Глава 2 (Учебник в PDF)
Описание файла
Файл "Глава 2" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Глава 2. КУЛЬТУРАОбщество, социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характеррегулирования отношений между людьми определяются культурой. Понятие “культура”чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют массупредикатов (специальных определений), выделяя, например, технологическую,цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую,музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную идр.Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения,норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированныхв предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемыхпоследующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданныечеловеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи иустановленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты илипредметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили,картины, гамаки и крытые стадионы.
Культура – это основа, позволяющая людяминтерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как обществопредставляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми. Культура– это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда,искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.§ 2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫАмериканские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150определений культуры и разделили их на шесть основных типов.Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, чтоохватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культурыявляется знаменитый антрополог Э.
Тайлор. Согласно Тайлору, “культура, илицивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний,верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых другихспособностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.Исторические определения, в которых акцентируются процессы социальногонаследования, традиция.
Примером здесь может служить определение, данное известнымлингвистом Э. Сепиром: культура – это “социально унаследованный комплекс способовдеятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни”. Недостаток определенийэтого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего извиду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.Нормативные определения делятся на две группы. Первая из них – определения,ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К.Уислером, “образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой...Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которымследует племя”. Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления обидеалах и ценностях.
Например, согласно определению, данному философом Т. Карвером,“культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализациивысших способностей человека”, а социолог У. Томас считает, что “культура – этоматериальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи,установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях илицивилизованных людях”.Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:1.
либо на процессе адаптации к среде: “Совокупность приспособленийчеловека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Этиприспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, какварьирование, селекция и передача по наследству” (социологи У. Самнер иА. Келлер);2. либо на процессе научения: “Культура – это социологическое обозначениедля наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку отрождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос илисоциальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколениемзаново путем обучения у взрослых людей” (антрополог Р. Бенедикт);3.
либо на формировании привычек: “Культура – это формы привычногоповедения, общие для группы, общности или общества. Она состоит изматериальных и нематериальных элементов” (социолог К. Янг).В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют “чисто психологическиеопределения”, например: “Под культурой мы будем понимать совокупность всехсублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, чтоподавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации”(психоаналитик Г. Рохайм).Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурнойорганизации культуры.
Здесь характерны определения, данные антропологом Р.Линтоном: “а) ...культуры – это в конечном счете не более чем организованныеповторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученногоповедения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаютсяпо наследству членами данного общества”.Генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения. Этиопределения разделяются на четыре группы:1.
в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: “В самомшироком смысле слова культура обозначает совокупность всего, чтосоздано или модифицировано сознательной или бессознательнойдеятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг сдругом или воздействующих на поведение друг друга” (социолог П.Сорокин);2. в которых упор делается на идеях: “Культура – это относительнопостоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществепосредством процессов обобществления” (социолог Г.
Беккер);3. в которых подчеркивается роль символов: “Культура – это понятие дляособого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений,которые зависят от реализации умственной способности, специфичной длячеловеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее,культура включает материальные объекты – орудия, приспособления,орнаменты, амулеты и т.д., а также действия, верования и установки,функционирующие в контекстах символизирования. Это тонкий механизм,организация экзосоматических путей и средств, используемых животнымособого рода, т.е. человеком, в борьбе за существование или выживание”(социолог Л.
Уайт);4. в которых культура определяется как “то, что отличает человека отживотных” (философ В. Оствальд).(См.: Ионин Л.Г. Социология культуры.М., 1996. С. 44-47.)Один из вариантов определения культуры может быть таким: культура – это поведение,присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи сматериальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения.Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий,технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д.
Развитие культурызависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.Существование и использование культуры основано на способности, которой обладаеттолько человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность крациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведениясреди высших животных показало недостаточность этого понимания.
Термин“обозначение” был предложен как более адекватное понятие для определения уникальнойумственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событийопределенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами.Членораздельная речь – язык – является хорошим примером. Значение слова “собака” не всамих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно.Обозначение – это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать ссимволизацией, которая имеет совершенно другой смысл.§ 2.2. КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫНормыБлагодаря культуре у индивида образуется определенная система общихмировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия.Наличие у множества индивидов сходных однопорядковых представлений и делаетвозможным общество как единое целое.
Кроме того, культура дает возможностьориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой “указателей” –запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели – это социальные нормы(обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.Живя в обществе, человек должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какиенет. Только при этом условии в повседневной жизни будет порядок. Только так можноопределить, какого именно поведения мы имеем право требовать от других, а другие отнас. Например, когда мы заходим в магазин, поступаем в колледж, вступаем в брак илиустраиваемся на новую работу, мы уже имеем некоторое представление относительнотого, что ожидается от нас и других в данной обстановке.
Такие ожидания и есть нормы.Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействиямежду людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенныхситуациях. Они предписывают нам, что мы “должны”, что нам “следует” и чего мы “недолжны” или чего нам “не следует” делать. Во всех культурах существует достаточнобольшой свод правил, касающийся таких вопросов, как сексуальные отношения,собственность и безопасность.Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям.
Онипозволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они не шли вразрез с действиямидругих. Но нормы – это также и цели. Мы приписываем им независимое существование,рассматривая их как “вещи”, которые само собой разумеются. Они становятсястандартами, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга ивознаграждают или порицают различные типы поведения. Некоторым нормам,называемым “нравами”, люди придают очень большое значение, строго наказываянарушителей. Другие нормы, называемые “обычаями”, рассматриваются как менеезначимые и соблюдают их не столь ревностно.Обычаи и представления относятся к привычным и обыденным условностями, которыхмы придерживаемся в своей повседневной деятельности.