Диссертация (Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «Народное художественное творчество»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
9).Таблица 9. Объем учебной нагрузки по дисциплине «Классическийтанец» в учебных планах СПО за период 1980- 2012 гг.годдо 1983 г. 1983 г. ФГОС-1ФГОС-2(2002-2010 гг.)ФГОС-3(2010-2012 гг.)срокобучения2 года 6 2 года 6 2 года 10месяцев месяцев месяцев3 года 10 месяцев3 года 10 месяцевмаксимал обязательные максимальн обязателььнаяучебныеая нагрузканыенагрузказанятияучебныезанятиячасы267Количество327часов444внеделю687по520данной798дисциплине532всреднем53профессиональном образовании представлено в учебно-методических материалахВологодского областного техникума культуры (Приложения 1.2.4, 1.2.5) (табл.10).Таблица 10. Объем учебной нагрузки в неделю по дисциплине«Классический танец» в учебных планах СПО за период 1983- 2012 гг.годФГОС-21983(на базе 10-летнегообразования)ФГОС-3Семестры3456712345671 2 3 4 5 6 78Часов в неделю(групповыхзанятий)4443444433443 4 4 4 3 3 33Часов в семестр24 часа11 7индивидуальна весь период обученияных занятий777529 8 7 1 7 6 650Как видно из приведенных данных, с введением ФГОС-2 и ФГОС-3произошло увеличение срока обучения в целом на один год, но при этомрегулярность занятий осталась в среднем 3-4 часа в неделю на весь срокобучения.
Это, на наш взгляд, недостаточно для качественного закрепленияформируемых двигательных навыков в соответствии с основными законамиформирования двигательного навыка (Н.А. Бернштейн, Ю.Ф. Курамшин, В.И.Попов и др.) [22, 23, 141, 155, 254]. Количество часов, отведенных наиндивидуальные уроки, также не может оказывать значительного влияния напроцесс формирования и закрепления двигательных навыков, так как в течениеодного семестра предусмотрено 2 - 11 академических часов, что в оценкерегулярности составляет примерно от 0,1 до 0,6 академического часа в неделю израсчета в среднем на 17 учебных недель в семестр.2.
Нарушениедидактическихвзаимосвязеймеждуисполнительскимидисциплинами в процессе осуществления исполнительской подготовки.Принесоблюденииэтапностивосуществленииисполнительскойподготовки и нарушении дидактических взаимосвязей между различнымиисполнительскими дисциплинами возникают противоречия в формированиидвигательных навыков и снижается его эффективность.54Так, например, по материалам издания А.Е. Добраш и В.А.
Александрова«Народный танец» [3] можно судить о возможном уровне сложности заявленныхтребований и соотнести их с процессом обучения классическому танцу. Данноеиздание представляет собой, по словам авторов, «методическое пособие,вобравшее в себя опыт внедрения и постановки народного танца в течение I, II иIII года обучения в колледже, может быть использовано в профильных учебныхзаведениях и в самодеятельных творческих коллективах» [3, C. 14]. В этомучебном пособии по народному танцу на первом году обучения в колледжепредлагаетсяизучениематериала,восновекотороголежатэлементыклассического танца, соответствующие 4-5 классу балетной школы (например —flick-flack, мягкий battement (grand battement jeté developpé), сabriole) [19].
В этоже время по классическому танцу учащиеся осваиваютэлементы 1-2 годаобучения (класса) [20]. Подобная ситуация прослеживается и в отношении другихисполнительских дисциплин, что констатируется при сопоставлении содержанияучебников, учебных программ и учебно-методических пособий по классическомутанцу и другим танцевальным дисциплинам [3, 103, 104, 105, 159, 160, 163, 164,166, 171, 172, 173, 175, 200, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212,213, 214, 215, 216, 218, 219, 292, 296, 297]При такой постановке учебного процесса навыки, формируемые в техникеклассического танца, не усваиваются полноценно. Одновременно и техникадругих видов танца не может быть освоена качественно. Формальность оценки результата обучения.Согласно сложившимся историческим условиям, система оценки результатаобучения классическому танцу учащихся колледжа специальности «Народноехудожественное творчество» аналогична системе оценки результата обучения вбалетном образовании.
Традиционно здесь на всех уровнях применялась системаконтрольныхуроковиэкзаменов,гдеуспехиучащихсяоценивалисьпедагогической комиссией. Требования к знаниям и практическим умениямстудентов также определялись согласно критериям балетного образования всоответствии с требованиями методики А.Я. Вагановой [46, 47]. Примером могут55служить «Требования на контрольных уроках и экзаменах по предмету«Классический танец»», комплекс оценочных средств специальности СКД и НХТ,специализация «хореографическое творчество», БОУ СПО ВО «Вологодскийобластной техникум культуры» (2004): «...3 год обучения. III курс. 5 семестр.Владеть техникой исполнения движений экзерсиса у станка на полупальцах.Владеть техникой исполнения больших поз у станка и на середине зала.
Владетьтехникой исполнения полуповоротов и поворотов у станка и на середине зала.Владетьтехникойтанцевальностьюисполненияипроученныхвыразительностьюсреднихисполнения.прыжков.ВладетьВладетьметодикойпроученных движений...» [217, С. 42].Одной из традиционных особенностей балетного образования А.В.Фомкиным названа система промежуточных аттестаций [284], где по оценкеразличных показателей ряд студентов исключаются из числа учащихся. Онахарактеризует хотя и субъективный, но реально работающий механизм оценкирезультативности обучения классическому танцу.
Среди учащихся колледжаспециальности «Народное художественное творчество» отчисления в связи спрофессиональной непригодностью достаточно редки. По данным архивнойдокументации за период 1985-2011 гг. в БОУ СПО ВО «Вологодский областнойтехникум культуры» такое отчисление произошло только один раз (Приложение1.2.9).Но под влиянием внешних и внутренних факторов, оказывающихсущественное влияние на формирование профессиональной компетентности вклассическомтанцеуучащихсяколледжаспециальности«Народноехудожественное творчество» результат обучения не может быть равен результату всистеме подготовки артиста балета, поэтому изложенные требования приобретаютформальный характер.С точки зрения содержания и методики осуществления исполнительскомподготовки по классическому танцу, «иллюстративный процесс преподаваниявлечет за собой: сокращение количества подготовительных этапов в освоении элементов56классического танца, что приводит к несоблюдению строгих методическихпоследовательностей; нарушение последовательности формирования и логики развитиядейственно-мышечного механизма элементов классического танца; нарушение этапности в традиционном структурировании, разделяющемматериал классического танца на уровни сложности и направления развитиядвигательных навыков.Обобщая, можно резюмировать: воздействие представленных факторов наформирование профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество»вызывает следующие негативные следствия (табл.
11).Таблица11.Факторы,оказывающиесущественноевлияниенаформирование профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» и ихследствияВнешние факторы№12345ФакторРазличие и множественность целевыхустановок в профессиональнойподготовкеОтсутствие преемственности вобразовании и нарушениецелесообразной логики в реализацииэтапов обучения классическому танцуНеосознанность ведущей роликлассического танца впрофессиональной подготовке поспециальным дисциплинамОтсутствие возможностей дляформирования знаниевогокомпонента, направленного насохранение здоровья в условиях спец.физ. нагрузок, связанных с исполнит.подготовкой по класс.
танцуОтсутствие условий дляиндивидуализации проф. подготовкиСледствиеЗатруднена реализация целевых установокотдельной дисциплины, ее углубленное(профильное) изучение в рамках специальности"Народное художественное творчество"Нарушена целесообразная логика восуществлении профессиональной подготовкиНевозможна последовательная реализацияэтапов исполнительской подготовки поспециальным дисциплинамНе реализуется потребность учащихся колледжаспециальности "НХТ" в формированиизнаниевого компонента о сохранении здоровья вусловиях специфической физической нагрузки впроцессе осуществления исполнительскойподготовкиНе реализуется потребность учащихся колледжаспециальности "НХТ" в индивид.-ориент. проф.подготовки57Продолжение Таблицы 11.Внутренние факторы2Отсутствие заданных физических ипсихосоматических критериевготовности к формированиюпрофессиональной компетентности вклассическом танце"Иллюстративность" процессапреподавания классического танца3Формальность оценки результатаобучения1Затруднена реализация педагогических задачпо формированию профессиональнойкомпетентности в классическом танце уучащихся колледжа и получение ожидаемогорезультата обученияНевозможно формирование качественныхнавыков техники классического танцаНе реализуется потребность учащихся колледжав объективной оценке уровня своегопрофессионального мастерстваКак следует из представленных данных, внешние и внутренние факторы,оказывающие существенное влияние на формирование профессиональнойкомпетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности«Народное художественное творчество», прежде всего, негативно воздействуют напроцесс осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу.
Таккак исполнительская подготовка является основой для формирования всехкомпонентовпрофессиональнойкомпетентностивклассическомтанце,негативному влиянию подвергается весь процесс ее формирования.Таким образом, под влиянием негативных факторов,качественнаяхарактеристикаподготовленностискладываетсявыпускникаколледжаспециальности «Народное художественное творчество». В соответствии с ней,компоненты его профессиональной компетентности в классическом танце могутбыть охарактеризованы следующим образом.Когнитивный:знаниетеориииметодикиклассическоготанцаскладывается в процессе формирования представлений о технике; знаниевыйкомпонент о сохранении здоровья в условиях специфической физическойнагрузки,связаннойсосуществлениемисполнительскойподготовкипоклассическому танцу, не сформирован.Технологический: формирование навыков техники, как правило, непроисходитдальшеуровняпредставлений;достигнутыйуровеньисполнительского мастерства невозможно предсказать, самооценка его не может58быть объективной.Физическая и психосоматическая развитость: достигнутый уровеньразвитияспециальныхфизическихипсихосоматическихкондицийнепредсказуем, зависит от природной одаренности.Опыт исполнительского мастерства: незначителен.Эмоционально-личностный: богатство эмоционального проявления втанце, способность и готовность к его самовыражению ограничены объемом иуровнем осуществленной исполнительской подготовки и степенью одаренностиучащегося;самооценкакачественногоуровняэмоционально-личностногопроявления не может быть объективной.Такая качественная характеристика профессиональной компетентности вклассическом танце выпускника колледжа свидетельствует о недостаточноэффективномееформированииврамкахспециальности«Народноехудожественное творчество».Таким образом, объективизируется противоречие между необходимостьюформирования профессиональной компетентности в классическом танце уучащихся колледжа и теоретико-методическим обеспечением профессиональнойподготовки по специальности «Народное художественное творчество».Отсюда, в соответствии с гипотезой исследования, автор предполагает, чтоэффективность формирования профессиональной компетентности в классическомтанцеуучащихсяколледжаспециальности«Народноехудожественноетворчество» может быть обеспечена, если:- исполнительская подготовка выступает основой профессиональнойкомпетентности в классическом танце;- качественный уровень исполнительской подготовки в классическом танцеобеспечивается этапностью в формировании навыков техники;- профессиональная подготовка носит индивидуально-ориентированныйхарактер, определяемый индивидуальным образовательным маршрутом каждогостудента, с учетом уровня развития его специальных физических кондиций издоровья.59В следующем параграфе в соответствии с гипотезой исследования,представлена модель формирования профессиональнойкомпетентностиитехнология ее реализации в колледже в рамках специальности «Народноехудожественное творчество».Модель формирования профессиональной компетентности вклассическом танце учащихся и технология ее реализации в колледжеМодель формирования профессиональной компетентности в классическомтанцеуучащихсятворчество»колледжапредставляетобеспечивающихспециальностисобойсистемупрогнозируемый«Народноехудожественноевзаимосвязанныхрезультатвпроцессекомпонентов,становленияпрофессионального мастерства.