Диссертация (Мотив змееборчества в русской сказке и былине к вопросу о национальной специфике)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мотив змееборчества в русской сказке и былине к вопросу о национальной специфике". PDF-файл из архива "Мотив змееборчества в русской сказке и былине к вопросу о национальной специфике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиТРОФИМОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧМОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В РУССКОЙ СКАЗКЕ И БЫЛИНЕ:К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕСпециальность 10.01.09 – фольклористикаДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Т. А. ЗолотоваЙошкар-Ола – 20182ОГЛАВЛЕНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………..…………………………………….…………………4-25ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………….……………………….……..…………26-259Глава 1.
Образ змееподобного существа в контексте змееборческогомотива……………………………………………….…………….…..…………26-941.1. Генезисиэволюциязмееборческогомотивавзападнойкультуре………………………………………………………….……………26-691.2. Возможныекорниобраза.Классификациязмееподобныхсуществ…………………………………..........................................................69-92Выводы по Главе 1…………………………………………………………...92-94Глава 2. Змееборческиймотивврусскойнароднойтрадиции……………………………………………..………..………….…….95-1762.1. Генезис и типология мотива змееборчества в русской народнойтрадиции……………………………………………………………..….…...95-1122.2. Змееборчество в русской сказке………………………….………….112-1432.3. Змееборчество в русской былине………………….…..….…………143-172Выводы по Главе 2…………..…………………………………………….172-176Глава 3.
Змееборчествоврусскойсказкеибылиневконтекстезападноевропейской традиции…………….………………………………...177-2593.1. Мотив змееборчества в западноевропейской (британской)традиции……………………………………………………………………177-1883.2. Змееборчество в западноевропейской (британской)легенде…………………………..……………….…………………………188-2163.3. Змееборчество в западноевропейской (британской)сказке……………………………………………..………………...………216-253Выводы по Главе 3……………………………...…………………………253-259ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………….260-266СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..………………267-288ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….………..…...289-4883Приложение 1.
Основные этапы развития образа змееподобного существа вконтексте змееборческого мотива в западнойкультуре…………………………………………………………….………289-290Приложение 2. КлассификациязмееподобныхсуществКарлаШукера,выполненная на основе их внешнихпризнаков……………………………………………….……………………….291Приложение 3. Условныесокращениятипичныххарактеристикобразазмееподобного существа в русской сказке……………………………....292-293Приложение 4. Условные обозначения источников фольклорных текстовв рамках исследования………………………………………………..…...294-297Приложение 5. Сопоставительныйанализрусскихсказочныхтекстов,включающих мотив змееборчества………………….…………….……..298-334Приложение 6. Сопоставительныйанализрусскихбылинныхтекстов,включающих мотив змееборчества…………………………………..…..335-366Приложение 7.
Традиционные роли змееподобного существав фольклорных сюжетах рассматриваемых жанров…………………….367-398Приложение 8. Анализ британских легендарных текстов,включающих мотив змееборчества……………………………….……...399-452Приложение 9. Примеры британских змееборческих сюжетов (оригинальныетексты и их переводы на русский язык)………………………….……...453-4884ВВЕДЕНИЕМировая и русская классика была и остаётся главнейшим источникомсоздания новых текстов в литературе.
В свою очередь, одной из ключевыхсоставляющих классического наследия является устное народное творчество.Популяризация его выдающихся образцов приобретает в современном обществепринципиальный характер. Вместе с тем, своеобразие этих произведенийстановится более ощутимым и даже приобретает отчетливо выраженный характерна фоне других национальных традиций. Ещё А. Н. Веселовский обращалвнимание на способность «чужого» придавать «более яркую форму тому, что ужесуществовало в поэтическом сознании народа как невыясненное им или толькопотенциальное» [22, с.
211-212]. Современные исследователи отмечают, чтомежкультурные параллели не только обеспечивают новый угол зрения на явление(сюжет, образ и т. д.), но и позволяют увидеть его историческую перспективу[26, с. 4; 99, с. 12]. В настоящей работе предпринимается попытка показатьнаиболее очевидные моменты национальной специфики весьма популярных всовременнойотечественнойсюжетовфоненакультуредраконоборческихзападноевропейских(британских)измееборческихтекстовпутёмихсопоставительного анализа.Междисциплинарный характер исследования.Драконоборческие и змееборческие сюжеты, так же как и сами образы змеяи дракона1, встречаются в фольклоре и культуре многих народов.
Змееподобныесущества играют важную роль в мифологических системах как восточных, так изападных культур. У народов Африки и доколумбийской Северной и ЮжнойАмерики также бытуют представления о созданиях, имеющих змеиные черты[164, с. 46]. В наше время образ дракона можно назвать одним из наиболее«устойчивых» концептов, который нашёл своё место в сознании практическикаждого современного человека.1К вопросу взаимосвязи и разграничения терминов «змей» и «дракон» мы обратимся в первой главе нашегоисследования (см. с.
26-28).5Доктор Карл Шукер (Karl P. N. Shuker)2, одной из главных областейнаучных интересов которого является генезис образа дракона в мифологии,фольклоре и массовой культуре, писал: «Из всех легендарных монстров именноэто многоликое мифическое чудовище нашло исключительно богатое визуальноевоплощение в произведениях искусства, принадлежащих ко всем существующимстилям, эпохам и категориям – от классической живописи, храмовых статуй,татуировокицифровогоизобразительногоискусствадомультфильмов,костюмов, орнаментов, геральдической символики и мн.
др. А символическоезначение дракона в религии, снах, алхимии, психологии, астрологии и другихсферах человеческой деятельности столь же притягательно, сколь и сложно»3[230, с. 11].Нам представляется маловероятным, что популярность этого образа, атакже некоторых традиционных фольклорных сюжетов с его участием,находящих новую жизнь в продуктах современной массовой культуры, пойдёт вближайшее время на спад. Напротив, выражаясь словами В. Н.
Дёмина, сегоднямы наблюдаем своего рода «драконий бум» [33, с. 267]. Согласен с такой оценкойиК. Шукер:«Невозможнотакжепереоценитьогромнуюнеугасающуюпопулярность и выдающуюся роль, которую играет этот замечательный зверь всовременной литературе, музыке, кинематографе, компьютерных играх и прочихродственных перечисленным сферах информационного пространства» [230, с. 11].Образ дракона занимает, на наш взгляд, особое положение в культуре имифологиинародовраспространённостью,сочетаниисмира,обусловленноесимволическойширокимспектромегокомплексностьюролей,которыеонкросс-культурнойизначимостьюможетигратьввмифологических и фольклорных сюжетах. Поэтому совершенно справедливымпредставляется тот факт, что современная наука нередко делает его одним из2Здесь и далее при первом упоминании иноязычных имён собственных или наименований научных работ вскобках мы будем приводить вариант на языке оригинала.
Если публикация не имеет официального перевода нарусский язык, будет приведено оригинальное название, а в скобках указан наш вариант русского перевода.3Переводы цитат из англоязычных источников выполнены автором настоящей работы.6основных объектов интереса в контексте изучения различных плоскостеймирового культурного пространства.ДокторфилософскихнаукВ. Н. Дёмин[33],антропологД.
Джонс(David E. Jones) [202], натуралист Э. Инджерсолл (Ernest Ingersoll) [198],фольклорист Ж. Симпсон (Jacqueline Simpson) [231], зоолог К. Шукер [229, 230],археолог Г. Эллиот Смит (Grafton Elliot Smith) [175] – даже этот небольшойперечень имён даёт представление о том, насколько широк спектр наук,представители которых прибегают к изучению той или иной стороны этогодревнего образа.Этот факт определяет междисциплинарный характер нашего исследования:в рамках работы предполагается обращение к исследованиям и выводампредставителей таких наук как литературоведение, антропология, зоология,религиоведение, мифология.
Последняя может дать нам особенно богатыйтеоретический материал.Генезис образов, мотивов и сюжетов, к которым мы обратимся в даннойработе, непосредственно связан с их древними мифологическими корнями 4.А. И. Голованов говорит о том, что фольклорное сознание состоит из двухвзаимосвязанныхивзаимодействующихдругсдругомуровней–мифологического и исторического. Он утверждает, что в основе фольклора каксамостоятельной художественной системы лежит именно мифология, и народноесознание опирается в своём творческом процессе на мифологические образы имотивы5.