [240, 241], А.В. Хуторской[297, 298, 299, 300] и др.), программно-целевого (А.Н. Аверьянов [1], В.Г.Афонасьев [12], П.И. Третьяков [261, 262, 263] и др.) и системного (В.Г.Афонасьев [12], В.П. Беспалько [24], И.В. Блауберг [26], А.Д. Урсул [266])подходов в профессиональном образовании.Проблемыпедагогикисреднегопрофессиональногообразованияисследовали Н.А. Морева [172, 173], Л.Г. Семушина [233, 234, 235, 236, 237, 238]и др.Длянашегоисследованияважноопределитьпрофессиональнуюкомпетентность в классическом танце, как качественную характеристикуподготовленности артиста балета.
Для этого необходимо установить сущность исодержание профессиональной компетентности в классическом танце в системеподготовки артистов балета, а также определить особенности традиционноймодели ее формирования.На протяжении XVIII - начала ХХ века профессиональное, т.е. дающеевпоследствииправоиспользоватьполученныезнаниягосударственной (в данном случае императорской) службе,иумениянахореографическоеобразование в России существовало только в форме балетного. Этот видхореографического образования тесно связан с развитием балетного театра вРоссии и его потребностью в подготовке артистических кадров, что широкорассмотрено в трудах многих исследователей балета, например А.В.
Фомкина16[284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291].Содержание балетного образования основано на наследии французской иитальянской школ театрального танца, которое передавалось от поколения кпоколению на протяжении XVIII и ХIX веков и обогащалось новымхудожественным опытом складывающейся русской балетной школы. Весь путьпередачи профессиональных знаний, достаточно подробно и достоверно отслеженв трудах Л.Д. Блок [27], В.М. Красовской [114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121,122, 123] и других исследователей балета.Наряду с содержательными принципами, на протяжении XVIII-ХХ вековскладывалась система балетного образования, истории становления которойпосвящены работы многих исследователей, в том числе А.В.
Фомкина [284, 285,286, 287, 288, 289, 290, 291].А.В. Фомкин указывает на традиционно сформировавшиеся специфическиеособенности балетного образования в России:1)ранняяпрофессионализация,когдаосвоениепрофессиональнойпрограммы начинается в десятилетнем возрасте;2) специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявлениеспециальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками ипринятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;3) наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогамкоторой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки,исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и потелесным (физическим) параметрам;4) обязательная ориентация профессиональной подготовки на требованияработодателей – театров оперы и балета;5) конфликтность целей общего и профессионального образования;противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета игосударственной системой профессионального и общего образования;6) высшее образование в области балетного искусства предполагаетобязательное требование к наличию профессионального образования по17специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» иопределенного стажа работы в балетной труппе [284, C.8].Эти специфические особенности в нашем исследовании рассматриваютсякакоснованиедлявыявлениякачественныхусловийформированияпрофессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовкиартистов балета.Выявление основных компонентов профессиональной компетентности вклассическом танце возможно осуществить, опираясь на материалы Академиирусского балета имени А.Я.Вагановой, как на источник исторических сведений оформировании и развитии учебного процесса, а также пользуясь даннымиучебных планов и программ за период конца ХIХ – начала ХХI в.
[197, 200, 203,204, 207, 285, 310], (Приложение 1.1.1, Приложение 1.1.4, Приложение 1.1.5).Благодаря этим данным, прослеживается динамика развития содержанияпрофессиональной подготовки артистов балета за весь исторический периодсуществования петербургской балетной школы.Анализ данных источников позволил утверждать, что компетентность вклассическом танце артиста балета представляет собой единство теоретикометодическогознания,исполнительскогомастерства,опытаеговоспроизведения и развитого чувственного восприятия классического танца. Всвязисэтим,можновыделитьследующиеосновныекомпонентыпрофессиональной компетентности в классическом танце: когнитивный; технологический; эмоционально-личностный; физическую и психосоматическую развитость; опыт исполнительского мастерства.Рассмотрим содержание каждого из компонентов подробно.Содержаниекогнитивногокомпонентапрофессиональнойкомпетентности в классическом танце и процесс его формирования всистеме подготовки артиста балета.18Особенностью формирования теоретико-методического знания у будущихартистов балета является то, что оно складывается черезпроцесс освоенияпрактических умений, т.е.
через постижение действенно-мышечного механизмаэлементов классического танца – исполнительскую подготовку [284]. Поэтомуэффективностьисполнительскойподготовкивформированиитеоретико-методического знания по классическому танцу играет решающую роль.Контроль за точностью усвоения действенно-мышечного механизмаэлементов классического танца в системе «преподаватель-ученик» традиционноосуществляется через самоощущения исполнителя и педагогическое наблюдение.Однойизпедагогическихзадачвформированиипрофессиональнойкомпетентности в классическом танце артиста балета является трансляция нетолько знаний и умений, но и системы самоощущений исполнителя, связанных ссамоконтролем в процессе исполнительства. Отсюда артист балета долженобладать не только знаниями о теории и методике классического танца, но иоцениватьрезультативностьпроцессасвоегоисполнительства,видетьичувствовать ошибки и фазы их появления, знать методические приемы ихисправления и т.д, т.е.
владеть системой самоощущений, связанных ссамоконтролем в процессе исполнительства. Это также становится возможнымтолько в процессеисполнительской подготовки. [62]. Таким образом, вкогнитивном компоненте профессиональной компетентности артиста балетавыделяется не только знание теории и методики классического танца, но икомплексасамоощущений,направленныхнасамоконтрольвпроцессеисполнительства.Анализ содержания балетного образования позволил выделить еще однусоставляющую когнитивного компонента профессиональной компетентности вклассическом танце артиста балета - базовых основ сохранения здоровья вусловиях исполнительской деятельности.На протяжении длительного времени вопрос сохранения здоровья впроцессеисполнительскойдеятельностинеподвергалсясерьезнымисследованиям. Влияние занятий классическим танцем на формирующийся19двигательныйаппаратребенка,энергетическиезатратыобучающихся,профилактика травм в процессе сценической деятельности и другие вопросыздоровьесбережения в процессе обучения классическому танцу с научной точкизрения до настоящего времени в полной мере не рассматривались.В ракурсе нашего исследования эти вопросы целесообразно рассмотреть вдвух направлениях:1) физическое воспитание как пространство укрепления и сохраненияздоровья в процессе обучения;2) дисциплины профессионального цикла, направленные на защиту иадаптацию двигательного аппарата к специфическим физическим нагрузкам впроцессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу.До 1917 года в содержании балетного образования не зафиксированоучебных дисциплин, напрямую связанных с сохранением и укреплением здоровьяобучающихся.
В учебном плане Единой трудовой школы и ГосударственногоПетроградского Театрального (балетного) училища 1918 г. впервые встречаетсядисциплина «физическое воспитание». Анализ учебной документации 1927-1928гг. ярко демонстрирует поиск новых направлений в подготовке танцовщика,стремление поднять балетное образование на новый качественный уровень всоответствии с веяниями времени. Об этом говорит большое количество новыхдисциплин программы обучения, в числе которых «пластическая анатомия иосновы биомеханики» на исполнительском отделении техникума.
В этот жеучебный план включены и «специальные занятия по пластической анатомии» и«методика обучения с пробными уроками», что свидетельствует о зарожденииосмысленного подхода к изучению классического танца с точки зренияособенностей строения и функционирования двигательного аппарата человека. Впериод 1928-1934 гг. дисциплина «физическое воспитание» или «физическаякультура»вучебнойдокументацииневстречается.С1934г.вобщеобразовательный цикл дисциплин предмет «физкультура» включен вновь,также указана дисциплина «анатомия и физиология». В учебном плане 1954-1955гг.физкультурынет.Скореевсего,необходимостьфизкультурысее20традиционным содержанием в учебных заведениях балетного образованияпериодически ставилась под сомнение в связи со спецификой профессиональнойподготовки.
В результате, физкультура была заменена на предмет «гимнастика»для девочек и «атлетика» для мальчиков (впервые – экспериментальный учебныйплан 1993 г. как факультатив), в 1994 г. физкультура присутствует вобщеобразовательном цикле 1 и 2 года обучения, затем ее заменяет дисциплина«гимнастика и атлетика» (3-5 классы и I курс), целью которых стало развитиефизических данных учеников, необходимых для освоения классического танца[285], (Приложение 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5).Названия предметов, связанных со строением человеческого тела, неотражают прямую связь с классическим танцем, но, на наш взгляд, учитываяспецифику балетного образования, она подразумевалась. В период 1927-1983 гг.необходимость разработки специальных адаптивных мер не была осознаннойнеобходимостью.