Диссертация (Исторический опыт социального служения русской православной церкви в первой половине XX века (на примере деятельности московской православной общины на маросейке))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исторический опыт социального служения русской православной церкви в первой половине XX века (на примере деятельности московской православной общины на маросейке)". PDF-файл из архива "Исторический опыт социального служения русской православной церкви в первой половине XX века (на примере деятельности московской православной общины на маросейке)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение высшего образования«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»На правах рукописиГРУШИНААнна ФилипповнаИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙОБЩИНЫ НА МАРОСЕЙКЕ)Специальность 07.00.02 – Отечественная историяДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководитель:кандидат исторических наук, доцентКряжева-Карцева Елена ВалерьевнаМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................
3Глава 1. ТРАДИЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ .................................................................................... 241.1. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в сфересоциального служения ......................................................................................... 241.2. Традиционные формы социального служения Русской ПравославнойЦеркви ................................................................................................................... 391.3. Опыт социального служения православной общинымосковского храма святителя Николая в Клённиках на Маросейкев дореволюционный период ................................................................................ 51Глава 2.
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙЦЕРКВИ И ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ МОСКОВСКОГО ХРАМАСВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В КЛЁННИКАХ НА МАРОСЕЙКЕ В 1917–1943ГОДАХ ...........................................................................................................................
672.1. Социально-экономические и политические условия для организациисоциального служения Русской Православной Церкви и православнойобщины московского храма святителя Николая в Клённикахна Маросейке ........................................................................................................ 672.2. Пастырская проповедь как основная форма социального служенияРусской Православной Церкви и православной общины московского храмасвятителя Николая в Клённиках на Маросейке ................................................ 882.3.
Православная община московского храма святителя Николая вКлённиках на Маросейке: сохранение традиций пастырского служения.... 115ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 140СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................
147ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................ 182Приложение А (информационное) Проповеди отца Алексия ....................... 187Приложение Б (информационное) Проповеди отца Сергия .......................... 195Приложение В (информационное) Проповеди отца Бориса.......................... 1823ВВЕДЕНИЕАктуальностьпроблемыдиссертационногоисследованияобусловлена рядом факторов: во-первых, несмотря на имеющиеся труды осоциальном служении Русской Православной Церкви, исследуемая проблемаизученадонастоящеговременивотечественнойисториографиинедостаточно; во-вторых, не получили глубокого и всестороннего освещениятакие проблемы, как особенности взаимодействия государства и РусскойПравославной Церкви в сфере социального служения в первой половине ХХвека, эволюция форм социального служения Церкви в контексте социально политических изменений; недостаточно изучена роль православной общиныхрама святителя Николая в Клённиках, опыт и результаты ее социальногослужения в первой половине ХХ века.Исследованиеданныхвопросовпредставляетсячрезвычайноактуальным в научном плане, так как дает возможность более глубоко понятьпроцессы, определяющие специфику социального служения конкретнойправославной общины и Русской Православной Церкви в контекстеизменения приоритетов их взаимодействия с государством и обществом.Актуальность проблемы обусловлена и тем обстоятельством, чтоисследованиеиобобщениеосновныхнаправленийирезультатовсоциального служения как православной общины храма святителя Николая вКлённиках, так и Русской Православной Церкви в целом на протяжениинескольких десятилетий дают возможность основательнее проникнуть в сутьэтой деятельности, сформулировать теоретические и практические выводы,выработать научные рекомендации и т.
д., которые могут быть использованыгосударственными и церковными органами, учеными и практиками в своейдеятельности по исследуемым проблемам.Даннаяпроблемаотноситсяквостребованномунаправлениюисторической науки, так как дает возможность с научной точки зренияпонять сущность процесса социального служения православной общины и4РусскойПравославнойЦерквивцеломв1900–1943годы.Этообстоятельство также актуализирует тему настоящего исследования.Объектом исследования является социальное служение РусскойПравославной Церкви в 1900–1943 годах.Предмет исследования включает основные направления, формы ирезультаты социального служения православной общины храма святителяНиколая в Клённиках в исследуемый период.Цель исследования - выявить особенности социального служенияправославной общины храма святителя Николая в Клённиках в контекстецерковно-государственных отношений в 1900–1943 годах.Задачи исследования заключаются в необходимости:– проанализировать основные традиции социального служения РусскойПравославной Церкви;– выявитьстепеньизученностипроблемывотечественнойисториографии, состояние ее источниковой базы;– исследовать динамику эволюции социального служения РусскойПравославной Церкви в исследуемые годы;– проанализировать основные направления и формы социальногослужения православной общины храма святителя Николая в Клённиках;– изучить факторы, влияющие на организацию социального служенияправославной общины и Русской Православной Церкви;– обобщить результаты социального служения православной общиныхрама святителя Николая в Клённиках в исследуемые годы.Хронологические рамки исследования охватывают период с 1900 по1943 годы.
Определение его нижних рамок связано с тем, что начало ХХ векастало временем войн и революций, наибольшей нестабильности в социуме,изменениемобщественногосознания,чтоповлеклонеобходимостьпересмотра приоритетов социального служения Русской ПравославнойЦерковью, разработки и реализации идеи о церковном приходе как«монастыре в миру».5Верхние хронологические рамки ограничены 1943 годом, так какименно тогда начинается новый этап во взаимодействии государства иЦеркви, в контексте которого стало возможным избрание ПатриархаМосковского и всея Руси, возрождение Церкви как института, реализующегомногоаспектный и многовекторный процесс социального служения.Степень научной разработанности проблемы.
Постановка проблемысоциального служения Русской Православной Церкви в первой половине ХХвека, исторического опыта и результатов деятельности православнойобщины московского храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке врамках настоящего диссертационного исследования осуществляется впервые.Комплексных исследований данной проблемы в научной литературе до сихпор не имеется. Существуют научные работы, посвященные отдельнымаспектам социального служения Русской Православной Церкви.Как отметил в своей диссертации Л. Л. Махно 1, «проблема социальногослужения на разных этапах развития РПЦ изучалась отечественнымиисториками до 1917 года, однако отдельных обобщающих работ по этой темевдореволюционныйпериоднебылосоздано».Указанныйвопросрассматривали историки церковные (как светские, так и сами клирики), игражданские.
Л. Л. Махно очертил круг работ и тем, при изучении которых вдореволюционный период анализировалась социальная деятельность РусскойПравославной Церкви. Во-первых, фундаментальные обобщающие труды поистории Русской Православной Церкви второй половины XIX – начала XXв. 2; во-вторых, работы посвященные благотворительности как столичной, так1Махно Л. Л. Проблема социального служения Русской ПравославнойЦеркви в трудах отечественных историков конца XIX – начала XX в.: дис. …канд. ист. наук. – М., 2013.2Голубинский Е.
Е. История Русской Церкви. Т. 1. Период первый,Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М.: Изд. Имп. о-ва ист. идревн. рос. при Моск. ун-те, 1901; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 2т. Т. 2. Период второй, московский, от нашествия монголов до митрополитаМакария включительно. 2-я половина тома.
М.: Имп. о-во истории и древностейроссийских при Моск. ун-те, 1910; Доброклонский А. П. Руководство по русской6и провинциальной; в-третьих, вопросы социального служения затрагивалисьв сочинениях о деятельности выдающихся церковных иерархов, клириков,монахов3.Л. Л. Махно доказал, что в дореволюционный период был накопленпласт работ по проблеме социального служения, осмысление которойпроисходило как в обобщающих трудах, так и в рамках отдельных статей.Исследователь отметил, что первым термин «общественное служение» ввел внаучный оборот Е. Е. Голубинский, подразумевая под этим «социальноеслужениенауровнемонастыря,прихода,братства,т. е.уровнемикродименциальной диаконии». В дальнейшем ученые стали использоватьтакже понятия – «общественное служение», «православное служение»,«христианская благотворительность», «нищелюбие», не давая при этомнекого единого определения данному явлению 4.Л.
Л. Махно также установил существование двух уровней церковноисторическихработпозаявленнойтематике:«макроисторического(обобщающие труды по истории Церкви, исследование деяний выдающихсяправославныхиерарховвсференищелюбия)имикроисторического(изучение истории призрения на уровне епархии или прихода, в основномпредставителями провинциальной историографии)»5.церковной истории. Вып. 4.
М., 1893; Знаменский П. В. Учебное руководство поистории русской Церкви. 2-е изд. СПб., 1904; Макарий (Булгаков) митрополитМосковский и Коломенский. История русской церкви. М., 1995; Смирнов П.,прот. История христианской православной церкви. Изд. 31-е. Пг., 1916. 295 с.3Глубоковский H. Н. Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский),архиепископ Рязанский, ([ум.] 1863, XI, 11): его жизнь и деятельность. СПб.: Тип.М. Меркушева, 1914; Корсунский И.