Диссертация (Формирование профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в вузе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в вузе". PDF-файл из архива "Формирование профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»На правах рукописиЧАЙКА Надежда МихайловнаФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВУЗЕСпециальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образованияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководительдоктор педагогических наук,профессорДмитрий Анатольевич ХворостовОрел – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3-18ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….
19-158Глава 1.Теоретико-методологическиеусловийформированияоснованияпрофессиональнойстановленияиндивидуальностибудущего учителя изобразительного искусства…………………………... 19-591.1.Исследование современного состояния проблемы развитияпрофессиональной индивидуальности в области философии, психологии,педагогики………………………………………………………………………. 19-341.2. Моделирование процесса становления педагогических условийформирования профессиональной индивидуальности будущего учителяизобразительного искусства…………………………………………………… 34-461.3.Классификацияпедагогическихусловийформированияпрофессиональной индивидуальности будущего учителя…………………... 47-56Выводы по главе 1……………………………………………………………… 57-58Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности моделисистемы формирования индивидуальности учителя изобразительногоискусства в вузе………………………………………………………………..
59-1542.1. Цели, содержание и этапы организации экспериментальногоисследованиявнедренияпрофессиональноймоделииндивидуальностисистемыформированиябудущегоучителяизобразительного искусства…………………………………………………… 59-972.2. Реализация моделирования в образовательный процесс высшегоучебного заведения……………………………………………………………..2.3. Анализиндивидуальностимоделисистемыбудущегоформированияучителя97-136профессиональнойизобразительногоискусства:результаты эксперимента, выводы……………………………………………. 136-154Выводы по главе 2……………………………………………………………… 154-157ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
158-161СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...162-176ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….177-1853ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Современная педагогика характеризуютсягуманистической направленностью образования, которая нашла отражение вконцепцииличностно-ориентированногоподхода.Важноеместовэтойконцепции занимают проблемы реализации индивидуальных потребностейсамого человека в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии. Всвязи с этим все большее значение приобретает зависимость содержания учебнойдеятельности педагога изобразительного искусства от его профессиональныхкачеств.
Особенностями труда учителя изобразительного искусства является то,что его индивидуальные характеристики, наряду с профессионально-творческимикачествами, определяют художественное развитие личности учащихся. Посколькупреподавание изобразительного искусства в современном социокультурномпространстве ориентировано на компоненты материальной и духовной культуры,учительсвоейдеятельностьювлияетнаэстетическую,духовнуюихудожественную сферы жизнедеятельности человека. Поэтому становитсяактуальным формирование личности будущегоучителя изобразительногоискусства, способного удовлетворить потребности современного общества вгармонизации и эстетизации окружающей среды.Законодательством(КонституцияРоссийскойРоссийской«Образование»,«ОсовершенствованияФедерацииФедерации,высшемЗаконыобразовании»)профессиональногоовысшемобразованииРоссийскойотмечаетсяобразованияФедерациинеобходимостьпутемвнедренияпрогрессивных образовательных технологий, направленных на формированиепрофессиональнойиндивидуальностибудущегоучителяизобразительногоискусства [1; 2; 3; 4; 6].Происходят необходимые изменения в педагогической теории и практике,выдвигается другое содержание учебно-воспитательного процесса, различныеподходы, право и отношения, тип поведения.В настоящее время в образовании приветствуется принцип вариативности,предлагающий педагогам выбирать и моделировать педагогическую деятельность4в различных аспектах.
Это направление является прогрессивным в обучении,дающимвозможностидлятворческогоинтерпретированиясодержанияобразовательного процесса, что помогает повысить эффективность образования.Становится важным внедрение и апробация на практике нововведений,позволяющих формировать профессиональную индивидуальность будущегоучителя изобразительного искусства.Реальнаяподготовкаучителяизобразительногоискусствавыявиланеобходимость нового индивидуального подхода, а именно разработки новоймодели в организации образования, когда встают задачи учета применениянаправленияразвитияпрофессиональнойличностно-ориентированнойдеятельности, новторские подходы к образованию в области изобразительногоискусства, профессиональную составляющую знаний, умений и навыков каксамих педагогов, так и обучаемых.Степеньизученностипроблемы.Ретроспективныйанализ научныхисточников выявил историческое развитие профессиональной индивидуальностибудущегоучителя,котороезародилосьещевантичныевременаирассматривалось многими учеными.Аристотель выделил три вида свойств разума – созерцательный, действенныйи творческий (от отличия научного, художественного и коммуникативноготворчества как деятельности – ремесла и ее результата).Ярослав Мудрый как «влюбленный в книгу, в познание нового, создавал всеусловия для земли русской по развитию духовного и научного потенциала».[145, с.19].Основоположникипедагогики(П.П.
Блонский,Я.А. Коменский,К.Д. Ушинский) придавали огромное значение личности учителя, месту в учебновоспитательномпроцессе,социальнойответственности,требованиюкпрофессиональной подготовке. [24; 34; 72; 102; 104; 130]Так, Я.А. Коменский в трактате «О культуре природных дарований»подчеркивал: «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовленко всем случайностям». Он видел в учителе с садовника, трепетно ухаживающего5за растениями, архитекторе, который по кирпичику наращивает знаниямичеловека, скульпторе, осекающем все лишнее и доводящего до совершенства умыи души людей, полководце, борющемся против бескультурья и безграмотности[24, С.
248-284].Усовершенствование этой идеи принадлежит К.Д. Ушинскому, которыйговорил, что «Только личность может действовать на развитие и определениеличности, только характером можно образовать характер» и о том, что педагогдолжен идти в ногу со временем, быть деятельностным в обществе, нестикультуру в массы, бороться с недостатками и неграмотностью, показывать изистории предков самое лучшее, а его дело должно быть самым важным по сути,которое определяет куьтурную роль государства и народа, и видется внешненезаметным. [130, С.32]. Он говорил об искусстве педагогики, что педагогическаятворческая и практическая деятельность, служащая наивысшим нравственным идуховным потребностям людей является искусством. Оно будет единственнымпервостепенным из всех видов искусства, стремящимся быть полезным вудовлетворении потребностей общества, его развитии, совершенствованииокружающего мира, самого человека, его души.В.А.
Сухомлинский отмечал: Важнейшеим смыслом работы педагогапредставляется в открытии в каждом члене общества творца, направить егонаинтеллектуальную, творческую, креативную, индивидуальную деятельность.Увидеть в каждом обучающемся искру таланта, показать, помочь раскрыть егонеповторимость, индивидуальность – вот что означает воспитать личность навысоком уровне [124, С.102].Педагогическое мастерство, по мнению А.С.
Макаренко,− это знаниеособенностей педагогического процесса, умение его построить и привести вдвижение. Часто педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкампедагогической техники, хотя это одно из внешних проявлений компонентовмастерства. А.С. Макаренко был убежден, что каждый может овладетьпедагогическим мастерством при условии целенаправленной работы над собой в6процессе приобретения осмысленного и проанализированного практическогоопыта. «Педагогическое мастерство − это сплав личностных и профессиональныхкачеств» [133, С.29-31].Как видим, роль личности учителя, искусство в его деятельности являютсяпервоочередной задачей в профессиональной подготовке специалиста.ДляГ.С.
Альтшуллер,О.Н. Блох,Т.П. Варфоломеева,Г.А. Ващенко,И.В. Гриненко, С.П. Грушевский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Чаплыгина важным вобщепедагогической подготовке как компонент связи с творчеством учебногопроцессаявлялосьобъединениетеоретическогоипрактическогопрофессионального обучения [12; 25; 34; 35; 45; 46; 116; 136].Методологическиеосновыподготовкибудущегоучителякпрнофессиональной педагогической деятельности изучались А.Н.
Алексюком,В.В. Бойко, Б.А. Каревым, Л.В. Кондрашовой, В.Л. Коршуновым, В.С. Кузиным,С.П. Ломовым,В.В. Лучанской,Н.Н. Ростовцевым,В.А. Сластениным,Н.К. Шабановым, Е.В. Шороховым, Е.А. Щербаковой, М.Д. Ярмаченко. В работахраскрывается необходимость в становлении системы общепедагогическойподготовки будущих учителей одновременного увеличения требования кфункциямсодержанияпедагогическихдисциплиниметодовработы,рассматриваемую как основу формирования профессионально значимых качествиндивидуальностипедагога-художника.Именнотогдаобеспечиваетсяцелостность педагогической сформированности, взаимодействие теории ипрактики, комплексность и преемственность получения знаний.