Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Профессиональнаякомпетентностьвклассическомтанце,каккачественная характеристика подготовленности артиста балета, представляетсобойединствотеоретико-методическогознания,исполнительскогомастерства, опыта его воспроизведения и развитого чувственного восприятияклассическоготанца.Основнымикомпонентамипрофессиональнойкомпетентности в классическом танце являются:- когнитивный - теоретико-методическое знание теории и методикиклассического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условияхисполнительской деятельности;- технологический – владение техникой танца и исполнительским8мастерством;- эмоционально-личностный – богатство эмоционального проявления втанце, способность и готовность к его самовыражению;- физическая и психосоматическая развитость;- опыт исполнительского мастерства.Уровни проявления: на основе традиционных уровней исполнительскойподготовки артистов балета, определены начальный, средний и высокий уровнипроявления профессиональной компетентности в классическом танце.Критериями оценки и показателями проявления уровней профессиональнойкомпетентности артиста балета выступают: уровень знаний (теории и методикиклассического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условияхисполнительскойэлементовдеятельности);классическогопсихосоматическихвладениетанца);кондицийтехникойуровень(выраженность(техникаразвитияспециальныхисполненияфизическихифизическихипсихосоматических кондиций).2.
Формирование профессиональной компетентности в классическом танцеартиста балета включает в себя теоретическую и исполнительскую подготовку, атакже развитие качеств, определяющих разнообразие эмоционально-личностногопроявления в классическом танце. Исполнительская подготовка занимает особоеместо, так как в процессе ее осуществления происходит формирование другихкомпонентов профессиональной компетентности в классическом танце артистабалета.Исполнительская подготовка по классическому танцу артиста балетапредставляет собой единство содержания, методики преподавания, а такжемотивированной активности обучающихся и условий обучения.
Главная ее цель –формирование качественных двигательных навыков техники.3. Модельклассическомформированиятанцеупрофессиональнойучащихсяколледжакомпетентностиспециальностив«Народноехудожественное творчество» представляет собой систему взаимосвязанныхкомпонентов, обеспечивающих прогнозируемый результат в процессе становления9профессионального мастерства. Она включает в себя: целевой, содержательный,технологический и результативный компоненты.Целевой компонент моделиисполнительскойнаправлен на повышение эффективностиподготовкипутемвосстановленияэтапностиииндивидуализации в ее осуществлении.Содержательный компонент модели включает в себя методики развитияспециальных физических и психосоматических кондиций и дополнительный курсобучения, как вспомогательный образовательный компонент в осуществленииисполнительской подготовки по классическому танцу, объединенные системоймодулей.Технологический компонент модели обеспечивается технологией наиболеецелесообразнойпоследовательностиобразовательнойдеятельности,определяемой системой модулей согласно этапам: адаптационному, основному изаключительному.Результативный компонент модели представляет собой ожидаемый,прогнозируемый результат обучения, находящий свое отражение в качественнойхарактеристикеподготовленностивыпускникаколледжаспециальности«Народное художественное творчество».Главныепреимуществамоделиформированияпрофессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности«Народноехудожественноетворчество»:прогнозируемостьожидаемыхрезультатов обучения, компенсация пробелов в содержании компонентовпрофессиональной компетентности в классическом танце за счет осуществленияболее эффективной исполнительской подготовки, а также направленность наиндивидуализацию процесса ее формирования.4.
Пути повышения эффективности формирования профессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа:- введение в систему отбора абитуриентов заданных физических ипсихосоматических критериев готовности к формированию профессиональнойкомпетентности в классическом танце, а также критериев, выявляющих состояние10здоровья.- устранение различия целевых установок в профессиональной подготовке;- обеспечение целесообразной последовательности в реализации этаповпрофессиональной подготовки по специальности «Народное художественноетворчество»;- установление дидактических взаимосвязей между этапами освоениятехники классического танца и других исполнительских дисциплин и обеспечениеих реализации в процессе профессиональной подготовки;- создание условий для формирования полноценного знаниевого компонентао сохранении здоровья в условиях специфической физической нагрузки впроцессе осуществления исполнительской подготовки.Научная новизна исследования:-раскрытопониманиесущностиисодержанияпрофессиональнойкомпетентности в классическом танце артиста балета;-выявленыхарактерныеуровнипроявленияикритерииоценкипрофессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовкиартистов балета;- определены факторы, существенно влияющие на процесс формированияпрофессиональнойкомпетентностиуучащихсяколледжаспециальности«Народное художественное творчество»;- разработана модель формирования профессиональной компетентности уучащихся колледжа и технологии ее реализации в рамках специальности«Народное художественное творчество»;- определены пути совершенствования формирования профессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности«Народное художественное творчество»;- выявлены условия реализации модели формирования профессиональнойкомпетентности у учащихся колледжа специальности «Народное художественноетворчество».Теоретическая значимость исследования определена тем, что полученные11в ходе исследования материалы обогащают теорию педагогики среднегопрофессионального образования в разделе профессиональной компетентности:- расширено понимание сущности и содержания профессиональнойкомпетентности в классическом танце артиста балета, выявлены уровни еепроявления и критерии оценки.- выявлены и проанализированы факторы, существенно влияющие напроцесс формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжаспециальности «Народное художественное творчество».- определены целевые ориентиры и содержание модели формированияпрофессиональной компетентности у учащихся колледжа, а также теоретикометодическое обеспечение технологии ее реализации в рамках специальности«Народное художественное творчество»;-определеныиобоснованыпутисовершенствованияиусловияэффективности формирования профессиональной компетентности в классическомтанцеуучащихсяколледжаспециальности«Народноехудожественноетворчество».Практическая значимость состоит в том, что разработана технологияреализацииклассическоммоделитанцеформированияуучащихсяпрофессиональнойколледжакомпетентностиспециальностив«Народноехудожественное творчество», получены практические выводы и показан еерезультат;- разработаны рекомендации преподавательскому составу по обеспечениюкачества исполнительской подготовки обучаемых классическому танцу;- разработана и внедрена в практику методика развития специальныхфизических кондиций обучаемых классическому танцу – партерная гимнастика;- разработана и внедрена в практику программа обучения «Партернаягимнастика»;- разработано учебно-методическое пособие «Партерная гимнастика»;- разработан и внедрен в практику дополнительный образовательныйкомпонент исполнительской подготовки по классическому танцу – «Введение в12практику классического танца»;- разработаны и внедрены в практику программы обучения: «Введение впрактику классического танца первого года обучения», «Введение в практикуклассического танца второго года обучения», «Введение в практику классическоготанца третьего года обучения»;- разработано учебно-методическое пособие «Введение в практикуклассического танца первого года обучения»;- результаты исследования смогут быть использованы в хореографическомобразовании специальности «Народное художественное творчество», а также всистеме детского дополнительного образования и в сфере любительскогонародного художественного (хореографического) творчества.Этапы исследования.Исследование проводилось в три этапа.На первом этапе состоялся выбор темы, определена методология и логикадиссертационного исследования, которая выстраивалась в последовательномизучении: сущностиисодержанияпрофессиональнойкомпетентностивклассическом танце в системе подготовки артистов балета; теоретико-методическихосновформированияпрофессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности«Народное художественное творчество»; факторов,оказывающихсущественноевлияниенаформированиепрофессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжаспециальности «Народное художественное творчество» модели формирования профессиональной компетентности в классическомтанцеуучащихсяколледжаспециальности«Народноехудожественноетворчество» и технологии ее реализации.Навторомвнедрениюклассическомэтапемоделитанцепроведенаформированияуучащихсяопытно-экспериментальнаяпрофессиональнойколледжаработакомпетентностиспециальностипов«Народное13художественное творчество» на базе одного из государственных образовательныхучреждений среднего профессионального образования Вологодской области,которая осуществлялась соответственно следующим этапам: подготовительному (2001-2005 гг.): в ходе которого стало возможнымосуществление практической разработки содержания и технологии реализациимодели профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся ГОУСПОВО«Вологодскийобластнойтехникумкультуры»,методикэкспериментальной работы, критериев оценки эффективности и соответствующихпоказателей, а также процедуры эксперимента; констатирующему (с 2005 г.): в ходе которого были установленынегативныеследствияфакторов,существенновлияющихнапроцессформирования профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» иопределена степень готовности учащихся контрольных и экспериментальныхгрупп к осуществлению исполнительской подготовки по классическому танцу; формирующему (2005-2013 гг.): в ходе которого была осуществленапоэтапная реализация модели формирования профессиональной компетентности уучащихся колледжа, соответственно разработанной технологии ее внедрения.Эффективность модели проверялась на каждом технологическом этапе иподэтапе, согласно разработанной системе критериев оценки и соответствующихим показателей, накапливались, систематизировались и обобщались данные,уточнялись содержание, технология и методики экспериментальной работы; заключительному (2013-2015 гг.): в ходе которого была проведенаобработка и анализ полученных данных, выполнена их интерпретация, выявленынаиболее значимые тенденции.На третьем этапе проанализированы материалы, сделаны выводы,литературно оформлена диссертация.Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения,двух глав (6 параграфов), заключения, списка сокращений и условныхобозначений, списка использованной литературы (343 источника), приложений.14Глава 1.
Профессиональная компетентность в классическом танце имодель ее формирования у учащихся колледжа1.1Профессиональная компетентность в классическом танце всистеме подготовки артистов балета, ее сущность и содержаниеСхема восхождения человека ко все более индивидуально-личностнымкультурно-образовательным приобретениям согласно М.Б. Есауловой и Н.Н.Кравченко [75] может быть представлена следующим образом (рис.