Диссертация (Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте (на материале семантического анализа имен прилагательных))

PDF-файл Диссертация (Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте (на материале семантического анализа имен прилагательных)) Филология (55334): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте (на материале семантического анализа 2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте (на материале семантического анализа имен прилагательных)". PDF-файл из архива "Категория интенсивности как средство выразительности в современном английском художественном тексте (на материале семантического анализа имен прилагательных)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский педагогический государственный университет»На правах рукописиДЕСЯТСКАЯ СВЕТЛАНА ВАДИМОВНАКАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИКАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМАНГЛИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕСЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)Специальность 10.02.04 - Германские языкиДиссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Марк Яковлевич БлохМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………..........4–10ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………...……......11–145ГЛАВА 1.

Категория интенсивности как художественный прием...........11– 531.1 Теоретические предпосылки определения категории интенсивности влингвистике…………………………………………………....................…..11–181.2 Понятийная связь категории интенсивности с категориямиэмоциональности и экспрессивности…………………………………....…19–221.3 Реализация категории интенсивности в диктеме художественноготекста………………………………………………………………...…….... 23–261.4 Категория интенсивности в жанрово-стилевой дифференциациихудожественного текста……………………………...………………...........27–361.5 Роль категории интенсивности в реализации художественногопротивопоставления …………………….…………………………….…….37–471.6 Методология исследования имен прилагательных современногоанглийского языка, маркирующих выражение категории интенсивности вдиктеме художественного текста...…………………………..……………..48–51Выводы по Главе 1…………….……………………….………....................52–53ГЛАВА 2.

Имена прилагательные, обозначающие признак предмета ипризнак явления в интенсивно-маркированной диктеме художественноготекста……………………………………………………………………......54–1062.1 Признак предмета в интенсивно-маркированной диктемехудожественного текста................................................................................. 54–902.2 Признак явления в интенсивно-маркированной диктеме художественноготекста …...…………………………… …………………………...………..91–104Выводы по Главе 2.………………………….............................................105–106ГЛАВА 3.

Имена прилагательные, обозначающие признак образа действия ипризнак отношения в интенсивно-маркированной диктеме художественноготекста ………………………………………………………………...……107–14533.1 Признак образа действия в интенсивно-маркированной диктемехудожественного текста ………………………………….........………....107–1233.2 Признак отношения в интенсивно-маркированной диктемехудожественного текста…………………………….….…………….…...124–143Выводы по Главе 3..…………………………………................................144–145ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...........................................................................146–150СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……..........................................151–164СПИСОК СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ…………………..............164–167СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГОМАТЕРИАЛА……………………………………………………………..167–1684ВВЕДЕНИЕИсследованиепосвященоизучениювыраженияинтенсивностивысказывания, которое до сих пор остаётся недостаточно определённым посвоему категориальному статусу в отечественной и зарубежной литературе.До настоящего времени, несмотря на неослабевающий интерес к этомуявлению, исследователи продолжают дискутировать об аспектах выделениякатегории интенсивности, поскольку трудность решения этой проблемысостоит в том, что аспект интенсивности существует лишь в слиянии саспектами эмоциональности и экспрессивности.Сложность дифференциации этих смежных свойств текста/речи требуетобратиться к определению каждой из указанных категорий.Интенсивность – стилистическая категория, отражающая меру силывоздействия на читателя/слушателя, значение которой подразделяется на дватипа: первый – неградационная интенсивность, второй – градационнаяинтенсивность.Неградационнаяинтенсивностьуказываетнавысокуюстепеньреализации категории вне градации меры.Градационная интенсивность указывает на свойства нарастания,убывания и количественную неопределённость, то есть градуальность.Эмоциональность – выражение чувств говорящего.

Проявлениеэмоциональной реакции относится к первому лицу, это психологическоесостояние «я», и маркирует часть диктемы, содержание которой отражаетвыражениеличностьюсвоихпсихологическихсостояний,чувствиотношений, соответствуя самовыражению говорящего и отражая еговнутреннее состояние.Экспрессивность – свойство текста/речи передавать смысл с увеличенным эффектом воздействия, результатом которого является эмоциональноеили логическое усиление, связанное с намерением убедить адресата5посредством целенаправленного влияния на него. Экспрессивность относитсяко второму лицу, то есть выражает психологическое состояние «ты, вы».Художественное противопоставление – один из принципов организациитекста художественной литературы, который реализуется в выраженииконтрастного соотношения между словесными единицами и вытекает изсоположенияпредставлений,отличающихсяоппозициональностьюихпризнаков.

Категория интенсивности, оказывая воздействие на категориюхудожественногопротивопоставления,способствуетэмоциональномувосприятию текста произведения.В художественном тексте посредством взаимодействия категорийинтенсивности, эмоциональности, экспрессивности и художественногопротивопоставления автор осуществляет эстетическое воздействие начитателя/слушателя.Две природы интенсивности – неградационная и градационная какмера силы воздействия выражаются в словесном компоненте и реализуются вдиктеме художественного произведения.Словесныйпредставляетопределяемуюкомпонент,собойнепосредственнословеснуюдругойединицусловеснойилиединицейинтенсифицируемый,самодостаточную,или(прилагательноеприсуществительном, наречие при прилагательном, служебный усилитель признаменательной части речи).Словесным компонентом исследования является имя прилагательное.Имя прилагательное, обозначая признак, отражает в конкретном случаекачественный показатель интенсивности.воплощенияинтенсивностиизучаютсяНеградационное и градационноенаосноветипологииименприлагательных, обозначающих признак предмета, явления, признак образадействия и признак отношения.Словесный компонент изучается в диктеме – элементарной единицечленения текста, выделенной собственной микротемой, которая реализуетчетырефункциональныхаспектаречи–номинацию,предикацию,6тематизацию и стилизацию – и является ключевой единицей для анализалюбого текста, в том числе художественного.

Диктема является основнойединицей анализа текста исследования, так как в диктеме легко обозримовыражениенеградационногоиградационноготиповкатегорииинтенсивности.Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучениядвух воплощений категории интенсивности в диктеме художественногопроизведения.Научная новизна определяется тем, что в исследовании предпринятапопытка раскрыть типы интенсивности: неградационный и градационный,которые обладают рядом уникальных характеристик и раннее не выступалиматериалом исследований.Теоретической основой исследования стали работы профессораМ.Я. Блоха, посвященные теории диктемной структуры текста, а именно:представление о диктеме как элементарной единице номинации, предикации,тематизацииистилизациитекста,позволяющейразграничитьнеградационный и градационный типы интенсивности.

Многие аспектыкатегории интенсивности были рассмотрены в работах отечественныхлингвистов И.В. Арнольд, Е.В. Великой, В.В Виноградова, И.Р. Гальперина,Г. Н. Гумовской, В. Н. Телии и зарубежных лингвистов Д. Болинджера,С. Гринбаума, Х. Фаулера и других.Объектомисследованияявляютсяименаприлагательные,функционирующие как составные части диктем современных англоязычныххудожественных текстов.Предметом исследованияявляютсямеханизмыразграничениянеградационного и градационного типов категории интенсивности втекстовом стилистическом сплаве.Целью исследованияявляетсявыявлениеспособовреализациинеградационной и градационной природы интенсивно-маркированных имен7прилагательных и разграничение видов интенсивности высказывания вдиктемных частях англоязычных художественных произведений.Достижение цели предполагает решение следующих задач:– проанализировать проблемы выделения и исследования категорииинтенсивности и обобщить полученный теоретический материал;– охарактеризовать интенсивность как стилистическую категорию,отражающую меру силы воздействия на читателя/слушателя;– обозначить формы выражения категории интенсивности на разныхязыковых уровнях с опорой на диктемную теорию;– описать механизмы разграничения неградационного и градационноготипов категории на основе интенсивно-маркированных имён прилагательныхв диктеме художественного текста.Цель и задачи исследования обусловили комплексное использованиеразличных методов:– диктемного метода анализа;– метода лексикульного анализа;– метода семного анализа;– контекстологического метода анализа;– метода компонентного анализа;– метода семантического развертывания.Материалом исследования выступают произведения художественнойлитературы разных жанров начала XXI века, получившие высокую оценкулитературных критиков и отобранные методом сплошной выборки изпроизведений, таких авторов как Grace McCleen «The land of decoration», JeanKwok «Girl in translation», Kate Atkinson «Started early, took my dog», Jojo Moyes«Me before you», Kinsella Sophie «I’ve got your number», Julian Barnes «Sense ofan ending», Allison Pearson «I don’t know how she does it», Robert Galbraith «Thecuckoos calling», Stephen King «Mr.

Mercedes», Patrick Rothfuss «The wise man’sfear», Rick Yancey «The 5th wave», Oliver Lauren «Before I fall», Andy Weir «TheMartian», James Bowen «A street cat named Bob».8Теоретическая значимость исследования определяется раскрытиемтеорииодвуххудожественноговоплощенияхтекста,акатегорииименноинтенсивностиобозначениевдиктемезакономерностейразграничения и определение типа категории.Практическая значимость исследования заключается в возможностииспользования материалов исследования в лекционных курсах и напрактических занятиях по грамматике, лексикологии, стилистике, а также длясоставления учебных пособий и написания курсовых и дипломных работ.Разработанные типологии имен прилагательных могут представлять ценностьдлялексикографической практикипри составлении одноязычных идвуязычных словарей.Апробация исследования.

Основные положения диссертационногоисследования обсуждались на научных сессиях по итогам научноисследовательской работы Института иностранных языков МПГУ за за 2015,2016 и 2017 годы и докладывались на международных научно-практическихконференциях (Москва). По результатам исследования опубликовано 4 статьив журналах, рецензируемых ВАК РФ.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.Во введении разъясняется выбор темы исследования, актуальность,научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяютсяобъект, предмет, цель и задачи исследования, устанавливаются основныеметоды исследования и формулируются положения, выносимые на защиту.В первой главе рассматриваются подходы к изучению категорииинтенсивности, разграничиваются понятия интенсивности, эмоциональностии экспрессивности, анализируется реализация категории интенсивности вдиктеме художественного текста и в жанрово-стилевой дифференциациихудожественного текста, обозначается роль категории интенсивности вреализации художественного противопоставления и описывается методология9исследования имен прилагательных современного английского языка,маркирующих выражение категории интенсивности.Во второй главе анализируются имена прилагательные, обозначающиепризнак предмета и признак явления, и в третьей главе анализируются именаприлагательные,обозначающиепризнак образадействияи признакотношения в интенсивно-маркированной диктеме художественного текста:два воплощения категории интенсивности (неградационное и градационное)анализируются с позиции эмоционального и экспрессивного воплощения, идетально описываются грамматические и семантические связи.В заключении формулируются основные выводы по результатампроведенного исследования.Список литературы содержит труды по проблемам грамматики,семантики, стилистики текста на русском и английском языках.На защиту выносятся следующие положения:1.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее