Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»На правах рукописиВОСИТОВ ХАМЗААЛИ АБДУВОХИТОВИЧЦивилизационно-культурные основанияинституциональной защиты прав человекав Республике ТаджикистанДиссертацияна соискание ученой степеникандидата юридических наукСпециальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;история учений о праве и государствеНаучный руководитель –доктор юридических наук,профессор Немытина М. В.Москва-2019COДЕРЖАНИЕВведение…………………………………………………………….…...............3Глава I. Эволюция прав человека в Таджикистане……….…………….231.1.
Права человека в Таджикистане в контексте западнойи восточной правовой традиции…………...…………………………………231.2. Формирование представлений о правах человека в персидскотаджикской правовой культуре...…………………………………....……….501.3. Советская социалистическая доктрина прав человекав Таджикской ССР…………………...…………….………………………….70Глава II. Институциональные основы защиты прав человекав Республике Таджикистан…………….…….……....................................912.1. Институты государства по защите прав человекав Республике Таджикистан…...……..………………....................................912.2.
Институты гражданского общества по защитеправ человека в Республике Таджикистан……...…...................................148Заключение………………………………………………………………......185Источники и литература…………………………….………….….……....1912ВВЕДЕНИЕАктуальность темы диссертационного исследования. В настоящеевремя проблема прав человека в Республике Таджикистан представляетсясложной и многоплановой. Несмотря на значительные успехи таджикскогообщества в развитии демократии и введение юридических гарантийзащиты прав человека, ситуация в сфере обеспечения и защиты правчеловекаостаетсядостаточнопротиворечивой.Провозглашенныезаконодательством Республики Таджикистан гражданские, политические,экономические,последовательнойсоциальныереализацииикультурныеинадежнойправазащитынесополучаютстороныгосударственных органов и общественных организаций. Кроме того,существует потребность в идеологическом обосновании процессов,проистекающих в современном обществе, на основе цивилизационнокультурных ценностей таджикского народа.Президент страны Эмомали Рахмон в своей речи, посвященной 20летиюгосударственнойнезависимостиРеспубликиТаджикистан,подчеркнул, что «статус и положение каждой нации определяется по степениее вклада в развитие мировой цивилизации и человеческой духовности,науку, литературу, искусство и обогащение сокровищницы высшихчеловеческих ценностей.
С этой точки зрения роль и труд таджиков вразвитии и укреплении общепризнанной науки, культуры очень велики. <…>Мы должны этим гордиться и всегда прилагать усилия с тем, чтобы статьдостойными последователями и наследниками великих представителейсвоего народа, а также всегда хранить пылающим светило науки, культуры ипросвещения»1.1Выступление Президента Республики Таджикистан по случаю 20-летия государственнойнезависимости Республики Таджикистан.
08.09.2011 г. // Официальный сайт Президента РТ[Электронный ресурс] // URL: http://www.president.tj/ru/node/1152 (дата обращения:10.02.2015).3Основой духовно-культурной жизни таджикского народа являютсянационально-исторические традиции. Представляется, что ДекларацияВеликого Кира (539 г. до н. э.) имеет ключевое значение в формированииидей прав и свобод человека в персидско-таджикской цивилизации. В этойДекларациибылизакрепленыосновополагающиегуманистическиепринципы: право человека жить спокойно по своему выбору, исповедоватьразную религию. Современные ученые, как западные, так и таджикские,такие как Ж.
Израэль, Ф.Т. Тахиров, А.Г. Халиков 2, в своих трудахподтвердили правовую природу этого документа, содержащихся в немправовых ценностей и традиций персидско-таджикского народа.Исследованиетаджикскогонародацивилизационно-культурныхивопросысозданияоснованийэффективнойжизнисистемыгосударственных и общественных институтов по защите прав человекаявляются важнейшей задачей правовой науки и юридической практики вТаджикистане.Таджики,будучипотомкамидревнегоарийскогонарода,населявшего территорию Средней Азии, Хорасана и части Афганистана,внесли заметный вклад в преумножение достижений политико-правовоймысли народов и наций этих регионов. Значимость идей персидскотаджикских мыслителей в формировании воззрений о нравственныхоснованиях права, равенстве, справедливости, являющихся ключевымикатегориями в развитии правовой культуры, необычайно велика.Таким образом, права человека в Таджикистане формировались подвлиянием восточной правовой культуры, что на сегодняшний деньотражается в обычаях и традициях народа, определяя состояние итенденции развития общества.2См.: Израэль Ж.
Кир Великий. М., 2006. 239 с.; Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. ДекларацияВеликого Кира как исторический источник о правах и свободах человека // Актуальныепроблемы истории и теории государства и права в условиях государственнойнезависимости Республики Таджикистан. Душанбе, 2009. С. 235–248.4Правачеловекаохватываютвсесоциокультурноеправовоепространство.
Как отмечает М.В. Немытина, существует спецификареализации прав человека в различных правовых системах и в различныеисторические периоды. «При всем многообразии институтов общества игосударства с разными целями и задачами деятельности, при полярностивзглядовиустановокразличныхсоциальных,этническихиконфессиональных групп права человека могут служить объединяющейидеей, позволяют формировать общее видение и мировосприятие» 3.В результате образования Таджикской АССР в составе УзбекскойССР в 1924 г. утвердился новый социалистический строй.
Основнымполитико-правовым источником того времени была Конституция СССР иконституции союзных республик. В конституциях Таджикистана советскогопериода (1929, 1931, 1937, 1978 гг.) отражены права, свободы и обязанностичеловека и гражданина советского социалистического периода. Великозначение гуманистических, духовных ценностей советского народа, которыеолицетворяли советский патриотизм, социалистический интернационализм игуманизм.90-егодыТаджикистанвХХвекановыйэтапознаменованывступлениемгосударственно-правовогоРеспубликиразвитияиформирования независимой государственности, основанной на новойполитико-правовой доктрине прав и свобод человека и гражданина.Западные правовые ценности и идеи прав человека получили своевоплощениевКонституциисодержаниекоторойвошлиРеспубликизападныйТаджикистан1994конституционныйг.,вопытиобщепризнанные международные стандарты в области прав человека.Внедрение прав человека в обыденную жизнь граждан, наполнениеих реальным содержанием является первоочередной задачей любого3Немытина М.В.
Право России как интеграционное пространство. Изд. 2-е, перераб.Саратов, 2008. С. 104–105.5демократическогоотмечает,чтоправовогоконцепциягосударства.правовогоТак,Р.Ш. Сативалдыевгосударства,основукоторогосоставляют права человека, «…должна опираться на опыт прошлого,достижения предшествующей социальной, политической и правовойтеории и практики, общечеловеческие ценности и гуманистическиетрадиции»4.Степень научной разработанности темы. Приоритетное развитиеинститутов государства и гражданского общества по защите прав человека вРеспубликеТаджикистан,институционализацияцивилизационно-культурнойосновеправобусловиличеловекавыборнатемыдиссертационного исследования.Цивилизационные и культурные основания развития обществаотражены в работах зарубежных авторов: Г.Дж.
Бермана, Л.В.С. Ван денБерга, Р. Давида, Л. Дюмона, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона, В. Шубарта идр.Следует обратиться к трудам российских ученых, посвященныхтрадициям западной и восточной правовой культуры, правам человека какобщечеловеческой ценности. Это работы В.А. Бачинина, С.К. Бондыревой,И.С. Брагинского, Н.В. Варламовой, О.Е. Волковой, Н.А.
Иванова,Л.П. Карсавина, Н.А. Кислякова, Д.В. Колесовой, Н.А. Крашенинниковой,И.Ю.Крачковского,Е.А.Лукашевой,В.П. Малахова,А.В. Малько,Г.В. Мальцева, А.Л. Могилевского, Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной,А.С.Панарина,А.Х.Саидова,А.В.В.П.Полякова,Сальникова,А.А.В.С.Радугина,Степина,Р.А. Ромашова,М.А.Супатаева,Л.Р. Сюкияйнена, К.В. Чистова, О.И. Чистякова и О.М. Чунаковой.Особое значение для раскрытия темы настоящего исследованияпредставляет монография Г.В.
Мальцева «Культурные традиции права»4Сативалдыев Р.Ш. Теория права и государства : учебник (на тадж. яз.). Душанбе, 2002.С. 457.6(М., 2013), где раскрываются культурно-исторические линии, которые лежатв основе развития западной и восточной цивилизаций. «Цивилизациявоплощает высшее право, естественный порядок и естественный закон,которые способны поднимать общество на высоту, близкую к идеалу. <…>Культура же проявляется в возрастающем опыте человеческого единения исолидарности, ее уровень отражает меру воспроизводимости факторовпорядка в противовес хаотическому состоянию общественной жизни»5.В работах Е.А.
Лукашевой отмечается, что «особое значение для“измерения” цивилизации имеют права человека как важнейший элементправа. Они определяют положение человека в той или иной цивилизации,степень его свободы, его взаимоотношения с властями, обществом, другимилюдьми. В конечном счете они раскрывают характер цивилизации, еесистемоцентристскую или персоналистскую направленность. <…> Этопозволяет понять суть нормативности как универсального свойствасоциального бытия»6.В.П.
Малахов концентрирует внимание на различных аспектахправовой культуры: а) право как феномен культуры (подчеркиваетсятворческая природа права); б) право как форма общественной ииндивидуальной культуры; в) право в аксиологическом аспекте (выступаетпоказателем, некоторых качеств уровня жизни общества и человека);г) право в социологическом смысле (представляет действительную жизньлюдей); д) право, которое может иметь близкую соприкасаемость ккультивированности, правовой воспитанности 7.М.В. Немытина обосновывает цивилизационно-культурный подход вправоведении, раскрывая смысл категорий «цивилизация» и «культура»,обосновывая их взаимосвязь и взаимообусловленность, используя понятия5Мальцев Г.В. Культурные традиции права.