Диссертация (Стиль Сергея Козлова образный строй, жанр, контекст)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Стиль Сергея Козлова образный строй, жанр, контекст". PDF-файл из архива "Стиль Сергея Козлова образный строй, жанр, контекст", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиКОВАЛЕНКО МАРИЯ МИХАЙЛОВНАСТИЛЬ СЕРГЕЯ КОЗЛОВА: ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ, ЖАНР, КОНТЕКСТСпециальность 10.01.01 — русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорИ. Г.
МинераловаМосква — 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3-12ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...………13-187ГЛАВА 1. СКАЗКА-МИНИАТЮРА И КНИГА СКАЗОК КАК ЯВЛЕНИЕХУДОЖЕСТВЕННОГОИВНУТРИЛИТЕРАТУРНОГОСИНТЕЗАВСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЕ СЕРГЕЯ КОЗЛОВА: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИКОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ1. 1. Контекст и индивидуальный стиль писателя…………………….…….13-301. 2. Внутренняя форма как образ образа или образ идеи в литературнойсказке Сергея Козлова………………………………………………….…….…31-651. 3. Синтез литературного словесного текста и иллюстрации в книге сказок.Традиция и индивидуальное воплощение……………………………..…….66-108ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….109-111ГЛАВА 2.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ И МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕРЕШЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА С.КОЗЛОВА2. 1. Книга сказок С. Козлова и ее переложение в мультипликационномфильме………………………………………………………………………...112-1462. 2. Способы реализации юмористического и лирического начал в книгесказок и мультфильме……………………………………………………..…147-185ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….186-187ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…188-190СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….191-216ПРИЛОЖЕНИЯПриложение А…………………………………………………………...…..217-228Приложение Б…………………………………………………………….....229-245Приложение В…………………………………………………………….....246-2483ВВЕДЕНИЕСовременная филологическая наука, отвечая на запросы общественнойжизни, культуры и литературы, проявляет высокий интерес к литературе длядетей, представленной в форме литературной сказки, внимание к которойвелико сегодня и у писателей1, и у исследователей-филологов2, и у философов3.Особое место отводят ученые феномену литературной сказки, ее жанровым истилевым особенностям в зависимости от адресата, которым выступают дети4(дошкольники), школьники5, подростки6, молодежь7, взрослые8, в зависимостиот целей и писательских задач художников слова.1Козлов С.
Г. Ёжик в тумане: Сказки. М.: Дет. лит., 1989. 119 с., Козлов С. Г. Правда, мы будем всегда? М.: Сов.Россия, 1987. 128 с., Козлов С. Г. Львёнок и черепаха: Сказка в десяти главах, первую из которых знают все, аостальные — никто. М.: Росмэн, 1994. 127 с., Козлов С. Г. Цыплёнок вечером: Миниатюры. М.: Дет. лит.: Дет.книга, 1993. 56 с., Цыферов Г.
М. Как лягушонок искал папу. М.: Аст, 2009. 366 с., Кривин Ф. Д. Полусказки.Ужгород: Карпаты, 1964. 255 с.,2Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки. АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н Миклухо-Маклая. М.:Наука,1965. 220 с., Брауде Л. Ю. К истории понятия «Литературная сказка». Известия АН СССР // Сериялитературы и языка. 1977. Т. 36 № 3. С. 234., Выгон Н. С.Современная русская философско-юмористическаяпроза: Проблемы генезиса и поэтики: дис. … д-ра филол.
наук: 10.01.01. М., 2000. 439 с., Овчинникова Л. В.Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика), дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01,10.01.09. М., 2001. 387 с., Еремеев С. Н. Русская литературная сказка первой половины XIX века: структурноповествовательный аспект: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Мичуринск, 2002. 186 c., Ларионова Е.
И.Современная турецкая литературная сказка: типология и эволюция жанра: дис … канд. филол. наук: 10.01.03.М., 2009. 259 c., Арзамасцева И. Н. «Супрематический сказ про два квадрата в 5-ти постройках» Эль Лисицкого— смена дискурса детской книги. ILCEA, 2015. 21 с., Минералова И. Г. Детская литература. М.: Юрайт, 2016. С.333.3Халуторных О.
Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (Соц.-филос. анализ): дис. ... канд.филос. наук: 09.00.11. М., 1998. 141 c., Павлютенкова И. В. Сказка — философско-культурологический анализ:дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. Ростов-на-Дону, 2003. 135 с., Мулляр Л. А. Авторская сказка: Философскоантропологические смыслы: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 2006. 147 с.4Ларионова Е.
И. Современная турецкая литературная сказка: типология и эволюция жанра: дис … канд.филол. наук: 10.01.03. М., 2009. 259 c., Маленова Е. Идеологическая цензура в литературе для детей вЧехословакии (1940-1990-е годы): на примере журнала «Mateřídouška» // Детские чтения 2 (006). Спб.:Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург).
С. 399-411.5Долженко Л. В. Объективация эмоций детей-персонажей в произведениях А. П. Гайдара для детей.Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 9(43). Декабрь 2015. С. 27-30.URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 02.09.2017), Долженко Л. В., Драгайцева Д. Г. Круг чтения младшегошкольника: инвариант и варианты.
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции«Мировая словесность для детей и о детях», 29-30 января 2015 г., МПГУ / науч. ред. И. Г. Минералова.Ярославль, 2016. С. 105-110.6Матвеева Е. О. Диалог автора со временем и собой как сюжетообразующее начало в современнойотечественной прозе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Мироваясловесность для детей и о детях», 23-27 июня 2014 г., МПГУ / науч. ред. И. Г. Минералова.
Ярославль, 2015. С.49-53., Челюканова О. Н. В. В. Медведев и детская проза 60-80-х годов ХХ века / О. Н. Челюканова:монография. Арзамас: АГПИ, 2014. 190 с., Челюканова О. Н. Художественный внутрилитературный синтез вразвитии русской прозы для детей и юношества 50-80-х гг. ХХ века: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. М.,2015. 412 с7Матвеева Е. О. Познание мира как путь к постижению себя в прозе Марины Москвиной. Сборник материаловXIX Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях», 3-4февраля 2014 г., МПГУ / науч. ред. И.
Г. Минералова, 2014. С. 113-116.8.Завгородняя Г. В. Алексей Ремизов: стиль сказочной прозы. Ярославль: Литера, 2004. 196 с.4Актуальность исследования определяется неослабевающим вниманиемсовременных филологов, историков литературы к экспериментам в областикниги для детей, которые интенсивны в ХХ веке, в частности, к стилюС. Г. Козлова (1939-2010), творчество которого расширяет представления ожанрово-стилевых исканиях детских писателей ХХ века, но до сих пор еще нестановилось предметом специального исследования, которое способствуетпониманию особенностей индивидуального стиля писателя, с одной стороны,стиля эпохи, с другой, и, несомненно, осмыслению роли синтеза каквнутрилитературного, под которым понимаются «процессы взаимообмена ислияния, протекающие между прозой и поэзией»9, так и синтеза иллюстрации исловесного художественного текста.
Причем, как показывает практика,игнорирование некоторых компонентов стиля приводит к искажению вописании наследия как самого С. Г. Козлова, так и его современников(Р. Г. Сефа, Г. М. Цыферова) и других детских писателей ХХ века.Степень изученности проблемыТворчество С. Г. Козлова до сих пор исследовано филологами вограниченном ряду авторов литературной сказки второй половины ХХ века.Исследователи обращают внимание на особенности проблематики, зооморфныхперсонажей, на аспекты нравственных уроков, преподносимых ими.
При этомчастотно определение сказок писателей как «философских». Понимая, чтовопросжанраисинтезажанровобъемный,обратимсякнемувсоответствующих параграфах.Творчество писателей, входивших в детскую литературу одновременно«командой», важно изучить не только как явление эпохи (1950-1990-е гг.),которая чрезвычайно динамична, но обратиться к исследованию творчестваС. Г. Козлова, уже становившемуся материалом и объектом исследования10.9Минералова И.
Г. Детская литература. М.: Юрайт, 2016. С. 177.Тихомирова А. В. Нарративная стратегия современной философской сказки. Сюжетная экспликациякоммуникативных девиаций в современной литературной сказке. Жанровые особенности философской сказки врусской литературе второй половины XX — начала XXI вв.: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01.
Ярославль,2011. 181 c., Нежинская Д. М. Мотив смерти в сказке С. Г. Козлова «Правда, мы будем всегда?» / ВестникСПбГУ. Сер. 9. Вып. 4, 2014. С. 111-118.105Однако тема нашей работы «Стиль Сергея Козлова: образный строй, жанр,контекст»,чтообязываетотказатьсяотсобственномонографическогоисследования и требует постоянного сопоставления с предшественниками исовременникамитерминологией.автора.ВЗаявленнаясвоемтемаисследованиипобуждаетмыопределитьсяпридерживаемсяспозицииА.
Ф. Лосева о том, что собой представляет стиль, и берем его определение какрабочее понятие. А. Ф. Лосев замечал, что поэтика так относится к метафоре,как стиль к употреблению этой метафоры в конкретном произведении: «Учениео метафоре вообще есть поэтика (или эстетика поэзии). Но учение о том, какупотребляет метафору Пушкин или Тютчев, есть уже часть стилистики»11.ВследзаА. Ф. ЛосевымЮ.
И. Минераловопределяет,чтоестьиндивидуальный стиль писателя. «Поэтика и теория стиля — два основныхкомпонента теории литературы12, — говорит в известном труде «Теорияхудожественной словесности» литературовед Ю. И. Минералов. Ученый даетисчерпывающее определение стиля, он пишет, что «поэтика как научнаяотрасль изучает метафоры и иные тропы, вообще художественную образность,а также сюжетику, композиционные приемы и т. п. с “отвлеченной” точкизрения — безотносительно к их модификациям в стиле конкретных художников,в конкретных произведениях, в конкретных контекстах. Ее интересуетповторяющееся, всеобщее, внеиндивидуальное в выразительных средствахлитературы, их внутренней организации... необходима и иная отрасль, котораясделала бы акцент на противоположном — на том, как, какими путямимодифицирует, интерпретирует (то есть “употребляет”) по-своему данныйконкретный художник литературные средства, как он действует, чтобы сделатьвнеиндивидуальное — “индивидуально-неповторимым”, лично-особенным»13.И вслед за А.