Диссертация (“Волшебная гора” Томаса Манна от романа испытания к роману становления)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "“Волшебная гора” Томаса Манна от романа испытания к роману становления". PDF-файл из архива "“Волшебная гора” Томаса Манна от романа испытания к роману становления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиБЕЛЯКОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ«ВОЛШЕБНАЯ ГОРА» ТОМАСА МАННА: ОТ РОМАНА ИСПЫТАНИЯК РОМАНУ СТАНОВЛЕНИЯСпециальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(западноевропейская литература)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорБОНДАРЕВ Александр ПетровичМосква – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................
3–21ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ......................................................................................... 22–176Глава 1. От романа испытания к роману воспитания .............................. 22–48§ 1.1. Ганс Касторп – «готовый герой» романа испытания .......................... 22–31§ 1.2. Потенции романа воспитания и образ Лодовико Сеттембрини ........
32–48Глава 2. От романа воспитания к роману антивоспитания .................... 49–76§ 2.1. «Разнобой и беспорядок» ....................................................................... 49–57§ 2.2. От «пристойности» к «распущенности»: образ Клавдии Шоша ....... 57–64§ 2.3.
Лео Нафта – ментор романа антивоспитания ...................................... 64–76Глава 3. От романа антивоспитания к роману перевоспитания .......... 77–131§ 3.1. Эдвин Кроковский – ментор романа перевоспитания ...................... 77–108§ 3.2. Образ доктора Беренса ....................................................................... 108–111§ 3.3. Ирония – объективация темы перевоспитания................................ 111–121§ 3.4. Питер Пеперкорн – «хозяин противоречий»? ................................. 121–126§ 3.5. «Избыток благозвучий» и традиции «романа о художнике».........
126–131Глава 4. От романа перевоспитания к роману становления ............... 132–176§ 4.1. Процесс индивидуации – сюжетообразующая реальность романастановления ................................................................................................... 132–160§ 4.2. Образ автора в романе ........................................................................ 160–176ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 177–181СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 182–2173ВВЕДЕНИЕНастоящая диссертация посвящена исследованию романа Томаса Манна(1875–1955) «Волшебная гора». Длительный период работы над этойзадуманной в 1913 г.
и опубликованной в 1924 г. книгой – время не толькоглобальных исторических перемен, но и значительной трансформациихудожественныхустановокписателя.«промежуточномположении»познавательномвзаимодействииВероятно,(Х.-Г. Гадамер)текучестиименно«Волшебнойобъективноговэтомгоры»–историческогопроцесса и динамики его субъективного творческого восприятия – причинатого, что подходы к изучению романа могут считаться, по утверждениюавторитетныхнемецкихкритиков1,принципиальнымидлявсего«манноведения» (Thomas Mann Forschung), поскольку во многом организуютего парадигму.Роман «Волшебная гора» анализируется в диссертации главным образомв контексте перманентно актуализируемой в науке о литературе проблемыжанра2, понимаемого вслед за М.
М. Бахтиным как «форма ви́дения иосмысления определенных сторон мира»3. Рассматривая жанр в качествеформально-содержательной категории – «органического единства темы ивыступления за тему»4, ученый обосновывает эстетическую природу егогносеологических возможностей.Историческая типология романа, этого единственного «становящегося и1Koopmann H. Forschungsgeschichte // Thomas-Mann-Handbuch / Hrsg.
von H. Koopmann. Frankfurt am Main:Fischer Taschenbuch Verlag, 2005. S. 993; Kurzke H. Thomas Mann. Epoche – Werk – Wirkung. München: C.H. BeckVerlag, 2010. S. 188.2См.: Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Вестник Московского государственногоуниверситета. Сер. 9. Филология. 1978. № 4. С. 12-18; Чернец Л.В.
Литературные жанры (проблемы типологиии поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.; Тамарченко Н.Д. Методологические проблемы теории рода и жанра впоэтике XX в. // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).М.: ИМЛИ РАН, 2003. C. 81-98; Тюпа В.И. Жанр и дискурс // Критика и семиотика. Вып.
15. Новосибирск,Москва, 2011. С. 31-42; Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учебное пособие. М.: Флинта: Наука,2013. 184 c.3Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 332.4Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. (под маской).Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи.
М.: Лабиринт,2000. С. 310.4еще не готового жанра»5, перманентно сообразующегося с боем «мировыхисторико-философских часов»6, описывается Бахтиным на основе особенностейпостроения образа главного героя. «Тематическая завершенность» каждойжанровоймодификациироманаохватываетсяоткрытостьюего«архитектонической целостности», не позволяющей стабилизироваться ниодной из типологических разновидностей7.КонкретизацияидифференциацияметодологическихпринциповМ.
М. Бахтина применительно к роману Т. Манна позволяет комплексноисследовать многоступенчатую эволюцию личности «вопрошающего» и«взыскующего»8 главного героя, т. е. центральный объект «осмысления»«Волшебной горы», и реализующие его художественные средства.Т. Манн заметил в дневнике, что «Волшебная гора» – «самоечувственное» (das Sinnlichste) из всех его произведений. И добавил: «но вхолодном, сдержанном стиле»9. Парадоксальное на первый взгляд утверждениепроясняется при обращении к более позднему тексту «Фрейд и будущее»(1936).
Отдавая в нем должное знаменательным открытиям З. Фрейда и К. Г.Юнга в науках о духе, Манн особенно подчеркивает вклад их теорий вформированиекультурыумеренного,серединногослова10.Этимконцептуальным положением обусловлена направленность диссертации наанализ жанровой природы романа сквозь призму открытий в сфере глубиннойпсихологии.Каждый новый этап эволюции героя, обусловленный расширением егокругозора и последующей коррекцией жизненной позиции, создает почву длясмены жанрового регистра, включающего иной, более обширный спектрсредств объективации. Текучесть сменяющих друг друга психических5Бахтин М.М.
Роман как литературный жанр // Собр. соч.: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3.Теория романа (1930-1961 гг.). С. 608.6Лукач Г. Теория романа (Опыт историко-философского исследования) // Новое литературное обозрение. 1994.№ 9. С. 48.7Бахтин М.М. Роман как литературный жанр.
С. 611.8Манн Т. Введение к «Волшебной горе» // Собрание сочинений: в 10 т. М.: Гослитиздат, 1960. Т. 9. С. 169.9Mann Th. Tagebücher 1918-1921. Frankfurt am Main: S. Fischer, 1979. S. 396. Здесь и далее цитаты изиноязычных источников приводятся в нашем переводе.10Манн Т. Фрейд и будущее // Путь на Волшебную гору / Под ред. С.К.
Апта. М.: Вагриус, 2008. С. 198-217.5состояний героя значительно осложняет их художественное завершение.Таким образом, в центре диссертационного исследования – динамическийхарактер разворачивающихся в душе Ганса Касторпа психических процессов,осмысляемых–всилуихисторико-культурнообоснованнойбеспрецедентности – не только традиционными, но и новаторскими жанровымиформами.Степень научной разработанности темы. Аналитическая литература,посвященная жизни и творчеству Т.
Манна, нобелевского лауреата и классикамировой литературы, в десятки раз превышает объем его художественного,публицистического, автобиографического и эпистолярного наследия11.В дальнейшем мы остановимся на значимых классических отечественныхи зарубежных трудах по исследуемому в диссертации роману, а такжеобратимся к наиболее цитируемым современным работам.Первая публикация романа «Волшебная гора» на русском языке увиделасвет в 1934–1935 гг. – в рамках шеститомного собрания сочинений Т. Маннапод редакцией В. А. Зоргенфрея (1934–1938 гг.). Р. М.
Миллер-Будницкая,автор вступительной статьи12 (1935) к этому изданию, так характеризуеттворческий путь Манна: исповедующий «фрейдистскую философию искусств»писатель повествует о «крушении всечеловеческой культуры» и, в конечномсчете, оказывается в «бесплодной, выжженой солнцем пустыне»13.
Каждый изперсонажейромана«Волшебнаягора»получаетстрогуюотповедь.Сеттембрини – как прошлое западной цивилизации, мадам Шоша – как еедекадентское настоящее, Нафта – как тоталитарное будущее. Беренс – апологетмеханистического материализма, Кроковский – мистического идеализма.«Снежное»видениеГансаКасторпа–«предсмертныйсон»14капиталистической западной культуры.В статье Е. Г. Лундберга «Путь Томаса Манна» (1936) «Волшебная гора»11Издаваемое в настоящее время «Полное франкфуртское собрание сочинений с комментариями» насчитывает38 томов: тома 1-12 – художественные тексты, 13-20 – публицистика и литературно-критические статьи, 21-28 –письма, 29-38 – дневники.12Миллер-Будницкая Р.М.
Смерть культуры // Манн Т. Собр. соч.: в 6 т. Л.: ГИХЛ, 1935. Т. 1. С. V-XXXII.13Там же. С. XV; VI; XXXII.14Там же. С. XXIII.6удостаивается еще более критической оценки и трактуется как «садистский»роман: «Чем больше их (героев. – Д. Б.) гибнет, чем тяжелее их муки, темпышнее расцветает талант Томаса Манна, тем остроумнее и тем, видимо,здоровее писатель»15.ВступительнаястатьяБ. Л. Сучкова16(1959)кпервомутомудесятитомного собрания сочинений Т.